101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Они воевали в 101 АП - Командование полка (страница 1)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 22.10.2017, 22:15

 

ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
Гвардии полковник
Командир полка
1910-1993гг
Родилась 1 января 1910 года в г.Харькове Украинской ССР в семье авиаконструктора, изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова. Свой первый полет совершила еще в детстве вместе с отцом на его аэроплане. Окончила среднюю школу и поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу фортепьяно и была принята в консерваторию. В 1928 году окончила Харьковскую школу пилотов, а в 1929 Пензенскую школу летчиков.
В 1929-1934 годах работает летчиком-инструктором в Тульской школе ОСОВИАХИМа.
С 1934 года летчица Особой сводной агитационной экадрильи им.Максима Горького на Центральном аэродроме в г.Москве.
С 1936 года в Красной Армии.
Летала на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 и в течении 1937 года установила 5 мировых рекордов.
В 1938 году с 28 на 29 сентября в качестве командира экипажа (пилот-П.Д.Осипенко, штурман М.М.Раскова) на самолете АНТ-37 "Родина" совершила сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток и установила мировой женский авиационный рекорд дальности полета, преодолев  6.450 километров за 26 часов 29 минут. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года В.С.Гризодубовой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
С 1939 года-начальник Управления международных воздушных линий СССР.
С марта 1942г. по май 1944г. командир 101 АП. Совершила десятки боевых вылетов на бомбардировку военных объектов и войск противника (Льгов, Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Сталинград, Сычевка, Смоленск), а также в партизанские соединения Украины и Белоруссии.
С 1946 уволена в запас.
С 1946 года - заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытаниях радиолокационного оборудования разрабатываемого в НИИ-17.
С 1963г. до 1972г. начальник Научно-Исследовательского Летно-Испытательного Центра (НИЛИЦ) "ВЗЛЕТ".
С 1972 года заместитель начальника Московского Научно-Исследовательского Института Приборостроения по летной части.
С 1937г. по 1946г. была Депутатом Верховного Совета СССР.
Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
6 января 1986 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Принимала активное участие в создании школьного музея 101 авиаполка. Неоднократно встречалась с учениками и преподавательским составом школы.
Жила в г.Москве.
Умерла 28 апреля 1993 года.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
 
Имя В.С.Гризодубовой было присвоено 103 Гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиаполку, а также одному из самолетов (Ил-76) этого полка. Её имя носят улицы во многих городах России и бывших республик СССР.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, а также за большие заслуги в развитии авиации награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими другими наградами Советского Союза.
 
  
Памятник В.С.Гризодубовой на              Могила В.С.Гризодубовой на Новодевичьем
Кутузовском проспекте                                         кладбище                 
 
  
Ветераны 101 АП у могилы В.С.Гризодубовой                            Мемориальная доска на
                                                                                       Ленинградском пр-кте
 
23 декабря 2011 года в Центральном музее Великой Отечествнной войны
 на Поклонной горе торжественно установлен бронзовый бюст первой
женщины Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда
В.С.Гризодубовой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЕРХОЗИН Александр Михайлович
Гвардии полковник
Начальник штаба
1908-1965гг.
Родился 4 ноября 1908 года в деревне Кресты Шадринского района Курганской области.
В Красной Армии с 1930 года.
Начал службу в Морском Флоте, через год  направлен в авиационную школу, где окончил курсы штурманов, затем высшие штурманские курсы. Перед войной был штурманом эскадрильи.
С первого дня Великой Отечественной войны в действующей Красной Армии на должности главного штурмана, а затем заместителя начальника штаба-начальника оперативной части 1-го Тяжоло-бомбардировочного авиационного полка.
В апреле 1942 года прибыл в 101 АП на должность начальника штаба. Совершил ряд боевых вылетов.
В после военные годы служил начальником штаба полка авиации дальнего действия базировавшегося на аэродроме Остафьево (Щербинка). 
За образцовое выполнение боевых заданий Командования в период Великой Отечественной войны награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны 1 степени" и другими наградами Советского Союза.
Александр Михайлович все годы войны вел дневники, в них он подробно описывал буквально каждый вылет 101 АП, сохраняя для  будущих поколений героическую историю авиаполка и тех людей, которые в нем воевали.
 Эти дневники стали основой для книги «Самолеты летят к партизанам".
 
Аннотация издательства: Это одна из первых книг о людях,
 летавших в годы Великой Отечественной войны к
партизанам Украины, Белоруссии и оккупированных
 районов РСФСР, об их самоотверженных делах и
 сложных судьбах. Написал ее Александр Михайлович Верхозин
 — бывший начальник штаба авиационного полка, которым
 командовала Герой Советского Союза гвардии полковник
 Валентина Степановна Гризодубова. В этом полку выросли
 талантливые, политически зрелые, волевые и мужественные
 летчики. На крыльях Родины они доставляли советским
 партизанам добрые вести, оружие, боеприпасы, продовольствие
 и медикаменты, вывозили на Большую землю тяжело
раненных народных мстителей и детей. Книга привлекает
 богатством достоверного материала, правдивостью
изображения событий и человеческих характеров.
 
 
 
 
  
ЗАПЫЛЕНОВ Степан Семенович
Гвардии полковник
Командир полка
1906-1963г.г.
Родился в селе Починки Московской области.
В 1925-1926г.г. учился в совпартшколе в г.Москве, по окончании которой работал секретарем волостного комитета комсомола.
В 1930г. окончил Одесскую школу военных летчиков. В дальнейшем работал на летно-командных должностях в ГВФ.
Участвовал в финской войне, за что награжден орденом Красного Знамени.
Перед началом Великой Отечественной войны работал начальником Московского Управления ГВФ.
Участник Великой Отечественной с 22 июня 1941 года, войну начал в должности командира 13 особой группы ГВФ в составе которой совершил 59 боевых вылетов.
В 101 АП прибыл осенью 1942 года, был командиром корабля, командиром 1 АЭ, заместителем командира полка и в дальнейшем командиром полка. Совершил 132 ночных боевых вылета, из них: - 81 вылет по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Брянск, Могилев, Шостка, Бобруйск, Мозырь, Овручь, Полоцк, Чернигов, Сычевка, Мглин, 24 раза производил посадки на партизанских аэродромах Смелиж, Голынка, Хинель, Альбинск, Кожушки, Пашеньки, Дуброва, Поречье, Николаевка, 2 раза оставался «дневать» на площадках Дуброва и Поречье, доставил в партизанские соединения более 70 тонн грузов, свыше 50 человек десанта, эвакуировал на Большую Землю около 200 детей и раненых партизан; - 46 вылетов на бомбардировки железнодорожных узлов, эшелонов, живой силы и техники в районах Брянск, Смоленск, Ржев, Вязьма, а также артиллерийских позиций и переднего края обороны противника на Волховском Фронте в районе Синявино и Ленинградском Фронте в районе Красного Села, по военным объектам на территориях Восточной Пруссии и фашистской Германии; - 5 вылетов с оперативного аэродрома Калиновка 21-23 сентября 1944 года по специальному правительственному заданию для доставки грузов в Италию на аэродром совместного базирования антигитлеровской коалиции Барии (Италия), отсюда грузы переправлялись в Югославию. Кроме ночных вылетов произвел 64 вылета днем, в том числе по обеспечению 2-й Ударной Армии, транспортировал раненых бойцов Красной Армии после прорыва блокады Ленинграда.
В общей сложности за годы Великой Отечественной войны Степан Семенович совершил 255 боевых вылетов.
Опираясь на свой богатый опыт пилотирования, подготовил 15 командиров кораблей.
Под командованием Запыленова силами авиаполка совершено 1739 ночных боевых вылетов.
В июне1946 года под его руководством авиаполк перебазировался с аэродрома Тужин (г.Вышкув, Польша) на постоянное место дислокации аэродром Смоленск (Северный).
С 1956 - 1958 г.г. работал начальником аэропорта Внуково.
Был депутатом Московского городского Совета Депутатов трудящихся.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда" и многими другими правительственными наградами.
 
 
 
 
НЕСТЕРЦЕВ Виктор Ефимович
Командир авиационного корпуса
Гвардии генерал-лейтенант авиации
Родился в 1899 году в селе Замостье Змиевского района Харьковской губерни.
В феврале 1918г. добровольно вступил в Красную Армию и окончил курсы красных командиров. В 1925г. окончил Качинскую Первую военную школу летчиков им. А.Ф.Мясникова, а затем – Высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя находившуюся в г.Серпухове.
 До Великой Отечественной войны служил на различных летных и командных должностях.
Участвовал в боях на Хал-Хин-Голе и за что награжден орденами Красного Знамени СССР и МНР.
Участник Великой Отечественной войны с  июня 1941г., был командиром 23 авиационной дивизии, а за тем командиром 1 авиационной дивизии дальнего действия, командиром 7 авиационного корпуса дальнего действия, командиром 3 гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18 воздушной армии. Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на Смоленском, Брянском, Курском, Орловском и Псковском направлениях, за освобождение Белоруссии, Советской Прибалтики, Польши и за взятие Берлина.
 После окончания службы в вооруженных силах проживал в г.Краснодаре.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования в период Великой Отечественной войны награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1 степени, Крестом Храбрых Польской Народной Республики и многими другими наградами Советского Союза.
 
 
 СЛЕПОВ Николай Игнатьевич
Заместитель командира полка
Гвардии майор
Родился в 1910 году.
В 1929 году окончил среднюю школу.
В 1935 году начал работать в Гражданском Воздушном Флоте СССР. За время своей трудовой деятельности в Аэрофлоте имел общий налет 2200 часов, считался одним из ассов среди Советских гражданских летчиков в предвоенное время.
Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года. Сразу после приказа Наркома обороны СССР о формировании авиационных подразделений из летчиков ГВФ зачислен на должность командира корабля 3-й авиационной эскадрильи Московской Авиагруппы Особого Назначения (МАОН) базировавшейся на аэродроме Внуково, вылеты производил на самолете ПС-84, совершил 74 успешных вылета по обеспечению блокадного Ленинграда, доставил более 80 тонн жизненно важных грузов, эвакуировал из города на Неве свыше 1000 человек, за участие в этом «воздушном мосту» был награжден орденом Красной Звезды.
В 101 АП прибыл в апреле 1942 года, был командиром корабля, командиром 1 авиационной эскадрильи, заместителем командира авиаполка. В составе Красносельцев совершил более 200 ночных боевых вылетов, в том числе: 28 вылетов на бомбардирование живой силы и техники противника на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду; 9 вылетов для уничтожения артиллерийских позиций и переднего края обороны врага в районе Красного Села на Ленинградском Фронте; 4 вылета на бомбардирование военно-промышленных центров Финляндии в районах Хельсинки и Котка; 14 вылетов по заданию Калининского Фронта для обеспечения частей генерала Масленникова находящихся в окружении; 78 успешных вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР из них 27 вылетов для сброса груза и парашютистов в районах Брянск, Орел, Олевск, Мозырь, Ново-Зыбково, Овруч, Трубчевск, Полоцк, Борисов, Нежин, Осиповичи, Щерс, остальные (51 вылет) с посадками на партизанских аэродромах Речица, Кожушки, Дубровка, Салтановка, Смелиж, Дуброво, Селявщина, Поречье, Альбинск, Усохи, в семи случаях из-за удаленности площадок и нехватки темного времени суток для возвращения на аэродром базирования оставался на «дневки».
На счету отважного летчика бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, переднему краю обороны, долговременным укреплениям, скоплениям войск фашистов в районах Щигры, Полтава, Расховец, Курск, Орел, Льгов, Вязьма, Ржев, Брянск, Псков.
Как командир эскадрильи пользовался у своих подчиненных непререкаемым авторитетом, под его руководством 1 АЭ совершила 2300 боевых ночных вылетов.
Всего за годы Великой Отечественной Николай Игнатьевич более 300 раз вылетал на боевые задания, из которых 86 вылетов в дневное время.
Служил в 101 АП до 1948 года. После увольнения в запас до середины 70-х годов работал в гражданской авиации. За безаварийную и многолетнею работу в Гражданском Воздушном Флоте СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Принимал активное участие в создании музея Боевой Славы 101 АП ДД в школе №333 (491) г.Москвы, является первым Почетным пионером дружины школы.
 Все послевоенное время проживал в г.Москве.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение заданий командования, награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.