21 октября 2024 г. в Новосокольническом районе Псковской области прошла Торжественная передача фрагментов самолета Як-9 , на церемонии присутствовали Министр молодежной политики и туризма Республики Ингушетия Адам Мальсагов, заместитель председателя региональной общественной организации Республики Ингушетия «Поисковый отряд «Патриот» Магомед Муружев, член общественной палаты РФ — руководитель регионального отделения «Поисковое движение России» в Чеченской Республике Иса Сардалов, поисковики из Псковской областной Военно- патриотической поисковой общественной организацией «След «Пантеры» и Новосокольнического поискового отряда «Поиск», группа водолазов аварийно-спасательной службы Тверской области. В программу мероприятию вошли посещения места поисковой работы на озере Максимовец и торжественное собрание в Краеведческом музее Новосокольнического района.
На берегу оз. Максимовец на месте проведения поисковых работ |
Представители делегации из Ингушетии на оз. Максимовец |
Александр Маркин с официальными документами МО РФ |
Передача Архивной справки ЦА МО РФ Адаму Мальсагову |
|
Делегации из Ингушетии передали хвостовую часть и мотор самолета их земляка участника Великой Отечественной войны, летчика-истребителя, командира звена 3 АЭ 431 Истребительного авиационного полка, младшего лейтенанта, Героя России (с 1995г.) Оздоева Мурада Ахметовича. Согласно официальным сведениям последний вылет Як-9 №09002 (мотор М-105пф №335-268) из состава 431 ИАП в группе из 4 самолетов совершил 25 января 1944 года при выполнении боевого задания по сопровождению группы штурмовиков Ил-2 по уничтожению фашистских эшелонов в районе железнодорожной станции Маево. Вылет производился с аэроузла Великие Луки (Медведовка, Гришино). При заходе на цель самолет Мурада Ахметовича попал под плотный огонь ЗА противника, в результате прямого попадания снаряда, со слов других участников этого боевого вылета, самолет резко перешел в отвесное пикирование и врезался в землю в районе ж.д.ст. Маево. Длительное время считался погибшим, на самом деле в последний момент успел прыгнуть с парашютом, но приземлился на вражеской территории в близи окопов. Прошел через два концлагеря, дважды пытался бежать, 8 мая 1945 года освобожден, как и большинство бойцов Красной Армии оказавших в фашистском плену, при возвращении прошел через фильтрационный лагерь НКВД.
Из приказа 431 истребительного авиационного полка от 26 января 1944 г. № 07:
"25.01.44 г. при выполнении боевого задания на сопровождение штурмовиков в районе Маево при заходе на цель, прямым попаданием зенитной артиллерии противника был сбит летчик 3 аэ младший лейтенант Оздоев М.А. самолет врезался и сгорел, летчик погиб.
Летчика 3 аэ мл.лейтенанта Оздоева М.А.исключить из списков части и снять со всех видов довольствия. Самолет Як-9 № 09002 с мотором М-105 пф № 335-268, парашют пл-3 № 46237, пистолет "ТТ" № БА 8424 и бортпаек, находившиеся на указанном самолете, списать по книгам учета полка"
У фрагментов хвостовой части Як-9 |
Выбитый на моторе номер |
Фрагмент сохранившейся обшивки с Красной звездой |
Фрагмент с номером самолета |
История поиска этого самолета началась еще в марте 2010 года, поисковым Пустошкинским отрядом «Рубеж», руководил отрядом Михаил Романов, были подняты фрагменты самолета Як из озера Смертное расположенного около ст.Маево, но среди фрагментов не было номерных, позволявших однозначно идентифицировать воздушное судно, за исключением марки. В 2012 году делегация Центра воинской славы Псковской области, в которую входил и Михаил, была приглашена в Ингушетию, состоялась передача найденных фрагментов самолета в Ингушский государственный музей краеведения г. Назрань.
В период с 1 по 14 августа 2024 года, проведены работы по поднятию остатков Як-9 из озера Максимовец Новосокольнического района. Работы проводили водолазная группа аварийно-спасательной службы Твери, поисковики Псковской областной Военно- патриотической поисковой общественной организацией «След «Пантеры» и Новосокольнического поискового отряда «Поиск». В результате проявленного профессилионизма, упорства и не побоюсь сказать, титанических усилий, из озера подняты хвостовая часть и мотор самолета. Глубина залегания фрагментов составляла около восьми метров, из которых глубина воды не более двух, остальное донный грунт, работы проводились практически в слепую, был выбран огромный объем донной глины. Со слов ребят, непосредственно погружавшихся в озеро, половина пройденного на кануне на следующий день затягивало грунтом вновь. Именно отвоеванный поисковиками и спецами из водолазной группы у озера мотор со своим индивидуальным номером позволил сотрудникам Центрального Архива МО составить более чем исчерпывающую Архивную справку, поставившую точку в поиске боевой машины на которой летал Мурад Оздоев. За проведенную работу на озере Максимовец принимавших участие в поисковых работах наградили медалями «100 лет государственности Республика Ингушетия», «80 лет Битве за Кавказ. Терский Рубеж» и «Активному участнику «Поискового движения России в Чеченской Республике», а также почётным знаком «Активному добровольцу «Поискового движения России в Чеченской Республике».
|
|
Поисковики из отряда "Поиск" (г.Новосокольники) ПОВППОО "След Пантеры - Нисаев Андрей |
Степанов Роман |
Шкуропат Алексей |
Савельев Дмитрий |
Передача Микаилу Оздоеву, племяннику Оздоева М.А., фрагмента самолета |
Адам Мальсагов с представителями СМИ на оз. Максимовец |
P.S. Этим летом, когда впервые узнал о готовившихся работах по подъёму самолета из озера между Новосокольниками и Пустошкой, появился повышенный интерес к этому мероприятию, чуть позже переросший сначала в чувство, а затем в твердую уверенность в то, что я обязан помочь всем чем смогу, возникла какая-то невидимая связь. Только после разговора с Александром Маркиным все встало на свои места. Выяснилось, что более 15-ти лет назад начал поиски этого борта Михаил Романов, в некотором смысле являвшимся для меня наставником по работе с архивными документами, считаю большой честью, что довелось в свое время общаться и провести совместные работы с этим замечательным человеком, к сожалению ушедшим из жизни в мае 2015г. Поисковики из отряда «Поиск» даже не подозревали, что обнаруженный и успешно поднятый со дна озера Максимовец мотор Як-а не только позволит установить судьбу летчика, но и фактически завершит начатый Мишей поиск.
Хочу поблагодарить Александра Маркина, да и всех поисковиков принимавших участие в подъеме на оз. Максимовец, за оказанное мне доверие, на заключительном этапе работ, решить одну небольшую задачу.
Отдельные слова благодарности Архивному управлению и Центральному Архиву МО РФ за оперативность проявленную в предоставлении официальных документов в связи с жатыми сроками, ваша работа и хранимая вами информация крайне необходима и бесценна!