СОРОЧКИН Александр Петрович Летчик Лейтенант Родился 26 мая 1920 года в селе Косупово Бутурлинского района Горьковской области. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года в качестве летчика в составе 101 АП. За время боевой работы в полку совершил 52 ночных боевых вылетов, в том числе 5 вылетов по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки и Турку, 13 вылетов по переднему краю обороны и артиллерийским позициям противника в районе Красного Села во время снятия блокады Ленинграда, а также принимал участие в бомбардировочных вылетах по скоплениям войск фашистов, оборонительным укреплениям, огневым точкам, портовым сооружениям и судам в портах, железнодорожным узлам, по военным объектам в глубоком тылу врага во время наступательных операций Красной Армии на Прибалтийском направлении, при освобождении Белоруссии, на территории Восточной Пруссии. Из наградного листа (в эту ночь авиаполк производил вылеты в район Нарвы по оборонительным сооружениям и узлам сопротивления): «...В ночь на 7.3.44г. при бомбардировании переднего края обороны противника, самолет был сбит истребителем. Экипаж спасся на парашютах и благополучно возвратился в свою часть.…» В ноябре 1944 года переведен в 334 БАП на должность командира корабля, доведя количество успешных боевых вылетов до 64: 2 дневных вылета по Кенигсбергу; 2 ночных вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину; 8 ночных вылетов по военным объектам в районах Виндава, Инстербург, Гроссхайдекруг, Лангзов, Мюнхенберг, Данциг. После окончания войны продолжил службу в Вооруженных Силах. В отставку вышел в звании подполковника. Скончался 24 августа 1986 года. За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и другими государственными наградами.
|
Фотография с www.moypolk.ru
|
ПАНОВ Виктор Александрович Летчик Гвардии лейтенант Родился в 1923 году в селе Васильевка Новоспасского района Ульяновской области. В РККА с 1941 года. С 15 августа 1943 года в Действующей Армии на должности летчика в составе 101 АП. За время боевой работы в полку совершил 86 боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов, судов в портах, переднего края обороны, артиллерийских позиций, скоплений живой силы и техники противника на Псковском и Прибалтийском направлениях, при освобождении Белоруссии, на территориях Восточной Пруссии и фашистской Германии, в том числе 5 ночных по военно-промышленным объектам Финляндии в районе Хельсинки. Не вернулся с боевого задания в ночь с 20 на 21 апреля 1945 года, пропал без вести. Вылет производился с аэродрома Тужин (г.Вышкув, Польша) по бомбардированию объектов врага севернее Берлина, между Венселзее и Рейнивендорф, сейчас это районы Берлина Вайсензе и Райниккендорф. За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
|
Фотография с www.moypolk.ru
|
ПРИДАН Александр Тимофеевич
Пилот Младший лейтенант Родился в августе 1920 года в селе Чаплинка Петриковского района Днепропетровской области Украинской ССР. В 1937 году окончил 7-летку в городе Днепродзержинск, а в 1938 фабрично-заводское училище вагоностроительного завода г. Днепродзержинска по профессии слесаря. В 1939-1940 проходил обучение в Балашовской военной авиационной школе на должность летчика, в 1940 году присвоено звание младшего лейтенанта. 19 ноября 1940 года зачислен на должность младшего летчика в 228 Дальней бомбардировочный авиационный полк. С 1 апреля 1942 года в 4 АП ДД. В составе 101 АП с 18 июня 1942 года. Погиб в ночь с 22 на 23 июня 1942 года при выполнении боевого задания, сбит истребителем противника. Похоронен в районе Лесной Бор около поселка Большая Вишера Новгородской области. |
|
САВИНСКИЙ Василий Павлович Пилот Старшина Родился 31 декабря 1918 года в поселке конезавода «Чекист» Малининского сельсовета Тимошевского района Краснодарского Края. Окончил в 1937 году семь классов средней школы, а 1938 году Фабрично заводское училище по специальности слесарь. С 27 декабря 1939 года курсант Таганрогской военной авиационной школы. С мая 1941 года служит пилотом 204 ДБ АП. С 5 июля 1942 года в составе 101 АП ДД. Пропал без вести в ночь с 10 на 11 июля 1942 года при выполнении боевого задания по бомбардировке железнодорожного узла Щигры. |
|
МИХАЙЛОВ Алексей Никитович Пилот Старший лейтенант Родился в 1912 году, уроженец В 1924 году окончил пять классов школы, в 1933 году – Ломоносовские курсы и Высшую военную подготовку в техникуме г. Саратова, в 1935 – 2-ю школу пилотов в г. Тамбове В 1940 года младший лейтенант запаса ВВС. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ. В 101 АПДД с 16 октября 1942 года. 26 февраля 1943 года присвоено звание старший лейтенант. Погиб 8 марта 1943 года при катастрофе самолета, вовремя перегоне нового самолета с Ташкентского завода, похоронен в поселке Берчугур (сейчас Биршогыр) 59 разъезд Актюбинского района Казахстана. |
|
КУЛЬПИНОВ Иван Васильевич Пилот Младший лейтенант Родился 17 января 1920 года, уроженец деревни Заполье Каргопольского района Архангельской области. В 1936 году окончил 7 классов средней школы. С 18 января 1941 года – курсант Омской Военной авиационной школы пилотов, пройдя успешно обучение по специальности пилота, 6 июля 1943 года приказом Сибирского военного округа, с присвоением звания младшего лейтенанта, направлен в распоряжение Командующего авиацией дальнего действия, а 15 июля распределен в действующие подразделение. В составе 101 АП с 24 июля 1943 года. Совершил 11 ночных боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных эшелонов, узловых станций, живой силы и техники врага в районах Рославль, Улемель, Новозыбково, Полоцк, по переднему краю обороны противника на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА. В ночь с 22 на 23 августа 1943 года его самолет был сбит истребителем противника в районе озера Вослепно (Витебская область) при возвращении с партизанской площадки, после прыжка с парашютами из горящего самолета, вместе с оставшимися в живых членами экипаж, благополучно вышел к партизанам и переправлен через линию фронта в расположение своего авиаполка. Погиб в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года выполняя бомбардировочный вылет по уничтожению оборонительных укреплений и артиллерийских позиций в районе деревни Бараново (сейчас урочище Бараново Духовщинского района Смоленской области), смертельное ранение получил, заняв место у ШКАСа вместо убитого стрелка во время отражения атаки истребителей противника. Первоначально был похоронен в селе Васильевское Черепетского района Тульской области, при создании Черепецкого водохранилища, останки перенесены в братскую могилу находящуюся в сквере Дворца Культуры города Суворова, в этой могиле покоятся еще два члена экипажа – стрелок-радист Монахов В.Ф. и стрелок Дробышев И.И. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. |
|
СНЕГИРЕВ Константин Владимирович Пилот Младший лейтенант Родился 15 мая 1923 года в селе Воскресенское Ивановской области. Окончил 9 классов средней школы. С 22 июня 1941 года курсант Энгельской школы летчиков имени М.М. Расковой, в августе 1943 года, по окончанию обучения, распределен в 7 Авиационный корпус дальнего действия, 16 августа направлен в 101 АП. Боевые вылеты начал выполнять сначала в качестве стажера, а с 4 сентября 1943 года самостоятельно в должности пилота. В составе авиаполка совершил 22 боевых вылета на бомбардирование узловых станций, скоплений живой силы и техники противника в районах Полоцк, Новозыбков, Бетлица, Рославль, Улемль, самолетов на аэродроме Сеща, по оборонительным укреплениям, переднему краю и артиллерийским позициям на Смоленском направлении в районе Духовщины. Не вернулся с боевого задания в ночь с 7 на 8 сентября 1943 года, пропал без вести, при выполнении бомбардировочного вылета по железнодорожным эшелонам и войскам врага на станции Полоцк. |
|
ИСАЕВ Геннадий Федорович Пилот Младший лейтенант Родился в августе 1922 года в поселке Гнилицы Автозаводского района Горьковской области. В 1940 году окончил 10 классов средней школы. С сентября 1940 по август 1943 гг. учился в Энгельской школе летчиков имени М.М. Расковой, по окончанию школы, в звании младшего лейтенанта, направлен в распоряжение 7 Авиационного корпуса дальнего действия. 14 августа 1943 года зачислен в состав 101 АП на должность пилота, совершил 9 боевых вылетов, из них 3 вылета по заданиям Центрального Штаба партизанского движения для сброса груза на площадку Дуброва (район Овруча) и 6 на бомбардирование узлов сопротивления, оборонительных укреплений, скоплений живой силы и техники врага на Смоленском направлении в районе Духовщины. Не вернулся с боевого задания в ночь с 30 сентября на 1 октября 1943 года, пропал без вести, выполнял вылет на территорию Полоцко-Лепельской партизанской зоны, с посадкой на полевой аэродром Ушачи. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден медалью «За боевые заслуги». |
|
КОЗАКОВ Георгий Евгеньевич Пилот Лейтенант Родился 10 июня 1922 года, уроженец города Минусинска Красноярского Края. Окончил 9 классов Минусинской средней школы №1. С 18 января 1941 года обучался в Омской Военной авиационной школе пилотов, 6 июля 1943 года окончил авиашколу в должности пилота с присвоением звания младшего лейтенанта. Приказом Сибирского Военного Округа от 15 июля направлен в распоряжение командующего авиацией дальнего действия. С 24 июля 1943 года в составе 101 АП, совершил более 65 боевых вылетов, в том числе: 14 вылетов в интересах Центрального Штаба партизанского движения в глубокий тыл врага для сброса грузов и парашютистов; свыше 50 бомбардировочных вылетов по железнодорожным эшелонам, узловым станциям, военным объектам, скоплениям живой силы и техники фашистов в районах Быхов, Рогачев, Оболь, Полоцк, Новозыбков, Рославль, Псков, Нарва, Борисов, Лида, Тильзит, Инстербург, Цесис, Валмиера, по морским судам у причалов и инфраструктуре портов Пярну и Мемель, по самолетам на аэродроме Бобруйск, по артиллерийским позициям и оборонительным укреплениям на Смоленском направлении в районе Духовщины, по переднему краю обороны немцев на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА. Произвел 5 транспортных вылетов по спецзаданию Штаба 1-го Белорусского Фронта по доставке горючего на аэродром Барановичи. В ночь с 27 на 28 октября 1943 года, при выполнении бомбардировочного вылета по уничтожению скопления эшелонов и войск противника на железнодорожном узле Калинковичи Гомельской области, самолет Козакова, Ли-2 №18-10002, на свой аэродром не вернулся, сбит истребителем противника, полгода числился пропавшим без вести, все это время воевал с врагом в составе партизанского отряда, при появившейся возможности был переправлен на «большую» землю, 8 апреля 1944 года вернулся в свой авиаполк. Погиб 10 октября 1944 года при катастрофе самолета на аэродроме Молодечно в Минской области (в этот период аэродром базирования 101 АП), похоронен на городском кладбище города Молодечно. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». |
|
ДОКУКИН Василий Павлович Пилот Младший лейтенант Родился 1 марта 1922 года в селе Безенчук Безенчукского района Куйбышевской областт. В Красной Армии с 22 июня 1941 года. В составе 101 АП совершил 49 боевых вылетов, уничтожал железнодорожные эшелоны, узлы сопротивления, скопления живой силы и техники врага на Витебском направлении и в районах Нарва, Псков, бомбардировал артиллерийские позиции и передний край обороны при прорыве блокады Ленинграда в районе Красного Села и военно-промышленные объекты Финляндии в районах Хельсинки, Турку. В ночь с 21 на 22 апреля погиб при выполнении бомбардировочного вылета по уничтожению сланце-перегонных заводов и рудников в районе Эдивере (42 км. юго-западнее Нарвы). Вылет производился с оперативного аэродрома Пушкин, после выполнения задания при подходе к своему аэродрому самолет Василия Павловича подвергся атаке истребителя противника и был сбит. Весь экипаж погиб. Похоронен в братской могиле на западной окраине деревни Новопятницкое Кингисеппского района Ленинградской области. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден медалью «За оборону Ленинграда». |
|
ТРЕТЬЯКОВ Владимир Викторович Пилот Младший лейтенант Родился 15 августа 1922 года, уроженец деревни Петропавловка Канского района (сейчас урочище Петропавловка Ирбейского района) Красноярского Края. Окончил 9 классов средней школы. С января 1940 является курсантом Новосибирской Военной авиационной школы пилотов, с мая 1941 года курсант ВАШП в городе Молотов (Пермь), а с мая 1942 года проходит обучение в 1-й ВАШП имени К.Е. Ворошилова в городе Чкалов (Оренбург). 5 апреля 1943 года, в месте Приказом по Южно Уральскому военному округу о присвоение звания младшего лейтенанта, направлен на специальную подготовку летного состава АДД во 2-ю Высшею школу штурманов и летчиков в городе Мары Туркменская ССР. В 101 АП находясь на должности пилота совершил 35 боевых вылетов, в том числе: 7 бомбардировочных вылетов по военно-промышленным центрам Финляндии городам Хельсинки, Котка и Турку; 6 бомбардировочных вылетов по переднему краю обороны и артиллерийским позициям в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда. В ночь с 7 на 8 апреля 1944 года пропал без вести, самолет Владимира Викторовича, Ли-2 №11807, на свой аэродром не вернулся после выполнения боевого задания по уничтожению летного поля и самолетов фашистов на аэродроме Раквере (Эстонская ССР). |
|
ОВСЕЕНКО Петр Ефремович Пилот Старший лейтенант Родился 24 июля 1917 года в селе Моренцы Ольшанского района Киевской области. Кадровый военный в РККА с 22 сентября 1935г. Проходил обучение во Вольском военном авиационно-техническом училище им. Ленинского Краснознаменного комсомола, Саратовская область. В 101 АП прибыл из 31 скоростного бомбардировочного авиационного полка Северного Фронта на вооружении которого были самолеты Пе-2. Погиб при катастрофе 11 марта 1945 года при выполнении боевого задания по бомбардированию скоплений живой силы и техники в районе Кенигсберга. Захоронен в городе Пройссиш-Холланд, ст. Шеген, Варминьско-Мазурское воеводство, Эльблонгский повят, Польша (тогда Восточная Пруссия). |
|
КУПАВА Николай Михайлович Пилот Гвардии младший лейтенант Родился 18 февраля 1922 года в селе Селища (Слободка) Оршанского района Витебской области Белорусской ССР. Участник Великой Отечественной войны с 1944 года. Находясь в 101 АП в составе 1 авиаэскадрильи совершил 27 боевых вылетов, из них 1 вылет по столице фашистской Германии городу Берлину, 15 вылетов железнодорожным узлам, судам в портах, оборонительным укреплениям на территории Восточной Пруссии в районах Свинемюнде, Мюнхенберг, Ленч, Пиллау, Гдыня, Инстербург, Виндава, Либава, Даркемен, Гольдап, 11 вылетов по скоплениям войск противника, переднему краю обороны в районах Кенигсберг, Тильзит, Мемель, Рига. Погиб 21 июля 1945 года от рук бандитов. Как записано в Журнале безвозвратных потерь 101 АП - похоронен на городском кладбище Красноярска могила №1346. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. |