101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Бортовые авиатехники
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 07:24

ЕРШОВ Сергей Андреевич
1910-1942гг
Механик авиационный бортовой
Техник лейтенант
Родился в 1910 году в городе Выкса Нижегородской области. 
Участвовать в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками начал в составе Московской Авиагруппы особого Назначения ГВФ.
В 101 АП прибыл в начале его формирования, к августу 1942 года совершил ряд успешных боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных эшелонов, скоплений живой силы и техники противника в районах Щигры, Курск, Орел, Льгов, Расховец, Вязьма, на доставку боеприпасов и продуктов частям Красной Армии находящимся в окружении в районах Балаклея и Мясной Бор, а также один вылет к партизанам в Брянские леса на площадку Салтановка для сброса груза и парашютистов.
Погиб при выполнении боевого задания в ночь с 2 на 3 августа 1942 года. В эту ночь экипаж Орлова, в состав которого входил Сергей Андреевич, производил вылет на бомбардирование скопления живой силы и техники противника в районе Вязьмы. После выполнения боевого задания самолет был атакован истребителем противника и получил повреждения. При подходе к своему аэродрому (Чкаловский) теряя высоту, израненная машина зацепила высоковольтные провода и рухнула на землю, загорелась, все члены экипажа погибли.
18 мая 2013 года на могилу Ершова С.А. на воинском захоронении Рогожского кладбища, сюда в 60-х годах была перенесена братская могила со Старокузьминского кладбища, приехали из Нижнего Новгорода его дочка и внучка, которые только в мае этого нашли место захоронения своего героически погибшего предка.
 
Воинское захоронение на Рогожском
кладбище в г. Москве, 18 мая 2013 года.
 
  
Дочь и внучка Ершова С.А., воинское захоронение
на Рогожском кладбище в г. Москве., 18 мая 2013 года.
 
  
Братская могила экипажа Орлова на Рогожском кладбище
в г. Москве, 18 мая 2013 года.

 

 

ПАВЛЫШЕВ Дмитрий Яковлевич
1918-1943гг
 Техник авиационный бортовой
Старшина
Родился в 1918 году в городе Старая Русса Московской области.
В Красной Армии с 1938 года.
Руководитель клуба «Память» Папкова Лариса Михайловна:
«Дмитрий Яковлевич Павлушев (Павлышев) родился в многодетной семье. Отец, Павлушев Яков Михайлович, умер от тифа в 1942 году. Мать умерла в 1957 году. Семья в годы Великой Отечественной войны потеряла троих сыновей: Алексея, Дмитрия и младшего Петра.
Петр, находясь с матерью в оккупации, не дождавшись своего восемнадцатилетия, шестнадцати лет ушел в партизаны, чтобы помогать своим братьям уничтожать врагов, и тоже пропал без вести.
Старший сын, Михаил Яковлевич, 1909 года рождения, также воевал на фронте, но остался жив. После окончания войны мать жила с ним.
По воспоминаниям Михаила Яковлевича Дмитрий был хорошим учеником в школе, примерным товарищем в работе, на военной службе он проявил себя, как честный и добросовестный воин.
К сожалению, сведений о Павлушеве Дмитрии Яковлевиче очень мало. Переписку с родственниками возобновить не удалось.»
Сержант Павлышев Д.Я. прибыл в 101 АП осенью 1943 года на должность авиационного моториста и был зачислен в 3 авиационную эскадрилью, находящуюся в стадии формирования, затем переведен в авиационные техники, обслужил более 120 боевых вылетов. В августе-сентябре 1943 года допущен до полетов в только что скомплектованном экипаже командира корабля Григорьева В.Г.
 
Братская могила в п.Годылево
Лесной массив в котором упал самолет Павлышева Д.Я.
 
Погиб в ночь с 6 на 7 октября 1943 года во время вылета на бомбардирование скоплений живой силы, техники и эшелонов противника в районе железнодорожного узла Быхов. Самолет Дмитрия Яковлевича во время выполнение боевого задания был сбит. Оставшиеся в живых члены экипажа сбитого самолета похоронили погибших командира корабля В.Г. Григорьева, бортового механика Д.Я. Павлышева и воздушного стрелка Г.Н. Хабибрахманова в лесном массиве вблизи деревни Переклабовичи. 9 мая 1967 года останки погибших авиаторов были перенесены в братскую могилу находящуюся в поселке Годылево Быховского района Могилевской области.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, во время Великой Отечественной войны, награжден медалью «За Боевые заслуги».
 
 
 
  
ЧЕРКАСОВ Евгений Алексеевич
Техник авиационный бортовой
Гвардии старший техник лейтенант
Родился в 1907 году в городе Казане Татарской АССР.
Проходил службу в Красной Армии с 1928 по 1930гг.
Участник Великой Отечественной войны с 15 августа 1943 года.
В составе 101 АП, находясь на должности бортового техника, совершил 81 ночной боевой вылет, в том числе 10 вылетов на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии, 6 вылетов по военно-промышленным объектам Финляндии в районах Хельсинки и Котка, 65 вылетов по переднему краю обороны и артиллерийским позициям врага в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, на Псковском и Кенигсбергском направлениях, железнодорожным узлам, скоплениям войск в районах Лида, Борисов, Полоцк, Толочин, Рогачев, Орша, Бобруйск, переправы противника через реку Западная Двина в районе Дрисса.
 
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.

 

 

ТАЙХМАН Аркадий Моисеевич
Техник авиационный бортовой
Инженер-капитан
Родился в 1917 году городе Артемовске Сталинской области (сейчас Донецкая область).
Участник Великой Отечественной войны с 1942 года, в 101 АП с первых дней его создания. Боевую работу производил в составе 1 АЭ в  экипажах командиров кораблей Кузнецова А.С., Масленникова В.И. и Запыленова С.С.
К январю 1944 года на его счету около 170 успешных ночных боевых вылетов. В том числе 113 вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов Щигры, Льгов, Курск, Орел, Сычевка, Ярцево, Рославль, Смоленск, Вязьма, Жуковка, Брянск, Навля, Орджоникидзеград, живой силы и техники противника, узлов сопротивления и укреплений в районах Орел, Курск, Ржев, Болхов, на Волховском Фронте в районе Синявино, взлетных полей и самолетов врага на аэродромах Брянск, Сеща, Карачев; 43 вылета по заданиям штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп и эвакуации раненых партизан в районы Кличев, Гомель, Брянск, Могилев, Борисов, Чернигов, Полоцк, Мглин, Новозыбково, Шостка, из них 30 с посадками партизанских аэродромах Салтановка, Смелиж, Николаевка, Хинель, Мостки, Барки, Дуброва, Пашеньки, Альбинск, несколько раз оставался на этих площадках на «дневки», в составе своего экипажа два раза был «первооткрывателем» лесных аэродромов; 6 вылетов с аэродрома Мигалово по спец. заданию для доставки боеприпасов в район Селявщина (45км.сев.Полоцка). В период с 28 мая по 12 июня 1942 года участвовал в ряде транспортных вылетов по заданию Калининского Фронта по обеспечению боеприпасами и продуктами частей Красной Армии находившихся в окружении.

Из наградного листа:

".......

В одном из полетов в тыл врага вражеские истребители атаковали самолет тов. Тайхмана, была разбита гидравлическая система шасси и повреждены моторы, не прекращая выполнения задания тов. Тайхман устранил повреждения и корабль выполнив задание был благополучно посажен на своем аэродроме. Другой раз во время работы по обеспечению своих войск находящихся в окружении врага (Волховский фронт) при выполнении задания на с-т напали истребители противника. После двух атак был пробит бензобак, самолет начал гореть, один человек из состава экипажа был убит и два человека получили по несколько ранений. Оставшись почти один, тов. Тайхман потушил пожар, выбросил весь груз точно на указанную цель, задание командования было выполнено отлично.

......"

фото с www.moypolk.ru
 
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина" и другими наградами Советского Союза.

 
 
 

ЮРЛОВ Георгий Порфирьевич
Механик авиационный бортовой
 Инженер-майор
Родился 26 сентября 1913 года в городе Лида Барановичской области Белоруссии.
В Красной Армии с 22 апреля 1932 года.
Числился в составе 83 Дальнебомбардировочного авиационного полка 26 Дальнебомбардировочной авиационной дивизии, в сентябре 1941 года переведен во вновь формируемый 452 ДБАП в составе 3-й резервной авиационной группы ВВС Ленинградского Фронта.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года.
В 101 АП боевую работу выполнял в составе 2АЭ в экипажах командиров кораблей Коваленко Д.И. и Недорезова А.Л.
К маю 1944 года совершил более 140 ночных боевых вылетов, из них:
3 вылета по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки и Турку;
более 100 вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов Унеча, Орджоникидзеград, Брянск, Орел, Смоленск, Жуковка, Рославль, Вязьма, Навля, Глазуновка, Полоцк, Оболь, Рогачев, Быхов, летных полей и самолетов на аэродромах Сталино, Запорожье, Сеща, Карачев, Раквере, узлов сопротивления, артиллерийских позиций, скоплений живой силы и техники, переднего края обороны противника на Смоленском, Брянском, Псковском и Прибалтийском направлениях, на Волховском Фронте в районе Синявино и  на Ленинградском Фронте в районе Красного Села.
30 вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД СССР для доставки грузов и парашютистов в глубокий тыл противника в районы Гомель, Полоцк, Слуцк, Смелиж, Севск, Могилев, Бобруйск, Чернигов, Тарту. Принимал участие в транспортной операции по обеспечению находившейся в окружении 2-й Ударной Армии боеприпасами, продуктами, горючим и эвакуировал на «большую землю» раненых.
 В ночь с 6 на 7 октября во время выполнения боевого задания (101 АП была поставлена задача силами 10 самолетов произвести бомбардирование ж.-д. узла Быхов, уничтожить скопление эшелонов и войск врага) самолет Юрлова Г.П. был сбит истребителем противника, три месяца числился без вести пропавшим, успешно перешел линию фронта и 18 декабря 1943 года вернулся в свой авиаполк.
Выполняя непосредственно боевую работу его экипаж занимался фотографированием результатов бомбометания 7 Авиационного Корпуса.
В после военное время продолжил службу в Вооруженных Силах, в 566 Военно-транспортном авиационном полку ВДВ (аэродром Выползово, Калининская область), вышел в отставку 14 декабря 1954 года.



 За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «Партизану отечественной войны» 1-й степени, «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими государственными наградами.

 

 

ДЕМИДОВ Владимир Александрович
Техник авиационный бортовой
Гвардии старшина
Родился в 1914 году в городе Царицыне (сейчас Волгоград).
В 101 АП прибыл в 1942 году в звании сержанта на должность авиационного механика.
Имея богатый опыт ремонта самолетов Ли-2 и их подготовки к боевым вылетам был переведен на должность бортового авиационного техника.
Выполняя боевую работу совершил 74 ночных вылета, из них 2 вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 2 вылета по военно-промышленным объектам Финляндии в районе города Хельсинки, 8 вылетов по военным объектам, железнодорожным узлам и судам в портах на территории Восточной Пруссии в районах Кенигсберг, Пиллау, Ленч, Гдыня, Данциг, Либава, Гольдап, Тильзит, 60 вылетов на бомбардирование переднего края обороны, артиллерийским позициям и оборонительным укреплениям противника, по скоплениям его живой силы и механизированных частей, железнодорожных эшелонов на станциях при наступлении Красной Армии на Псковском и Прибалтийском направлениях, при освобождении Белоруссии и вовремя прорыва блокады города Ленинграда в районе Красного Села, 2 вылета по спец. заданию Штаба 1-го Прибалтийского Фронта на выброску груза и парашютистов в район Сулсос и озера Плателяй.
После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в Вооруженных Силах, вышел в отставку в звании гвардии техника капитана.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другими наградами Советского Союза.




 

ЛИФЛЯНДЧИК Израиль (Израил) Захарович
Механик авиационный бортовой
Старший техник лейтенант
Родился 6 июля 1907 (1906) года в селе Сунчелеево (в полковых документах значится как Сумчелово) Тельманского района (с 1955 года Аксубаевского) Татарской АССР в других документах числится уроженцем села Новогригорьевка Днепропетровской области Украинской ССР.
С 1926 года находился на службе в ВВС Красной Армии.
С 1931 года после демобилизации работает на аэродроме Харьков-Сокольники (в настоящие время аэродром Харьковского авиационного завода) сначала авиационным мотористом, а затем бортовым механиком. За время работы в 14-ом транспортном отряде Украинского управления ГВФ в предвоенные годы освоил несколько типов самолетов – К-5 (основной лайнер ГВФ тех лет), Сталь-3, ПС-35 (АНТ-35) – его налет составлял почти 5000 часов.
Участник Великой Отечественной войны с 25 июля 1941 года. Войну встретил в составе Киевской Особой Авиагруппы ГВФ, при осуществлении боевых вылетов налет составил 2800 часов, совершил 11 дневных вылетов по снабжению города Ленинграда боеприпасами, вооружением и продуктами.
В 101 АП прибыл без воинского звания, момент формирования авиаполка весной 1942 года, на должность бортового механика. Вылеты производил в составе 1 АЭ в экипажах Быкова Ф.И., Ковалева В.Ф., совершил 125 ночных боевых вылетов, из них 64 по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР по доставке грузов, личного состава в партизанские отряды, диверсионно-разведывательных групп в глубокий тыл врага, большая часть этих вылетов была с посадками на партизанских аэродромах и на неподготовленных площадках, остальные вылеты были бомбардировочные по скоплениям эшелонов противника на железнодорожных узлах Щигры, Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Брянск, Смоленск, Рославль, живой силы, технике, артиллерийским позициям и оборонительным укреплениям на на участке Брянского Фронта в районе Ельни и Духовщины, а также на Волховском Фронте в районе Синявино, Торфянник, Мга, переправам фашистов через реку Дон и механизированным частям на Сталинградском направлении.
Дважды его самолет сбивали вражеские истребители. Первый раз при бомбардировании укреплений врага около станции Мга, выпрыгнув из подбитого самолета и приземлился в расположении наших частей, вернулся в свой авиаполк. Второй раз был менее удачным, 4 октября 1943 года под Витебском попал в плен, чудом выжил скрыв свою национальность представившись уроженцем Кабардино-Балкарии.

 

       

В учетной карточке пленного: Лифлянчин Исаиль Захарович, родился 6 августа 1904 года в городе Орджоникидзе, доставлен в лагерь 22.10.1943 года, чин старший лейтенант, воинская часть 101 транспортный авиаполк, имя отца Захар, имя матери Анна Киселева, адрес родственников Казанская область деревня Сучелеево, профессия техник, попал в плен 4.10.43 под Витебском.


Произошло это во время боевого вылета на партизанский аэродром Ушачи (35км.южнее г.Полоцка) в ночь с 30 сентября на 1 октября 1943 года, все это хорошо описано в статье «Труженик неба» на сайте holocaustmuseum.kharkov.ua:

«….
Ночью 30 сентября 1943 года на самолете Ли-2, загруженном боеприпасами, экипаж командира корабля Ф. Бычкова, где бортмехаником был И. З. Лифляндчик, пересекал линию фронта, возвращаясь на базу. В заданном районе им не удалось обнаружить условных сигнальных костров на «парти-занском аэродроме». В районе Витебска самолет был обнаружен противником и попал под мощный заградительный огонь зенитных орудий. Разорвавшийся снаряд разрушил хвостовое оперение самолета, который стал беспорядочно падать. Весь экипаж успел выпрыгнуть на парашютах.
Израиль Захарович благополучно приземлился. Район был буквально нашпигован немецкими частями. Пять суток он скрывался, по ночам, крадучись пробирался на восток, но был схвачен немецкими солдатами и отправлен в лагерь военнопленных в город Лодзь. В лагере он встретил второго пилота Исаева. Тот был без ноги. Остальные члены экипажа погибли. Так закончился 101-й боевой вылет Израиля Захаровича. В плену он изменил нацио¬нальность и фамилию — стал ингушом по фамилии Лифлянчин. Обман удался. Далее последовали скитания по лагерям, нечеловеческий труд. Только воля к жизни позволила Израилю Захаровичу выжить в этих страшных условиях. Больше года он провел в плену. В последнем лагере в городе Наине он работал в шахте под землей. 11 апреля 1945 года военнопленные разоружили охрану, сдав ее подошедшим американским войскам. Бывшие узники были переданы советским войскам. Начались скитания по советским лагерям, где он проходил проверку, после которой был направлен в действующие войска.
В декабре 1945 года Израиль Захарович, в звании старшего техника-лейтенанта, был демобилизован, а уже марте того же года был принят на работу в Харьковский 23 Транспортный отряд, в котором трудился еще в довоенные годы.
В последующие восемь лет, будучи бортмехаником самолета Ли-2, он многое сделал для восстановления разрушенного войной промышленности родного города, перевозя на борту самолета срочные грузы.
В сентябре 1954 года Израиль Захарович оставил летную работу. В воздухе он провел 13400 часов. Фронтовые годы, жизненные невзгоды отразились на его, некогда, «железном» здоровье.
Так закончил свой 25-летний путь в авиации наш земляк, рядовой «труженик неба», ветеран гражданской авиации, участник Великой Отечественной войны Израиль Захарович Лифляндчик.

На харьковском городском кладбище № 13, на его северной окраине, откуда открывается чудесная панорама нашего города, спустя много лет после его смерти, среди частокола могильных оградок, я с трудом разыскал скрытую разросшимися деревьями могилу.
С сохранившейся фотографии, вмонтированной в скромный памятник, на меня с грустью смотрел Израиль Захарович, с которым мы в свое время бороздили просторы безбрежного «пятого океана». Как недавно, а то же время, давно это было …
Под фотографией на памятнике надпись — Михаил Захарович Лифляндчик. Что заставило и после смерти изменить ему имя? Наверное, он этого не хотел…»

Прочитать статью "Труженик неба" полностью можно здесь

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-ой степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».

Страница 1               Страница 3              Страница 4          Страница 5

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.