101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Воспоминания И.В. Баракова (страница 2)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2017, 10:28

РАЗГРОМ ПРИБАЛТИЙСКОЙ ГРУППИРОВКИ, АЭРОДРОМ СВЕТЛАНА

     Гитлеровское командование стремилось, во чтобы-то ни стало удержаться в Прибалтике, заключить сепаратный мир с американо-английскими кругами. Прибалтика имела для Германии большое стратегическое значение. Она прикрывала Восточную Пруссию с северо-востока, обеспечивала действия немецко-фашистского флота в восточной части Балтийского моря и связь с Финляндией – союзницей Германии, а также со Швецией, поставлявшей Германии стратегические материалы. Имея в Прибалтике сильную группировку, немецкое командование рассчитывало создать угрозу флангу советских войск, вышедших к границам Восточной Пруссии. Стремясь сохранить оккупацию Прибалтики, противник держал здесь крупные силы – группу армий «Север» в составе 16 и 18 армий, 3-ю танковую армию
и оперативную группу «Нарва». Рубеж обороны проходил по линии Нарва, Псков, Пушкинские Горы, Пустошка. Эта линия называлась частью «восточного вала». Глубина обороны от 40 до 90 км.

     Наступление Советской Армии в Прибалтике началось 14 сентября 1944 года одновременными ударами войск 3-го, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов из районов Валга, Эргли и Бауска в общем направлении на Ригу, а 17 сентября войска Ленинградского фронта перешли в наступление в районе г.Тарту в северном направлении.
     В результате наступательных боев и победы советских войск в Прибалтике в сентябре и октябре 1944 года, разгрома немцев под Таллином и Ригой была освобождена Эстония, большая часть Латвии, выведена из строя союзница Германии Финляндия, которая объявила войну Германии, более 30 немецких дивизий были зажаты в клещи в районе Тугсусма-Либава и отрезаны от Пруссии.
     Крупное поражение гитлеровцев в Прибалтике приблизило час полной Победы над фашистской Германией.
     В этой Победе есть вклад и 334 полка.
     Наш полк каждую ночь с максимальным выходом самолетов наносил бомбовые удары по скоплению живой силы и боевой техники, железнодорожным узлам, портам, аэродромам в пунктах Круспилс, Эгре, Цесис, Торнкалис, Мемель, Виндава, Либавы и другие. Особенно большое количество боевых вылетов было совершено на Кенигсберг и Данцинг.
     Именно с аэродрома «Светлана» полк совершил наибольшее количество боевых вылетов и понес наибольшие потери. 
     Высокое политико-моральное состояние личного состава, патриотический подъем, близость конца войны – все это подбадривало экипажи, которые стремились совершить как можно больше боевых вылетов.
     В один из осенний дождливых дней полк готовился к боевому вылету. Перед полетом полковой врач Клычников Василий Иванович проверял состояние летного состава и обнаружил у некоторых командиров кораблей и штурманов высокую температуру, о чем доложил командиру полка. Лебедев В.И. приказал отстранить от вылетов больных. Тогда отстраненные экипажи пришли к командиру полка буквально со слезами на глазах просили, чтобы им разрешили лететь, уверяя, что чувствуют себя хорошо. Таких примеров привести можно очень много.
     Большинство полетов производилось в сложных метеоусловиях, так как в Прибалтике частые туманы, дожди, низкая облачность. В этих условиях от командиров требовалась инициатива, находчивость, хорошая организация. От латного состава – хладнокровие, мужество, отличная специальная подготовка.
     В одну из ночей экипажи возвращались с боевого задания.
     Командиры эскадрилий Валухов, Федоренко и заместитель командира эскадрильи Станишевский, которые летали на дальние цели, задание выполнили. Аэродром посадки затянуло туманом. Руководитель полетов направил экипаж на запасной аэродром Вильнюс. К приходу экипажей аэродром Вильнюс также закрыло туманом. Экипажи вернулись на свой аэродром и сообщили: «Осталось горючего на 40-60 минут. Что делить?».
     Руководил полетами командир полка Лебедев В.И. выпустил ракеты вертикально вверх и экипажи увидели разрывы поверх тумана, который как стало ясно закрыл аэродром тонкой полосой. Василий Иванович дал указание дежурному по полетам обозначить посадочную полосу кострами, разжечь отработанные масла в жаровнях, а экипажам Станишевского, Федоренко, Валухова по радио с интервалом 2-3 минуты пройти дальний привод на высоте 200 метров посадочным курсом и идти на посадку; полоса будет обозначена кострами, а начало посадочной полосы – ракетами. Все три экипажа благополучно произвели посадку на свой аэродром.
     Очень ответственное задание полк выполнял 14 декабря 1944 рода – нанести бомбовый удар по морскому порту Либава, по кораблям с десантом и боевой техникой. Полк выставил больше 20 экипажей. Ночь была тревожной, многие экипажи по радио докладывали, что над целью интенсивно обстреливает зенитная артиллерия и атакуют истребители. Экипаж командира корабле Новоторова, в котором летел штурман полка Лужин по радио доложил: «Задание выполнено, нас сбила зенитная артиллерия. Горим, падаем, возможно, дотянем до линии фронта». На этом связь прервалась. По получению радиограммы командир полка Лебедев В.И. приказал своему заместителю майору Гаврилову Т.К. и заместителю штурмана полка капитану Драгомиру В.С. немедленно вылететь на розыски пострадавшего экипажа. Через несколько минут майор Гаврилов вылетел на розыски боевых товарищей. Было еще темно, когда самолет приземлился на аэродроме Шауляй, находящийся в 5 км от линии фронта. Здесь проходил маршрут экипажа Новоторова. Шауляй – самый близкий фронтовой госпиталь от линии фронта. Гаврилов и Драгомир зашли в регистратуру и спросили: не поступали ли к ним члены экипажа с самолета, живые или мертвые. После длительной и тщательной проверки им ответили, что нет. Тогда экипаж Гавлирова взлетел и взял курс к линии фронта и произвел посадку на выбранный по карте площадке, находящейся точно по маршруту пострадавшего самолета, примерно 200 м от переднего края. Самолет обстреливался немцами, но экипажу много раз летавшему к партизанам, к этому было не привыкать. За поляной, на которую сели, речушка и лес, за ними окопы противника, шел постоянный обстрел. Никто не осмеливался высунуть голову из траншеи. А тут сел самолет, который привлек всеобщее внимание. Сразу же нашлись смельчаки, которые с фронтовыми предосторожностями стали подползать к самолету.
     После короткой беседы с солдатами Гаврилов и Драгомир поняли, что, наконец, напали на след. Нашлись люди, которые не только видели, как этой ночью упал горящий самолет, но и вытащили из самолета погибших и обгоревших летчиков, погрузили в машину и отправили в Шауляй в морг. Затем подошел командир батальона, и подтвердил эту трагическую историю.
     В вечерних сумерках 15 декабря экипаж взлетел обратно на аэродром Шауляй. В кабинете начальника госпиталя задается тот же вопрос о погибших в прошлую ночь летчиках. Ответ прежний: «Никого! Летчики в госпитале нигде не зарегистрированы». Однако главврач разрешил Герою Советского Союза Гаврилову и капитану Драгомиру посетить морг в сопровождении медицинской сестры.
     На дворе был мороз, в морге, естественно тоже, как в холодильнике. Морг был размещен в каком-то просторном, очень длинном сооружении, по-видимому, бывшем бомбоубежище. Бои были сильные, потерь было много. Со всех сторон сюда привозили павших воинов. Гаврилов и Драгомир прошли до конца морга, но экипажа Новоторова не обнаружили. На обратном пути тоже ничего не нашли. Когда до выхода было уже не более двух шагов, сзади раздался какой-то странный звук. От неожиданности у Гаврилова и Драгомира даже волосы поднялись. Они обернулись и опять включили ручные фонарики и увидели рядом с выходом среди трупов приподнятую руку, бросились к ней. Рука оказалась живая, хотя тело уже было заложено трупами. Втроем расчистили место – показалась голова, и затем туловище в обгоревшем летном комбинезоне. Проверили документы – перед ними Лужин. Тут же рядом нашли еще живого, но тоже без, сознания радиста Савченко. Остальные члены экипажа были мертвы. Срочно на помощь пришли опытные медработники, начали делать уколы и оказывать положенную помощь. Произошло не особенно приятное объяснение с руководством госпиталя, но главврач попросил извинения за нечеткую работу эвакуаторов, которые в запарке боя поместили в морг летчиков.
     Солдаты действительно извлекли из горячего самолета, как они сами считали, семь трупов. Едва это сделали, как самолет взорвался. Все члены экипажа не проявляли никаких признаков жизни и поэтому неопытные санитары поместили их в морг.
     После лечения и отдыха Лужин и Савченко продолжали выполнять боевые задания.
     В эту ночь на аэродром Светлана не вернулись кроме экипажа Новоторова и экипаж Соколова. Он был сбит на территории противника. Через некоторое время перешли линию фронта и вернулись в часть командир корабля Соколов Юрий Дмитриевич и штурман Шишов Владимир Васильевич.
     Был такой случай: в середине сентября 1944 года полк бомбардировал г.Деркемен. Экипаж командира корабля Ивлева Г.Б. и штурмана Сокольского при заходе на цель был дважды атакован фашистским потребителем МЛ-110.
     Выполнив боевое задание, экипаж вернулся на поврежденном самолете на свой аэродром. В этом полете были ранены правый летчик младший лейтенант Сиромащенко Г.А. и стрелок-радист Линников. Инженеры и экипаж обнаружили много пробоин в хвостовом оперении, рули поворота и глубины изрешечены осколками снарядов и пуль. Но в течение дня инженерная служба отремонтировала и подготовила к очередному боевому вылету самолет.
     Одним словом – люда совершали массовый героизм. Особенно мне врезалась в память гибель радистки Наташи, о которой написал корреспондент Чернов в газете «Красный сокол» 7 августа 1945 года, Этот очерк уже был приведен в одном из приложений, поэтому скажу коротко. Наташа, работая наземной радисткой, прошла множество преград, прежде чем села в самолет. И за первый же вылет, который проходил ночью, Наташа получила благодарность командира. Работала она на борту хладнокровно, не боясь опасности.
     В апреле 45-го экипаж, в котором была Наташа, бомбил Кенисберг. Над целью самолет был встречен мощным огнем зенитной артиллерии и подожжен. Никто из экипажа не остался в живых. Только Наташа успела с борта самолета Поташова дать радиограмму, которая до сих пор хранится в полку: «Задание выполнено. Максимова».
     В январе-апреле 1945 года 334 авиаполк активно принимал участие в Восточно-Прусской операции. В результате успешных действий 2-го и 3-го Белорусского фронтов пала крепость Кенигсберг. Противник потерял 42 тысячи солдат и офицеров, сдались в плен 92 тыс.человек.
     Большие потери были и у наших войск. За эту операцию большая группа солдат и офицеров полка была награждена медалью «За взятие Кенигсберга».
     Наступление продолжалось.
     В марте 1945 года 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты вышли к реке Одер и стали готовится к Берлинской операции. Наш полк перебазировался на аэродром Кренги под Вышковым (Польша), и принял самое активное участие в завершающей войну Берлинской операции путем нанесения бомбовых ударов по Берлину.
     Какая была обстановка? Участие полка в Берлинской операции.
     Гитлеровское командование на Берлинском направлении сосредоточило крупные группировки войск: 40 пехотных, 10 танковых и 9 моторизированных дивизий с большим количеством артиллерии, минометов, авиации и другой боевой техники.
     Сняли 12 армию с западного фронта для усиления берлинской группировки. Общая глубина оборонительной зоны достигла 100 км. Фронт обороны 300 км. Берлинская операция проходила в период с 16 по 19 апреля. В ней участвовали: 1-й и 2-й Белорусские и 1-й Украинский фронты, 41600 артиллерийских орудий и минометов, 6300 танков и 8400 самолетов.
     1-й Белорусский фронт, командование над которым принял Георгий Константинович Жуков, наступал на Берлин: частью сил в обход города с севера и северо-запада, 1-й Украинский фронт – частью сил в обход города с юга и юго-запада. Остальные силы были брошены
на запад и северо-запад с целью быстрейшего выхода на Эльбу. Войска 2-го Белорусского фронта ударом своей главной группировки из района Штетина в общем направлении на Росток должны были отсечь от Берлина три немецкие армии, прижать их к морю и уничтожить.

     Фронтовая авиация Дальнего действия, в том числе и наш полк, днем и ночью наносила бомбовые удары по живой силе, боевой технике, укрепленным рубежам в пунктах Кюстрии, Лангзов, Мюнхенберг, Берлин и другим городам.
     Летный состав полка давно ожидал день, когда будет произведен боевой вылет на логово фашизма – Берлин и этот долгожданный день настал – 21 апреля 1945 года.
     С радостью, в приподнятом настроении готовился личный состав полка к боевому вылету на Берлин. На старт было вынесено Полковое Знамя, Боевой вылет на Берлин возглавил командир полка полковник Лебедев Василий Иванович. Все экипажи приняли участие в выполнении ответственного задания и успешно завершили его. Последний боевой вылет полк произвел 5 мая 1945 года – бомбардировал транспорт и сооружения в порту Свинемюнце.
     И наконец, пришла долгожданная Победа!

 

9 МАЯ – ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ

     Рано утром личный состав прибыл на митинг Победы. Это был митинг счастья и радости со слезами на глазах. Жалко не всем нашим товарищам суждено было дожить до этого светлого дня. Много было радости, слез и разговоров в этот день.
     Как ни трудно, но советский народ выстоял, победил фашизм. Германия капитулировала.
     Партия и Правительство, Верховное Главнокомандование высоко оценило мужество и героизм личного состава нашего авиаполка.
     За отличные боевые действия при овладении столицей Германии городом Берлином, полку присвоено собственное наименование – «Берлинский».
     За активное выполнение боевых заданий по уничтожению немецко-фашистских захватчиков, проявленное при этом мужество и героизм, отвагу и смелость, личному составу полка было объявлено 10 благодарностей от Верховного Главнокомандования:
             - за участие в прорыве обороны немцев в г.Жлобине;
             - за участие в освобождении городов Минска, Риги, Клайпеды, Гдыни, Дацинга, Кенигсберга;
             - за участие в разгроме Восточно-Прусской группировки немецких войск юго-западнее г. Кенигсберга;
             - за участие в прорыве обороны немцев и наступлении на г.Берлин 21.04.45;
             - за участие в овладении г.Свинемюнде 05.05.45.
     За проявленное мужество и ответу в борьбе с немецкими захватчиками трем офицерам – заместителю командира полка майору Гаврилову Тимофею Кузьмичу, командиру эскадрильи майору Валухову Ивану Степановичу, штурману отряда капитану Буланову Алексею Парфеновичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезда и ордена Ленина. Высоко отмечен и остальной летно-технический состав. Были награждены:
             - орденом Ленина – 21 человек;
             - орденом Красного знамени – 71 человек;
             - орденом Александра Невского – 1 чел.;
             - орденом Отечественной войны I степени – 21 человек;
             - орденом Отечественной войны II степени – 44 человека;
             - орденом Красной Звезды – 300 человек.
      Это была огромная радость для всех. Но нелегко нам досталась Победа – 20 миллионов советских людей отдали свои жизни, отстаивая честь, свободу и независимость Родины.
      Одержанная под руководством Коммунистической партии Победа имела всемирно-историческое значение.
      Она показала несокрушимость советского социалистического строя, создала благоприятные условия для дальнейшего подъема международного рабочего и национально-освободительного движения, для победы социализма в ряде стран Европы и Азии.
      Источники кашей победе заложены в самой природе социалистического общества, в его огромных экономических, социально-политических и духовных возможностях.
      В Великой Отечественной войне победили наши славные Вооруженные Силы, воины которых проявили беспримерную храбрость величайшую стойкость в жестоких битвах с врагом.
      Значительный вклад в Победу внесли бойцы народного ополчения партизаны и подпольщики.
      Бессмертный трудовой подвиг соверши советский народ в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым для борьбы с захватчиками.
      Мужественно перенесли неимоверные трудности и лишении рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция, которые неутомимо ковали оружие Победы.

 

ЖИЗНЬ ПОЛКА В МИРНЫХ УСЛОВИЯХ

     Хорошие традиции, заложенные в полку в годы войны, перешли на мирное время. За годы существования полк несколько раз переучивался на новую более современную материальную часть.
     С самолетов Ли-2 на самолет Ил-12, на котором доставлялась боевая техника десантников на планерах Ц-25 и ЯК-14. Затем летно-технический состав переучивался на самолете ТУ-4, АН-12, Ил-76 и Ил-86.
     Переучивание с самолета на самолет другого типа сложная и трудоемкая работа для летно-технического состава, руководства полка. Но полк упорно осваивал новую технику.
     За отличные успехи в боевой и политической подготовке, выполнение специальных заданий, полк награжден 28.02.68 орденом Боевого Красного Знамени. В период с 1954 по 1977 года полк принимал участие в учениях «Влтава», «Родоп», «Братство по оружию», «Одер-Нейса», «Щит-71», «Щит-72» и другие, проводимых согласно плану командования Варшавского Договора. Учения показали высокую боевую выучку и летное мастерство, за что всему личному составу, участвующему в учении объявлялась благодарность Министра Обороны СССР.
     В это же время личный состав полка принимал активное участие в выполнении интернационального долга в странах ОАР, АНДР, САР, КАР и другие.
     Днем и ночью в сложных метеоусловиях летные экипажи успешно выполняли поставленные задачи.
     В 1956 году личный состав полка в количестве 20 экипажей выполняли правительственное задание по оказанию интернациональной помощи венгерскому народу. За образцовое выполнение боевого задания 42 человека награждены правительственными наградами, орденами и медалями Советского Союза.
     В июне 1970 года в Перу произошло стихийное бедствие – землетрясение. В числе первых по оказанию помощи пострадавшему населению Латинской Америки был Советский Союз, где нашему полку выпало почетное и ответственное правительственное задание – принять участие в оказании помощи Перуанскому народу.
     В 1962 году летный состав полка во главе с его командиром оказывал помощь народам Лаоса и Вьетнама. За отличное выполнение правительственного задания 85 человек получили правительственные награды. С 1964 года личный состав полка участвует в крупных учениях и маневрах Вооруженных Сил СССР. Характерными из них являются: «Днепр», «Дунай», «Весенний Гром». Указанные учения полк выполнены с оценкой отлично.
     Полк – один из лучших в ВВС, четыре раза подряд (1947- 1958 годы) принимал участие в воздушных парадах в г.Москве, показав при этом свое высокое летное мастерство.
     С 1948 года по 1984 год обеспечивал большое количество ротных, батальонных, полковых учений – в основном с оценкой отлично.
     За все вышеперечисленное полк награжден:
             - в 1970 году Ленинской Юбилейной Почетной грамотой;
             - в 1972 году Юбилейным почетным знаком.
      В Берлинском Краснознаменном полку выращены замечательные кадры летчиков штурманов, инженеров, техников, механиков, радистов, которые являются достойными представителями славы однополчан настойчиво совершенствуют боевое мастерство и летную выучку, качественно овладевают к эффективно используют то, что заложено в боевых самолетах советской научно-конструкторской мыслью, трудом народа.
      В высоких достижениях и показателях в боевой и политической подготовке и воспитании личного состава в мирное время, следует отмечать хорошую работу командиров полков, работающих в разное время: товарищей Забелина А.Ф., Зайцева Н.Ф., Югера, Колсеннкова.
      Мы ветераны полка, можем гордиться тем, что заложенные когда-то основы военной подготовки, боевой готовности и высокого летного мастерстве, нашли свое дальнейшее развитие в мирных условиях.
      Полк вооружен новейшей современной техникой, а личный состав умеет мастерски владеть ей.

К началу статьи

 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.