ФИЛИППОВ Иван Васильевич
Командир авиационной дивизии
Гвардии полковник
Родился в 1908 году в деревне Филипово Московской области.
Окончил в 1927 году среднюю школу. По направлению комсомола учился в Ленинградской военно-теоретической авиационной школе, а затем в Борисоглебской военной школе летчиков и в Липецком авиационном центре, после обучения летал на самолетах Р-1 и ТБ-3.
С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте в должности командира 1 тяжелобомбардировочного авиационного полка, за отличное выполнения поставленных боевых заданий вверенным ему полком получил благодарность от командующего ВВС западного направления и был награжден орденом Красного Знамени.
В марте 1943 года вступил в должность командира 1-й дивизии АДД. Под его руководством авиадивизия совершала бомбардировочные вылеты на Брянском, Курском, Орловском, Псковском направлениях, действовала в интересах Волховского Фронта в районе Синявино и Ленинградского Фронта при прорыве блокады в районе Красного Села, уничтожала летные поля и самолеты противника на аэродромах Брянск, Сталино, Запорожье, Сеща, Карачев, Олсуфьево, участвовала в боевых вылетах по уничтожению военно-промышленных центров Финляндии, своими бомбовыми ударами способствовала успешному освобождению Советской Прибалтики, весной-летом 1943 года, по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР, производила вылеты с максимально возможным напряжением в партизанские соединения и для заброски диверсионных групп в глубокий тыл врага.
После окончания службы в Советской Армии проживал в г.Оренбурге.
Умер в 2005 году. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
|
|
БАРАКОВ Иван Васильевич
Начальник Оперативного отдела Гвардии полковник
Родился в 1911 году в селе Гуселка Неткачевского района Волгоградской области.
В Рабочее-Крестьянской Красной Армии с 1932 года.
С первых дней Великой Отечественной войны находился в Действующей Армии.
В 101 АП с мая 1942 года по апрель 1944 года капитан Бараков И.В. в должности начальника Оперативного отдела авиаполка, обеспечил свыше 4700 ночных боевых вылетов. Сам совершил 8 ночных боевых вылетов в качестве контроллера эффективности бомбометания, из них 5 вылетов на уничтожение железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника на узловых станциях Унеча, Сеща, Орджоникидзеград (ныне один из районов Брянска), и 3 вылета на бомбардировку оборонительных укреплений и войск противника в период активных боевых действий в районах Орла и Болхова. Совершил ряд вылетов на аэродромы подскока, для непосредственного руководства боевой работой экипажей.
В апреле 1944 года переведен на должность начальника штаба в только что сформированный на базе 101 АП новый 334 АП ДД (334 Берлинский Краснознаменный Военно-Транспортный Авиационный Полк), где командиром полка был назначен бывший его сослуживец по 101-у, бывший командир 3АЭ В.И.Лебедев. В качестве начальника штаба обеспечил более 500 боевых вылетов на бомбардирование военных объектов противника на временно оккупированной территории Советского Союза, а также на территориях Восточной Пруссии и фашистской Германии.
Спасибо Баракову Вячеславу Викторовичу, за предоставленные фотографии своего дедушки. Из воспоминаний Вячеслава Викторовича Баракова
"В середине марта 1944 года 101 полк авиации дальнего действия, в котором я проходил службу в должности заместителя начальника штаба полка, перебазировался с аэродрома Левашово, что севернее Ленинграда, на аэродром г. Пушкина. Это город-музей со своими дворцами и парками – живое воспоминание о Великом поэте. Таким мы его знали до войны. Но за два года хозяйничанья фашисты не пощадили ни нашу память, ни красоту природы. От дворцов, жилых домов, школ и больниц остались голые стены и развилины, значительная часть парков была порублена. Летно-технический состав разместился в наскоро отремонтированных бараках и казармах и на второй день приступил к выполнению боевых заданий. 101-м полком командовала тогда знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова. Валентна Степановна была прекрасным командиром. Но ее отличали прекрасные душевные качества....." ".....Так вот, как-то в марте, Валентина Степановна пригласила к себе в кабинет командира 3-й авиаэскадрилии Василия Ивановича Лебедева и меня, и сказала: «Получена директива командования сформировать 334 полк АДД, который войдет в состав I гвардейской армии АДД. Штаб и летный состав полка будет в основном укомплектован опытными кадрами из 101-го и 102-го полков, молодежь придет из школ ВВС и ГВФ. Командование 101-го полка решило поручить эту миссию Вам, назначив Лебедева командиром полка, а Баракова – начальником штаба. Вы друг друга хорошо знаете, дружите семьями, в полку более 2-х лет. Работали отдельной от дислокации полка группой и все боевые задания выполняли успешно. Надеюсь, что с этим поручением вы справитесь». Она высоко оценила мастерство и большой боевой опыт летчика 1-го класса Лебедева, а также мои организаторские способности, нашу военную подготовку и развитое чувство ответственности. При этом она мне напомнила, что в январе 1943 года, когда формировался 110-й авиаполк, куда я должен был идти начальником штаба, она удовлетворила мою просьбу остаться в коллективе 101-го полка, намекнув тем самым, что сейчас отказываться уже неприлично. На прощанье Валентина Степановна сказала: «В практической работе вы друг друга дополните: Василий Иванович займется организацией полка и обучением летного состава, а Ивам Васильевич – организацией наземной подготовки, поддержанием воинского порядка, решением хозяйственных вопросов. Война катиться на Запад. Я скоро уеду в Москву на другую работу, а вам надо расти по службе. Так, что прошу от предложения не отказываться. Получите 2 самолета от 101-го и один от 102-го полков, а остальные доставят с заводов. Аэродромом формирования и обучения летного состава назначен Воротынск». И в конце марта 1944 года три самолета ЛИ-2, пилотируемые командиром полка Лебедевым и командирами эскадрилий Валуховым и Федоренко взлетели с аэродрома г. Пушкин и, взяв курс на юг, приземлились в г. Воротынске." (прочитать воспоминания полностью можно здесь) Заканчивал службу в Советской Армии в послевоенное время в должности начальника штаба 3-й Гвардейской Авиационной Транспортной Смоленской орденов Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени Дивизии.
После увольнения в запас проживал на территории Белоруссии в городе Витебске.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За Отвагу» и другими наградами Советского Союза.
|
|
СТАНКЕЕВ Михаил Александрович
Техник по аэрофотосъемке Гвардии младший техник лейтенант Родился в 1914 году в городе Андреаполь Калининской области. В Действующей Красной Армии с первых дней Великой Отечественной войны. В составе 101 Авиационного полка Дальнего Действия с 1942 года. Находясь на должности техника по аэрофотосъемке, занимался подготовкой фотооборудования и обучением штурманского состава проведению ночного фотографирования результатов бомбардирования военных объектов врага. За время боевой работы в полку лично совершил более 30 вылетов на фотографирование бомбардировок железнодорожных узлов, живой силы и техники, артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районах Болхов, Тамаровка, Жуковка, на Ленинградском Фронте, а также военно-промышленных центров на территории Финляндии. Летал в составе экипажа командира корабля А.Л.Недорезова. Прослужил в 101 АП до капитуляции фашистской Германии. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденами Отечественной войны 2-ой степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза. |
|
|
|
ТЮРЕНКОВ Николай Александрович
Заместитель командира авиаполка по политчасти
Гвардии подполковник
Родился в 1905 году в городе Борисоглебске Воронежской области.
С 1932 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
В 101 АП прибыл в апреле 1942 года. Принимал активное участие в подборе летно-подьемного состава при формировании авиаполка. Являясь замполитом, имея хороший опыт пилотирования и владея техникой «слепых» полетов, совершил более 55 боевых вылетов как командир корабля, из них 31 дневной и свыше 25 ночных вылетов, среди них – 1 вылет на бомбардирование железнодорожного узла Курск, 1 вылет для уничтожения скопления живой силы и техники в районе Орла, 4 вылета на бомбардирование фашистских войск на переправах через реку Дон и на подступах к Сталинграду, 8 вылетов в январе 1943 года в интересах Юго-Западного Фронта для доставки нашим наступающим механизированным частям горючего и боеприпасов в район аэродрома Калач и эвакуации от туда раненых бойцов Красной Армии на аэродром Боковская.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
|
|
БЕРДАНОВ Николай Исаевич
Гвардии майор Помощник начальника штаба полка по разведке и аэрофотосъемке
Родился в 1914 году в г.Миллерово Ростовской области, по другим сведениям на территории Подтелковского района Сталинградской области.
С 1934 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
В 101 АП прибыл в феврале 1943 года в качестве штурмана корабля, летал в экипаже командира корабля Коннова А.А., был штурманом отряда в 3АЭ. В составе авиаполка совершил 58 ночных боевых вылетов, из них 4 вылета на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии, 40 вылетов на бомбардирование переднего края обороны противника, артиллерийских позиций, оборонительных укреплений, узловых железнодорожных станций и скоплений живой силы и техники врага на Ленинградском Фронте, на Псковском и Прибалтийском направлениях, 14 бомбардировочных вылетов в интересах 1-го и 3-го Белорусских Фронтов в районы Орша, Рогачев, Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Лида, и по переправе фашистов через реку Западная Двина в районе Дрисса.
С 5 сентября 1944 года переведен на должность помощника начальника штаба по разведке и аэрофотосъемке.
После окончания службы в Советской Армии проживал в г.Симферополе.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденам Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
|
|
ЗАБЕЛИН Игнатий Антонович
Гвардии майор
Начальник парашютно-десантной службы авиаполка
Родился в 1912 году в селе Максим Горький Степанаванского района Армянской ССР.
В рядах Рабочее-Крестьянской Красной Армии с 1935 года.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
С мая 1942 года по 1946 год служил начальником парашютно-десантной службы 101 АП. Принял участие в 5 боевых вылетах экипажей полка на партизанские площадки для сброса парашютистов и груза.
Закончил службу в Советской Армии в 1959 году, проживал в г.Чернигове на Украине.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-ой степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-ой степени, «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
|
|
ГЛУЩЕНКО Михаил Павлович
Майор
Помощник начальника штаба авиаполка по разведке, начальник разведотделения и аэрофотослужбы дивизии
Родился в 1911 году в селе Котельва Котелевского района Полтавской области.
В Рабочее-Крестьянской Красной Армии с 1933 года.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Свой боевой путь начал в составе 7-го Тяжелого Бомбардировочного Авиационного полка, в должности командира корабля ТБ-3 совершил 19 ночных боевых вылетов, из них 5 вылетов для доставки грузов в блокадный Ленинград.
В 101 Авиационный полк Дальнего Действия прибыл в июне 1942 года на должность пилота, совершил 5 успешных ночных вылетов на бомбардирование скоплений живой силы и техники противника в районах Курск, Орел и Вязьма, затем по состоянию здоровья переведен в штаб авиаполка на должность помощника начальника штаба по разведке.
В июне 1943 года, в звании старшего лейтенанта, назначен на должность начальника разведывательного отделения и аэрофотослужбы 1-й Авиационной дивизии Дальнего Действия (в последствии 1 Бомбардировочная Авиационная Сталинградская Краснознаменная дивизия) и обеспечил 3861 боевой самолетовылет, в том числе более 1250 в интересах Ленинградского Фронта, из них 226 по военно-промышленным центрам Финляндии в городах Хельсинки, Турку и Котка.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые Заслуги» и другими наградами Советского Союза.
|
|
МАТРОСОВ Николай Иосифович
Заместитель старшего инженера авиаполка по полевому ремонту Инженер-майор Родился в 1894 году. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. В 101 авиаполк прибыл в первые дни его формирования на должность инженера по полевому ремонту. Из наградного листа:
«… За время работы в ГВФ имеет общий налет 4300 часов. За время работы в полку обеспечил 2073 вылетов на боевое задание из них 1420 боевых вылетов ночью на бомбардирование ж.д. станций противника Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Брянск, Льгов и скоплению живой силы противника на Сталинградском направлении, 583 боевых вылета на выброску спец.грузов в расположение наших партизан, а также обеспечил отлично боевые ночные вылеты по снабжению самолетов в расположение наших партизан, находящихся в тылу противника. За время работы в полку отремонтировал и восстановил 17 самолетов. ... .. ..» Находясь на Ленинградском Фронте с 25 декабря 1943 года по 15 мая 1944 года обеспечил 1494 боевых вылетов по уничтожению переднего края обороны фашистов при прорыве блокады Ленинграда в районе красного села, скоплений живой силы, механизированных частей и артиллерийских позиций в районах Псков, Нарва, Тарту, военно-промышленных объектов Финляндии в районах Хельсинки, Котка и Турку, по спец.заданиям в интересах развед.управления Ленинградским Фронтом в глубокий тыл противника груза и парашютистов, а также транспортных вылетов для эвакуации раненых и обеспечению 2 Ударной Армии ведущей наступательные действия с Ораниенба́умского плацда́рма.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда». |
|
ЗВЕРЕВ Александр Константинович
Заместитель командира АП по политчасти
Гвардии полковник
Родился в 1902 году в деревне Зверево Молотовской области (ныне Пермская область) Чернушенского района.
В Красной Армии с 1919 года, участвовал в Гражданской войне, воевал на Восточном Фронте.
С первых дней Великой Отечественной войны до ноября 1944 года находился на должности заместителя командира по политчасти одного из полков Забайкальского Фронта.
В декабре 1944 переведен в 101 АП в качестве заместителя командира по политчасти. Совершил 3 боевых вылета в качестве контролера на бомбардирование вражеских военных объектов на территории Восточной Пруссии в районах Кенигсберг и Пилау, один из них по Кенигсбергу дневной.
После окончания службы в вооруженных силах проживал в городе Смоленске.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-ой степени, Красной Звезды, медалью «За Боевые заслуги» и другими наградами Советского Союза.
|
|
ДЬЯЧКОВ Борис Николаевич
Секретарь первичной партийной организации авиаполка
Гвардии капитан
Родился в 1907 году в городе Коломна Московской области.
Работал на различных должностях Коломенского машиностроительного завода имени В.В.Куйбышева, а также был секретарем партийной организации.
В 1929 – 1931гг. проходил службу РККА.
С первых дней Великой Отечественной войны находился в Действующей Красной Армии.
В 101 АП прибыл в 1942 году, работал секретарем партийной организации авиаполка. Вовремя напряженной боевой работы, когда экипажи производили вылеты с максимальной частотой, оказывал помощь техническому персоналу подвешивать авиабомбы, как например это было на аэродроме Балашов когда полк бомбардировал фашистские войска на переправах через реку Дон и на подступах к Сталинграду, не взирая на постоянные бомбардировки аэродрома вражеской авиацией, воодушевляя своим личным примером личный состав.
Уволен в запас в 1946 году.
После окончания службы в Советской Армии вернулся в свой родной город Коломну.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение поставленных задач, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда» и другими наградами Советского Союза.
|
|
МИЛОВАНОВ Николай Иванович
Инженер авиаполка
Гвардии инженер-майор
Родился в 1892 году.
В авиации с времен 1-ой Мировой войны. После гражданской войны работал в ГВФ, за большой вклад в становление Советской Гражданской авиации в 1936 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Перед 2-ой Мировой войной работал вместе с В.С.Гризодубовой в Управлении международных воздушных авиалиний СССР, был одним из опытнейших отечественных авиаторов того времени, за время работы в ГВФ имел общий налет, в том числе в ночное время, более 5000 часов.
Участник борьбы с немецко-фашистскими захватчиками с первых дней Великой Отечественной войны.
В 101 АП прибыл весной 1942 года, находясь на должности инженера авиаполка, обеспечил более 7000 самолетовылетов, в том числе вылеты на бомбардирование фашистских войск на подступах к Сталинграду, на Волховском и Ленинградских Фронтах, на территориях Восточной Пруссии, Финляндии, фашистской Германии, на Ржевском, Смоленском, Курском, Брянском, Псковском, Белорусском, Прибалтийском направлениях, вылеты в по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в глубокий тыл противника, а также по специальному Правительственному заданию на аэродром Бари (Италия).
Не однократно вылетал сам на боевые задания в составе экипажа командира авиаполка. Своих сослуживцев, независимо от их звания и должности, он ласково называл "голуба". "Давай лети "голуба" все будет в порядке"- напутствовал инженер летчиков перед вылетом.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-ой степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-ой степени, «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
|