101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Историческая летопись 101 АП ДД (страница 2)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2024, 15:56

 
         С 13 декабря 1943г. по 26 января 1944года полк действует с оперативного аэродрома Левашово, принимает участие в ликвидации блокады г. Ленинграда. С 8 по 13 января произведено около 70 самолетовылетов на «Малую землю» плацдарм у Ораниенбаума с целью обеспечения концентрирующихся здесь частей Красной Армии, куда перевезено 45 мм. и 76 мм. орудий 98 штук, 20,2 тонны боевых грузов и 132 человека офицерского состава. С 10 по 13 января – 46 самолетовылетов, из них 17 днем, на аэродром Борки с посадкой для обеспечения 2-ой Ударной Армии, чуть позже с 25 по 27 января с аэродрома Борки 101 АП произвел 25 самолетовылетов на аэродром Озерки в интересах Ленинградского Фронта для эвакуации раненых.
 
          В ночь на 14 января, накануне наступления войск Ленинградского Фронта, совместно с другими частями АДД, авиаполк производит бомбардировочные удары в районе Красного Села. В последующие дни полк оказывает активную поддержку наземным войскам, производя авиаудары по артиллерийским позициям, переднему краю обороны и скоплениям войск противника в пунктах Беззаботный, Дудергоф, Ропша, Гостилицы, Дудергоф, Пушкин, Слуцк, Ряхмози и ж.д. ст. Волосово. Полку была поставлена боевая задача действовать с максимальным напряжением вылетов, экипажи совершали по несколько вылетов за ночь, отдельные экипажи по 6 боевых вылетов. Для нанесения возможно большего удара по врагу, в целях экономии времени экипажи сами подвешивали бомбы. Всего произведено 139 бомбардировочных самолетовылетов, сброшено 160,5 тонны бомб.

           С 7 по 27 февраля 1944 года действуя с оперативного аэродрома Левашово экипажи полка, произвели 199 боевых самолетовылетов на бомбардирование военно-промышленных объектов Финляндии в городах Хельсинки, Турку, Хапко, Лависа, Котка. Интенсивность вылетов была очень высокая, часть экипажей совершала по три боевых вылета за ночь. Сброшено 206,8 тонн бомб. 27 февраля был произведен самый сильный авиаудар по Хельсинки, полк произвел за одну ночь 62 самолетовылета. В результате успешных боевых действий врагу нанесен значительный ущерб, что в значительной степени ускорило капитуляцию Финляндии. Из-за попыток бомбардировки летного поля в Левашово самолетами противника, возвращаясь с боевых вылетов, нашими летчиками использовались запасные аэродромы – Кронштадт, Паргорово, Каменка, Горы Валдай.
 
            С 26 февраля по 15 мая, действуя в интересах Ленинградского Фронта, авиаполком совершено 107 вылетов для нанесения бомбардировочных ударов по переднему краю обороны противника, узлам сопротивления, артиллерийским позициям, живой силе и технике у городов Псков и Нарва, а также по ж.д. узлам Псков, Тарту, Таллин, Тапа, Нарва и по сланце-перегоночным заводам и рудникам в районах Кивинли (вост. Раквере) и Адивере (юго-зап. Нарвы). По этим целям произведено 1076 самолетовылетов, сброшено более 1193,2 тонны бомб. До 26 марта вылеты на боевые задания авиаполк осуществлял с оперативного аэродрома Левашово, а с 26 по 28 марта произошло перебазирование на оперативный аэродром Пушкин и до 15 мая боевая работа велась с этого аэродрома. Первые дни после перелета на аэродром Пушкин была определенная нехватка ГСМ и бомб, в связи, с чем второй вылет за одну ночь несколько раз выполнялся с меньшим напряжением. 6 и 7 апреля экипаж Абрамова выполнял задание по разведке ночных аэродромов противника, на основании полученных данных 8 апреля авиаполку дано боевое задание по уничтожению летного поля и самолетов противника в районе Раквере, выполнен 21 самолетовылет.

        По мимо бомбардировочных вылетов с 26 февраля по 15 мая по спец.заданиям Развед.управления и НКВД Ленинградским Фронтом, Генерального Штаба КА, штабов партизанских движений Латвийской ССР и Эстонской ССР силами экипажей 101 АП производились вылеты в тыл противника, в районы Пскова, Реквере, Тапы, Таллина, Тарту, Риги, Резекне и Чудского озера, для сброса парашютистов, оружия и боеприпасов , совершен 31 самолетовылет.

        С 15 по 28 мая происходила передислокация 1-ой Авиационной дивизии ДД. 19 мая самолеты авиаполка в количестве 25 шт. ЛИ-2 и 2 шт.Си-47 перелетели на аэродром базирования Воротынск.

        С 29 на 31 мая 1944 года 101 Красносельский Авиационный полк Дальнего Действия, получив боевой приказ, перебазируется с аэродрома Воротынск на аэроузел Климово (Белорусская ССР). До 13 июня боевая работа не производилась, проводилась подготовка наземных служб и мат.части, регламентные работы и ремонт авиационного парка, шла подготовка к наступательной операции на Белорусском Фронте. 

        С 14 июня по 18 июля 1944года, действуя в интересах 1-го и 3-го Белорусских фронтов, своими бомбардировочными ударами полк содействовал успешному наступлению и быстрому освобождению Белорусской ССР. Авиаполк наносит первые удары по линии долговременных укреплений на переднем крае обороны противника в окрестностях Орши (объявлена Благодарность), Рогачева и по аэродрому Бобруск, разрушая летное поле и уничтожая самолеты противника, а когда войска Белорусских фронтов прорвали оборону фашистов и перешли в общее наступление, 101 авиаполк своими авиаударами взрывал железнодорожные узловые станции и уничтожал эшелоны противника (Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Лида, Толон, урочище Мицговщизна), работал по переправам через реку Западная Двина в районе г. Дрисса. За этот период экипажи полка произвели 276 боевых самолетовылетов и сбросили по объектам противника 304,3 тонны бомб, а также 170 самолетовылетов по заданию Штаба 1-го Белорусского Фронта по доставке ГСМ и личного состава с аэродрома Гомель на аэродром Барановичи попутно с аэродрома Климово на аэродром Гомель доставили боеприпасы, 7 самолетовылетов для сброса парашютистов и грузов (в р-ны оз.Лукомское, оз. Серьяло, Осиповичи, оз.Червоное, Каунас) по спец.заданиям Развед.управления Фронта и Штаба партизанского движения Литовской ССР.
 
        С 19 – 22 июля 1944 года 101 авиаполк в составе 1-ой АД ДД меняет место дислокации, самолеты авиаполка (Ли-2 – 30шт., Си-47 – 1шт.) размещаются на аэродроме базирования Боровые (ст. Крупки, Минская обл.) аэроузла Докудово. С аэродрома Боровые авиаполк совершает свой первый вылет по бомбардировке вражеских объектов расположенных на территории Германии.
 
        С 23 июля по 21 октября 1944года полк в составе 1-ой Сталинградской Краснознаменной дивизии участвовал в битве за освобождение Советской Прибалтики. Наносил бомбардировочные удары войскам противника в пунктах Гобастрого, Огере, Торяколис, по ж.д. узлам: Тильзит, Инстербург, Даркемен, Шталлупенен, Цесис, Крустпилс, Гольдап, Валмиера. Топил транспорта и разрушал доки в портах: Мемель, Рига, Пярну и Виндава, одиночными самолетами выполнял спец. задания по выброске диверсионных групп в глубокий тыл врага в интересах Разведотдела 1-го Прибалтийского Фронта, 2-го и 3-го Беларусских Фронтов. За этот период авиаполк произвел 263 самолетавылета, с боевым налетом 920 часов 50 минут, сбросил 258,3 тонны бомб. В результате боевых действий полк нанес большие разрушения на ж.д. узлах Тильзит и Инстербург, потопил около 6-ти транспортов в портах Мемель и Виндава, в порту Рига отмечены прямые попадания в доки. Вызвано 25 взрывов, отмечено 42 крупных очага пожаров. Средняя потеря матчасти от общего количества самолетовылетов составляет 1,1%, потери личного состава составляют 18 человек, матчасть 3 самолета.
        По ходу выполнения боевых заданий 14 сентября авиаполк перелетает на аэродром базирования Русское село (сев.-вост. г.Сморгонь, Белорусской ССР) в количестве 36 самолетов Ли-2 и 1 самолета Си-47, а с 1 октября действует с аэродрома базирования Молодечно (Белорусской ССР).
        Также в этот период Красносельцы помимо боевых заданий вылетали и на решение транспортных задач. С 25 по 26 июля совершено 65 самолетовылетов по заданию Штаба 1-го Прибалтийского Фронта для доставки ГСМ и личного состава с аэродрома Слобода на аэродром Добейки.
Из Боевого донесения от 19 сентября 1944 года, Русское село.
Уничтожение живой силы и техники в п.Ториколис.
«………………….
В 21.32 экипаж 101 АККП, командир корабля Наливкин на Н=3500 метров попал в лучи 10 прожекторов, которые в период 2-3 минуты вели его. В это время истребитель противника, неустановленного типа, произвел две атаки. Первая атака справа снизу, вторая слева сзади. Экипаж глубокой спиралью, со снижением, с применением ДАГ-10 ушел от атакующего истребителя.
……………………»
Из Боевого донесения от 9 октября 1944 года, Молодечно.
Уничтожение транспортов и доков в порту г.Рига.
«…………………..
Экипаж командира корабля Долгих в 21.00 на Н=3300 метров атакован истребителем противника неустановленного типа. Атаки производились: первая - спереди справа, сверху; вторая – снизу слева, сзади. Экипаж применением АГ-2, отстреливанием из пулеметов ШКАС и УБТ отбил атаки и маневром по высоте и направлению ушел от них. Самолет и экипаж невредимы.
…………………..»
 
        С 5 по 23 августа 1944 года 4 экипажа авиаполка выполняли транспортные полеты с оперативного аэродрома Калиновка (юго-западнее г.Киев) по заданию Штаба 4-го Украинского Фронта по доставке имущества и личного состава на аэродром Умань (Черкасская обл., Украинская ССР) и по специальному Правительственному заданию по доставке людей и спец.груза на оперативный аэродром Бари (Италия), аэродром совместного базирования авиации антигитлеровской коалиции, здесь находились советские транспортные самолеты и истребители сопровождения, доставлявшие грузы партизанам Югославии.
 
        С 23 октября 1944г. по 9 февраля 1945г. 101 АП действовал в интересах 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов, наносил авиаудары по ж.д. узлам Даркамен, Андербург, бомбардировал скопления войск и танков противника в районе Пилкален, уничтожал транспорты и разрушал доки в портах Либава и Виндава. Произведено 89 боевых самолетовылетов. В результате бомбардировочных действий на ж.д. узлах вызвано 32 взрыва и отмечено 37 крупных очагов пожаров. Также по заданиям разведотделов 2-го и 3-го Брянских Фронтов произведено 13 вылетов в тыл противника для сброса груза и парашютистов, доставлено более 60 человек и 8400 кг. груза. На этом участке фронта потерь личного состава не было.
 
       С 9 февраля по 7 апреля 1945 года ввиду сложных метеорологических условий полк действовал только самыми опытными экипажами, наносил большие разрушения на ж.д. узлах Инстербург, Данциг, Кенигсберг, Гдыня, Либава, а также уничтожал артпозиции, войска и технику противника в этих населенных пунктах, в результате бомбардировочных действий экипажем фотоконтролера отмечено до 13 прямых попаданий в ж.д. эшелоны, возникло 29 крупных очагов пожара, отмечено 16 взрывов. Произведено 6 транспортных вылетов по заданию 3-го Белорусского Фронта. В этот период с 1 по 4 апреля 1945 года полк перелетает на аэродром базированию Тужин около г.Вышкув (Польша).
 
        7 апреля 1945 года в первые ночной бомбардировочный полк действовал днем по г. Кенигсбергу, произвел 19 самолетовылетов, сбросил 21,5 тонны бомб, в результате этих действий в городе произошел 1 сильный взрыв и возникло 8 очагов пожара. Над целью огнем зенитной артиллерии противника был подбит 1 самолет, который произвел благополучно посадку на запасном аэродроме Фрилланд. В период с 9 марта по 8 апреля произведено более 100 вылетов по Кенигсбергу.
       
       С 7 апреля по 12 апреля 1945г. АП действовал по порту Пилау, произвел 32 самолетовылетов, в результате бомбардировки в порту возникло 2 крупных взрыва и отмечено 1 прямое попадание в доки.
 
        С 15 по 17 апреля 1945 года полк в составе 18 Воздушной Армии Дальней Авиации наносил бомбардировочные удары по населенному пункту Ленч с целью разрушить оборонительные сооружения и уничтожить группировку противника, что явилось началом решающего наступления на Берлин. Затем полк бомбардировал скопления войск и техники противника в г.Мюнгерберг и ж.д. ст. Панково, в предместьях Берлина.
 
        С 21 апреля по 26 апреля 1945г. 101 авиаполк при налетах на г.Берлин произвел 47 самолетовылетов, боевой налет составляет 262 часа, сбросил 41 тонну бомб, в результате бомбардирования отмечено 13 взрывов и 21 очаг пожаров. Во время этих вылетов в районе Кюстрина полк потерял 1 самолет, погиб экипаж Рвачева.
 
Во время боевого вылета на г.Берлин
 
21 апреля 1945 года, экипаж Гв.майора С.Л.Соловья
перед вылетом на г.Берлин
 
        С 26 апреля по 2 мая 1945 года полк наносил бомбардировочные удары по порту Свинемюнде в Померанской бухте, при этом произвел 52 боевых вылетов и сбросил 50,3 тонны бомб, отмечено 9 взрывов.
 
        В 2 – 00 часа 9 мая 1945 года германское Главнокомандование подписало акт о безоговорочной капитуляции, на чем боевые действия 31 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного Красносельского Краснознаменного полка в Великой Отечественной войне с германским фашизмом закончились. День Победы над врагом 9-го мая 1945 года был ознаменован торжественным митингом личного состава, с выносом боевых Знамен. Личный состав принял клятву высоко хранить честь гвардейца и быть всегда готовым к защите своей Родины.
9 мая 1945 года. Польша г.Вышкув. Построение перед выносом Боевого Знамени.
 
        С 31 марта 1945 года по 8 июня 1946 года полк базировался на территории Польши город Вышкув, аэродром Тужин, где входил в состав 1-й Сталинградской Краснознаменной дивизии Дальней Авиации.
 
        8 июля 1946 года 186 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации под командованием командира АП гвардии подполковника Запыленова передислоцировался на свою территорию нааэродром Смоленск - Северный (Московский Военный Округ) и вошел в подчинение 1-й Воздушной Армии Дальней Авиации, где был преобразован в 186 Транспортный авиаполк.
 
 
Итоги боевой работы авиаполка в годы Великой Отечественной войны 
 
За время боевой работы в Великую Отечественную войну полк произвел 7464 боевых вылетов, из них:
 - дневных вылета - 562;
- ночных вылета - 6902;
- бомбардировочных вылета - 4554;
- вылета на фотографирование и подсветку целей - 349;
- вылета по специальным заданиям - 1862;
- вылета на транспортные задания - 536;
- вылета на разведку погоды - 130;
- вылета на высадку десанта - 33.
 
Сбросил на врага 5286 тонн бомб. При этом было уничтожено:
- железнодорожных эшелонов - 187;
- складов с горючим - 69;
- складов с боеприпасами - 169;
- самолетов противника - 95;
- речных переправ - 2;
- морских транспортов - 4;
- вызвано пожаров - 4697;
- отмечено взрывов - 1642;
- прорвано оборонительных укреплений - 2;
- сорвано контратак и наступлений - 6.
 
    За проявленные мужество и героизм десяти авиаторам полка присвоено звание Героя Советского Союза.
А.Д.Каспаров
В.И.Масленников 
И.Д.Козлов
Б.Г.Лунц
Н.Н.Покачалов
Г.В.Чернопятов
 
А.П.Буланов
И.С.Валухов
П.П.Абрамов
В.Ф.Ковалев
 
 
За годы Великой Отечественной войны в полку награждены:
- орденом Ленина - 12 человек;
- орденом Александра Невского - 4;
- орденом Красного Знамени - 109;
- орденомКрасной Звезды - 178;
- орденом Отечественной войны 1 степени - 97;
- орденом Отечественной войны 2 степени - 94;
- орденом Славы 2 степени - 1;
- орденом Славы 3 степени - 5;
- медалью «За отвагу» - 84;
- медалью «За Боевые заслуги» - 164;
- медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени - 59;
- медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени 69;
- медалью «За взятие Берлина» - 147;
- медалью «За победу над германией в Великой Отечественной войне» - 387;
большая часть полка награждена медалями "За оборону Ленинграда",
"За оборону Сталинграда",  "За взятие Кенигсберга".
 
1942 год, г.Москва, Кремль
После Парада Победы.
 
 
За период Великой Отечественной войны с 25 мая 1942 года по 9 мая 1945 года с
боевых заданий не вернулись 72 самолета и 127 человек.
 
Братская могила в которой похоронен
ком.кор. Д.И.Коваленко
(д.Тимофеевка Невельского р-на,
Псковской обл.) 
 
 
 
 
Братская могила.
Ком.кор. В.Д.Орлов,
штурман И.К.Ивановский,
бортмеханик С.А.Ершов,
борт.радист И.П.Алексахин,
возд.стрелок А.Е.Кузнецов
(Рогожское кладбище,
г.Москва)
Памятный камень
на месте будущего
памятника летчикам
Дальней Авиации
(ул.Большая Пироговская,
практически на против
Штаба Дальней Авиации)
 
"Летчикам Авиации Дальнего
Действия
Погибли в 1943г."
(д.Неведро
Пустошкинского р-на
Псковской обл.)
 
 

 

 
Одновременно с ведением боевой работы полк занимался летной и боевой подготовкой,
за годы Великой Отечественной войны в 101 АП было подготовлено:
- Левых летчиков (Командиров кораблей) – 79;
- Штурманов – 43;
- Пилотов – 72;
- Бортовых техников – 31;
- Бортовых стрелков-радистов – 36;
- Воздушных стрелков – 31.
 
         101 АП в некотором роде стал кузнецой кадров, на его базе, когда в конце весны 1944 года полк базировался на аэродроме Воротынск, был создан, согласно постановлению Г.К.О. №5384 от 13 марта 1944 года, новый полк – 334 Авиационный полк Дальнего Действия, последствии ставший Берлинским Краснознаменным военно-транспортным Авиационным полком. Первым командиром 334 АП ДД стал майор В.И.Лебедев, а начальником штаба И.В.Бараков.
 
         В послевоенные годы стали заслуженными летчиками-испытателями СССР: Б.Г.Лунц; В.Ф.Ковалев (Первым провел испытания реактивных бомбардировщиков ТУ-16Р, ТУ-98, ТУ-22Б, принял участие в испытаниях реактивного ТУ-104, отработке системы заправки бомбардировщиков ТУ-16. За время работы в ОКБ Туполева установил 22 мировых авиарекорда скорости, дальности и грузоподъемности на самолетах ТУ-104. За героизм и мужество, проявленные при испытании новой техники, Ковалеву В.Ф. в 1960 году присвоено звание Героя Советского Союза.); Н.И.Зуев; заслуженными штурманами-испытателя СССР: А.П.Буланов, Лужин Н.А.
        
Б.Г.Лунц
В.Ф.Ковалев
Н.И.Зуев
А.П.Буланов
Н.А.Лужин
 
         В январе 1943 года личный состав полка внес 79 326 рублей наличными деньгами на строительство эскадрильи дальних бомбардировщиков, а также в течении ВОВ вносил деньги в фонд обороны и Военные Государственные займы на общую сумму 1 195 000 рублей.
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.