ДМИТРОВ Михаил Степанович Штурман корабля Капитан Родился 10 ноября 1912 года в городе Царицыне (с 1925 Сталинград). С 1935 по 1938 гг. проходит службу в РККА. Участник Великой Отечественной войны с осени 1941 года. С 21 ноября 1941 года по 15 февраля 1942 года в составе 706 ночного легкобомбардировочного авиационного полка 10 Армии Западного Фронта, выполнял боевую работу на должности начальника связи авиаполка, совершил 16 вылетов для обеспечения связью частей 10 Армии, 4 раза был сбит истребителями противника, вылеты производил на самолете У-2, в этот период авиаполк, сформированный на аэродроме Кораблино, находящимся в 20км. от города Рязань, принимал активное участие в контрнаступление Красной Армии под Москвой. В 101 АП с первых дней его формирования. В должности штурмана корабля летал в экипажах командиров кораблей Масленникова В.И. и Быкова Ф.И. В составе авиаполка совершил 180 боевых вылетов. В том числе 61 вылет по заданиям Центрального штаба партизанского движения и НКВД для доставки грузов и личного состава в глубокий тыл противника в районы Брянск, Минск, Бобруйск, Орша, Псков, Новоржев, Борисов, Гомель, Полоцк, Витебск, Новозыбков, Мозырь, Овруч, Могилев, а также эвакуировал раненых и детей на «большую землю», среди этих вылетов более 25 с посадками на партизанских аэродромах Салтановка, Смелиж, Дуброва, Лужица, Кожушки, Ушачи, оставался и на «дневки». Остальные вылеты бомбардировочные, по железнодорожным эшелонам, скоплениям живой силы и военной техники в районах Ржев, Ярцево, Вязьма, Оленино, Сычевка, Жуковка, Унеча, Смоленск, Брянск, Болхов, Навля, Орел, Карачев, по самолетам на аэродромах Алсуфьево, Сеща, Сталино, по переднему краю обороны и долговременным укреплениям фашистов на Смоленском направлении в районах Духовщина и Ельня, на Брянском и Псковском направлениях, на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА, по артиллерийским позициям в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда, по переправам танковых частей и войск врага на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, по военным объектам фашисткой нечисти при освобождении Белоруссии. В ночь с 30 сентября на 1 октября 1943 года, выполняя вылет на территорию Полоцко-Лепельской партизанской зоны с посадкой на полевой аэродром Ушачи, самолет Михаила Степановича на свой аэродром не вернулся. Три месяца числился без вести пропавшим, 29 декабря 1943 года вернулся в свой авиаполк, во время этого боевого задания получил ранение. В августе 1944 года переведен на должность инструктора по радионавигации-заместителя штурмана авиаполка во вновь созданный 338 АП ДД, командиром которого назначен его бывший комкор Масленников, в составе этого авиаполка оставался до окончания войны. Демобилизовался 25 февраля 1946 года. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другими наградами Советского Союза. |
|
ВАЖНОВ Виктор Иванович Штурман корабля Младший лейтенант Родился в 1922 году, уроженец села Русские Дубровки Атяшевского района Мордовской АССР. С мая 1941 года по декабрь 1942 года проходил обучение в Военной авиационной школе стрелков-бомбардиров в городе Канске Красноярского Края, с января 1943 года слушатель Рязанской 1-й Высшей школы штурманов и летчиков АДД, в период эвакуированной в город Карши Узбекской ССР. 26 сентября 1943 года, в звании сержанта, зачислен в состав 101 АП ДД на должность штурмана корабля. Не вернулся с боевого задания в ночь с 30 сентября на 1 октября 1943 года, пропал без вести, выполнял вылет на территорию Полоцко-Лепельской партизанской зоны, с посадкой на полевой аэродром Ушачи. После гибели, 13 ноября 1943 года, посмертно, представлен к званию младшего лейтенанта. |
|
ЗОБНИН Георгий Дмитриевич Штурман корабля Старший лейтенант Родился 19 ноября 1917 года, уроженец села Ношуль Прилузского района Коми АССР. В 1938 году окончил Художественный техникум в городе Кирове. С 28 ноября 1939 года проходит обучение в 2-ом Чкаловском военном авиационном училище штурманов, 25 июля 1941 года, по окончанию училища, направлен в 1-ю Резервную авиационную бригаду на должность стрелка-бомбардира (Куйбышевская область), 20 июля 1942 года направлен в распоряжение АДД в 44-й Запасной авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Тоцкое Чкаловской (Оренбургской) области, 16 августа 1942 года переведен в 7-й Запасной авиационный полк 27 Запасной авиационной бригады. С 16 октября 1942 года зачислен в состав 101 АП на должность штурмана корабля, в авиаполк прибыл в звании старшего сержанта. Совершил более 160 боевых вылетов, из них: 46 вылетов по заданиям Центрального Штаба партизанского движения и НКВД для сброса грузов и парашютистов в глубоком тылу противника в районах Овруч, Каунас, Родомышль, Нежин, Полоцк, Псков, Бобруйск, Мозырь; 7 бомбардировочных вылетов по военно-промышленным центрам Финляндии городам Хельсинки, Котка и Турку; 6 бомбардировочных вылетов по переднему краю обороны и артиллерийским позициям в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда; 12 вылетов в дневное время по заданию Юго-Западного Фронта в район Калач для доставки топлива и боеприпасов наступающим танковым частям Красной Армии и эвакуации раненых бойцов в аэродром подскока станица Боковская; свыше 80 бомбардировочных вылетов по узловым железнодорожным станциям, скоплениям живой силы и техники в районах Орел, Брянск, Рославль, Жуковка, Унеча, Болхов, Навля, Быхов, Рогачев, Оболь, Волосово, Таллин, Тарту, по узлам сопротивления и оборонительным укреплениям в районах Псков, Нарва, Аувере, Солдина, на Смоленском направлении в районе Духовщины, по летному полю и самолетам врага на аэродромах Карачев, Сеща, Алсуфьево. В ночь с 7 на 8 апреля 1944 года пропал без вести, самолет Алексея Яковлевича, Ли-2 №11807, на свой аэродром не вернулся после выполнения боевого задания по уничтожению летного поля и самолетов фашистов на аэродроме Раквере (Эстонская ССР). По документам, изъятым на территории фашистской Германии, а также переданными Международным Красным Крестом, который, как известно, плодотворно взаимодействовал с нацистами, не взирая на их изуверства, выяснилось, что при выполнении боевого задания самолет был сбит истребителем противника, выпрыгнув с парашютом Зобнин оказался на вражеской территории, 8 апреля 1944 года схвачен и отправлен в Stalag Luft II Литцманнштадт (район города Лодзи, Польша), концентрационный лагерь для пленных советских летчиков, функционировавший под управлением Люфтваффе, 15 августа переведен в Stalag lV C Вистриц (сейчас Дуби севернее города Теплиц, Чехия) где направлен в рабочую команду в местечко Райновитц (сейчас часть города Яблонец-над-Нисой, Чехия). 3 сентября 1944 года в составе группы 12 военнопленных офицеров совершает побег, 25 сентября пойман в районе Браунау (немецкое название города Броумов, Чехия) и передан в Гестапо города Траутенау (немецкое название города Трутнов, Чехия). Последняя отметка в Карточке военнопленного датирована 18 октября 1944 года, это штамп Eingang (прибыл) поставленный при получении в Красном кресте, а документы передавались фашистскими властями только в случае потере актуальности в их хранении из-за смерти военнопленного. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. |
|
ЗЕЛЕНКОВСКИЙ Иван Петрович Штурман корабля Младший лейтенант Родился в 1920 году, уроженец деревни Бабчин Хойникского района Полесской (сейчас Гомельской) области Белоруссии. В Красной Армии с 1940 года. Осенью 1942 года, сразу после школы штурманов, в звании старшего сержанта прибыл в 101 АП. Зачислен в состав только сформированной 3АЭ воздушным стрелком-радистом, из-за отсутствия свободных штурманских должностей, на этой должности совершил 93 боевых вылета на бомбардировку железнодорожных узлов, оборонительных укреплений, живой силе и технике противника. С 3 апреля 1943 года вылеты производил в качестве штурмана корабля, в этом качестве совершил 27 боевых вылетов, в том числе на бомбардировку железнодорожных узлов Смоленск, Орел, Болхов, Брянск, Карачев, переднего края обороны противника и скоплений войск врага на Волховском Фронте в районе Мга, в интересах Центрального штаба партизанского движения для сброса груза в районы Осиповичей, Новозыбково, Овруча и Кормы. Погиб при выполнении боевого задания в ночь с 22 на 23 августа 1943 года в районе оз. Вослепно Городокского района Витебской области. В эту ночь экипаж командира корабля лейтенанта Бабиевского выполнял задание по сбросу груза на партизанскую площадку Боброво в близи оз.Палик (Борисовский район Минской области). При отходе от места сброса были атакованы истребителем противника. Белорусский поисковики в 1989 году подняли со дна озера Вослепно части самолета и самое главное двигатели с номерами. В апреле 2024 г. удалось документально подтвердить принадлежность самолета 101 АП. Полностью о трагическом событии и поисковых работах можно узнать здесь. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной звезды и медалью «За боевые заслуги». |
|
ХОЛОД Алексей Иванович Штурман корабля Гвардии лейтенант Родился 23 декабря 1921 года в селе Ново-Николаевка Мелитопольского района Запорожской области. Кадровый военный, в Красной Армии с 11 января 1941 года. В составе 101 АП с февраля 1944 года, совершил более 60 боевых вылетов, в том числе 39 вылетов на бомбардирование переднего края обороны и узлов сопротивления в интересах Ленинградского Фронта, 2 вылета по столице Финляндии городу Хельсинки, а также по вражеским объектам, скоплениям войск, артиллерийским позициям на Прибалтийском направлении, по городу Кенигсберг, по причалам и судам в портах Рига, Пярну, Мемель, Либава, Виндава. Погиб при катастрофе 11 марта 1945 года при выполнении боевого задания по бомбардированию скоплений живой силы и техники в районе Кенигсберга. Захоронен в городе Пройссиш-Холланд, ст. Шеген, Варминьско-Мазурское воеводство, Эльблонгский повят, Польша (тогда Восточная Пруссия). За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За оборону Ленинграда». |
|
БУТЕНКО Валентин Гаврилович Штурман корабля Младший лейтенант Родился 20 октября 1925 года в селе Большие Чапурники Красноармейского района Сталинградской области. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1943 года. В составе 101 АП совершил 7 боевых вылетов по уничтожению окруженной группировки фашистов в районе Кенигсберга, по причалам и судам в порту Пиллау и железнодорожному узлу Данциг, по оборонительным укреплениям и скоплениям войск противника в районе Мюнхенберг и Лечин. Не вернулся с боевого задания в ночь с 20 на 21 апреля 1945 года, пропал без вести. Вылет производился с аэродрома Тужин (г.Вышкув, Польша) по бомбардированию объектов врага севернее Берлина, между Венселзее и Рейнивендорф, сейчас это районы Берлина Вайсензе и Райниккендорф. |
|
КАРАБАНОВ Василий Егорович Штурман корабля Младший лейтенант Родился 14 апреля 1924 года в деревне Кличено-Заречье Волынского района Орловской (Липецкой) области. 18 февраля 1942 года, Карабанов В.Е., курсант учебной миномётной батареи 82 минометно-противотанкового батальона 18 Армейского запасного стрелкового полка, откомандирован в действующую часть. С 24 февраля 1942 года, в звании сержанта, принимал участие в боевых действиях в составе 3 батальона 1018 стрелкового полка 269 стрелковой дивизии на Брянском Фронте. После восстановления от полученного ранения, 14 июля 1943 года, направлен в Челябинскую военную авиационную школу штурманов и стрелков-бомбардиров Авиации Дальнего Действия. В 101 АП прибыл на должность штурмана корабля. Галерея памяти участников ВОВ, сайт 1418museum.ru
«На войну ушел в 1941 г., сразу после освобождения деревни от немцев. Сначала воевал в пехоте, но всегда мечтал быть летчиком, поэтому сразу, как только вылечился после первого ранения, поступил в авиационное училище. Закончил его и воевал штурманом в бомбардировочном авиаполке. Участвовал во многих крупных сражениях. После победы написал своей маме в письме: Мама, какое счастье, кончилась война, а в нашей семье все живы и папа, и Ваня, и я. Такого счастья нет, наверное, ни в одной семье в нашей стране. Но домой ему не было суждено вернуться, он погиб в июле 1945 года через два месяца после окончания войны»
13 июля 1945 года умер от пулевых ран в Местном Эвакуационном Пункте №6. Как записано в Донесении о безвозвратных потерях МЭП от 3 августа 45 года – не боевая травма. Согласно записи в Журнала безвозвратных потерь 101 АП, захоронен на берегу реки Буг около ст. Рывенко Лесное Варшавского воеводства Польши. |