101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Историческая летопись 101 АП ДД (страница 1)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 11:26

 
Историческая летопись 101 (31) Гвардейского Авиационного
Красносельского Краснознаменного полка
Дальнего Действия
 
 За основу данной станицы взяты «Исторический Формуляр 101 АПДД 1942-1946гг.» и «Боевые донесения»
 101 авиаполка, 1-ой Авиационной дивизии ДД и 7 Авиационного корпуса ДД.
 
 
История строительства авиаполка
1941-1946гг.
 
        Во исполнение Постановления Г.О.К.О. №1392/СС от 5.3.1942г., об Авиации Дальнего Действия, Приказа Н.К.О. №0056 от 18.3.1942г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 Транспортный Авиационный полк Дальнего Действия, по штату №015/222 в составе 1-ой Транспортной Авиационной Дивизии ДД. Полк формировала Депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, подполковник В.С.Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа летно-технического состава, прибывшая из Г.В.Ф. М.А.О.Н. (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го Авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришел из резерва АДД г.Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй летного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий, 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 Авиационный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №577 от 28.7.1942г. В работе полка начинают преобладать бомбардировочные задания. 13 сентября 1942 года произведено изменение в укомплектовании. Полк переведен на новый штат №015/236, Приказ Н.К.О. №00198 от 13.9.1942г., согласно которого, в 101 АП добавляетсятретья эскадрилья, которая формировалась за счет личного состава подготовленного в 2-х ранее существовавших эскадрильях. Согласно нового штата количество самолетов ЛИ-2 в полку доводится до 30.
 
У поворота к аэродрому
В.С.Гризодубова на аэродроме Чкаловский
Аэродром Чкаловский
       
         В ознаменование начала боевой работы 101 Авиационного полка Дальнего Действия, по разгрому немецкого фашизма установлен традиционный праздник «Годовщина полка» 25 мая, Приказ 1-ой Авиационной дивизии Дальнего Действия №0117 от 24 октября 1942г.
 
         15 октября 1943 года 101 Авиационному полку Дальнего Действия вручено Красное Знамя, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11.10.1943г.
 
         27 мая 1944 года за участие в ликвидации блокады г. Ленинграда, где полк своими бомбардировочными ударами на подступах к г. Красное Село нанес врагу большое поражение авиаполку присвоено наименование «Красносельский», Приказ Н.К.О. №0137 от 27.5.1944г.
 

Мемориальная доска на стене дома центральной площади в городе Красное Село (проспект Ленина, дом 73) о присвоении наименований Красносельских подразделениям Красной Армии, наиболее отличившимся в ходе Красносельско-Ропшинской операции и освободившим 19 января Красное Село от немецко-фашистских захватчиков.

 
         30 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 101 Авиационный Красносельский полк Дальнего Действия награжден орденом «Красного Знамени», Приказ Н.К.О. №0291 от 30.08.1944г.
 
         05 ноября 1944 года за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 101 Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия преобразован в 31 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
 
         7 декабря 1944 года авиаполку вручено Гвардейское Знамя, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
 
         В связи с реорганизацией АДД в 18 Воздушную Армию ВВС КА полк переименован из 31 Гвардейского Авиационного Красносельского Краснознаменного полка Дальнего Действия в 31 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/315706сс от 26.12.1944г., Приказ Командующего ВВС КА.
 
         15 декабря 1945 года полк переименован в 186 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/88956сс от 15.12.1945г.
 
         Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/10/246495 от 22.4.1946г. , директивы Штаба Дальней Авиации №722 от 24.5.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации полк переименован в 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации.
 
         Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/5/248913 от 26.8.1946г., директивы Штаба Дальней Авиации №1351 от 6.9.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации №009 от 10.9.1946г. 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации переведен со штата №015/512 военного времени на штат №36/607 мирного времени.
 
 Участие авиаполка в боевых действиях
1942-1945гг.
 
        25 мая 1942 года сформированный авиационный полк с аэродрома базирования Чкаловский произвел свой первый боевой вылет-с аэродрома Уразово осуществлена доставка груза в окружение частям Красной Армии около деревень Лазовеньки, Михайловки, Крутоярки (район Балаклеи Харьковской области).
 
        В середине июня 1942 года часть самолетов 101 АП вошли в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-ой Ударной Армии, ведущей упорные бои в окружении. Экипажи полка без потерь совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.
 
        С 25 июня по 19 августа 1942г., оказывая противодействие немецким войскам, наступавшим на Московском и Сталинградском направлении, с аэродрома базирования Чкаловский, полк наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом по железнодорожным узлам Курск, Орел, Вязьма, Щигры, Льгов, Полтава и Ржев. В этот промежуток времени было произведено около 376 ночных самолетовылетов и сброшено бомб 457,5 тонн. Практически каждую ночь самолеты делали по два боевых вылета.
Из Боевого донесения от 7 августа 1942 года, Чкаловская.
«……………….
В ночь с 6 на 7.8.42г. бомбардировали скопление ж.д.эшелонов и разрушали пути ж.д.узла Вязьма, вылетало 7 самолетов. 6 самолетов задание выполнили и произвели посадку на своем аэродроме. Экипаж Карченко к моменту составления боевого донесения на свой аэродром не вернулся.
………………..»
 
          В ночь с 28 на 29 июля 1942 года произведен первый массовый вылет в партизанские соединения, 2 самолета в район оз. Червоное (Бобруйская обл.) – экипажи Миненкова и Масленникова, 4-в р-н Суши (г. Кличев) – экипажи Кузнецова, Гришакова, Васильченко и Тюрина, 4-в р-н Салтановки (Брянская обл.) – экипажи Лунца, Янышевского, Орлова и Слепова, произошла и первая потеря при полетах на партизанские площадки, не вернулся с задания экипаж Миненкова.
Из «Боевого донесения» 101 АП от 29.07.1942г. -
«…………………
Летчик Масленников, штурман старший лейтенант Покачалов вылетели в 21.35 с аэродрома подскока Калуга на выброску груза в район Доброго Острова. При подходе к цели наблюдали деревню Хвастовичи горит, 4 костра Добрый Остров, 1 белую ракету. С 12 заходов сброшено с правого борта 1600 кг. на парашютах в районе 4 км. севернее деревни Добрый Остров.
…………………..»
          11 августа 1942г. экипажем Чернопятова осуществляется первая посадка на партизанский аэродром в районе Салтановки (первую попытку этот экипаж выполнял 7 августа, но не обнаружил аэродром). С 28 июля по 18 августа производится 17 самолетовылетов на партизанские площадки, 2 вылета с посадкой. Для полетов к партизанам помимо Чкаловского использовались аэродромы подскока - Серпухов (Московская обл.) и Трубедчино (Липецкая обл.), «Калинин» (Мигалово) и Дмитровская.
Из Боевого донесения №43 от 2 августа 1942 года, ст.Чкаловская.
«………………….
Летчик старший лейтенант Кузнецов, штурман сержант Тимофеев в 21.35 1.8.1942 вылетели по заданию Розвед.отдела Штаба Западного Фронта на сбрасывание боеприпасов и десантирование 4-х парашютистов в район Чериков. Задание выполнено. Десант сбрасывался с Н=300 метров в 02ч.12м. 2.8. без сигналов с земли (местность определена детальной ориентировкой). После сбрасывания десанта по установленному сигналу десантников был сброшен груз в 02ч.14м.-02ч.18м. с Н=200 метров. Сброшено 5 тюков весом 800кг. боеприпасов. Десант и груз сброшены в районе 4км. северо-западнее деревни Рогальная (15км.западнее Чериков). Экипаж наблюдал раскрытие парашютов десанта и груза. При перелете линии фронта в районе Спас-Деменска экипаж обстреливался из к/к ЗА. Наблюдали освещение городов Гомель и Жлобин. В 5ч.00м. 2.8.42 произведена посадка на своем аэродроме. Общий налет 7 часов 25 минут.
 …………………..»
Из Боевого донесения №70 от 14 августа 1942 года, ст.Чкаловская.
«…………………
1.Летчик старший лейтенант Чернопятов, штурман старший сержант Кицин – 18ч.15м. 13.8.42г. вылетели на аэродром Трубетчино и в 22ч.20м. – на аэродром Борки (50км.южнее г.Брянска) по заданию Штаба партизанского движения Брянского Фронта, доставить боеприпасы и военное имущество и вывезти раненых. Задание выполнено. С аэродрома Трубетчино перевезено боеприпасов и военного имущества партизанам 1700кг. Вывезено с аэродрома Борки 6 человек раненых и 100 парашютов сброшенных при выброске грузов с самолетов, на аэродром Трубетчино.
2.Командир партизанского движения Брянского Фронта просит срочно доставить к ним прицелов к 45м/м орудиям 35 штук, 3 тонны соли, мины батальонные, бензина для танков и бронемашин 2000-3000кг., несколько штук бесшумных винтовок и автоматов ППШ. Экипаж Чернопятова по просьбе командования с самолета слил 700 литров бензина партизанам. На 13 августа в отряде все раненные партизаны вывезены. Посадка на аэродром Борки произведена благополучно и в 00ч.10м. вылетели на аэродром Трубетчино. Боевой налет 7 часов 30 минут.
………………….»
 
        С 22 августа по 15 сентября 1942г. с выходом немецких войск на подступы к г.Сталинграду, полк перебазируют на оперативный аэродром Балашов. Силами экипажей полка осуществляется бомбардировка переправ через р. Дон в районе села Трехостровская и реку Червляная в районе села Карповка, а также скопления эшелонов на узловых станция и войск противника на подступах к Сталинграду: Ерзовка, Трехостровская, Вертячий, Андреевка, разъезд Конный, Акатовка, Каменный, Буерак, Карповка, Песчанная, Городище, Суровинкино, Кисляки, Герасимов, Тингут, Лученский, Латышевка, Авиационный городок совхоз Пайволожский, разъезд 564 км. и п.Сталинградский. Всего был совершен 401 боевой самолетовылет, сброшено 413 тонн бомб. За успешные боевые действия командование Сталинградским фронтом дважды выносило благодарность личному составу полка.
 Из Боевого донесения №78 от 25 августа 1942 года, Балашов. Сталинградский Фронт.
«…………………
Летчик старший лейтенант Иншаков, штурман сержант Тюрин, бомбардировали основную цель. При подходе к цели наблюдали работу до 6 прожекторов. С одного захода курсом 180° 22ч.25м.-22ч.30м. с Н=1500 метров сброшено 4 шт. ФАБ-250, разрывы бомб наблюдали на переправе и по западному берегу реки Дон в районе Трехостровская. В районе цели взяты прожекторами, обстреливались МЗА и атакованы истребителями противника на Н=1000 метров. На обратном маршруте от цели преследовались двумя истребителями противника до Солодча. Экипаж изменением курса и снижением до 25 метров ушел от преследования. На самолете имеется одна пробоина.
…………………»

 

        Пока основная часть полка находилась на Сталинградском фронте, вернувшиеся 10 сентября на аэродром Чкаловский два экипажа (командира корабля Масленникова и ст.лейтенанта Васильченко) осуществляли связь с партизанскими отрядами, с 10 по 14 сентября произвели 4 вылета с посадкой на площадку Салтановка. По распоряжению Центрального штаба партизанского движения экипажи доставили в Москву на совещание в Кремле руководителей партизанских отрядов Орловской и Брянских областей, Украины и Белоруссии.
Из Боевого донесения №1 от 12 сентября 1942 года, ст.Чкаловская.
«…………………
1.В ночь с 11-го на 12.9.42г. произведено два самолетовылета по спец.заданию Штаба партизанского движения.
2.Боевой налет 7 часов 50 минут, общий налет 15 часов 42 минуты. Летчики: капитан Масленников и старший лейтенант Васильченко Вылетали в ночь с 11-го на 12.9.42г. с аэродрома подскока Трубетчино с посадкой – тыл противника в районе Брянска, аэродром «Салтановка». Посадка произведена в 00ч.50м. 12.9.42г. на аэродроме Салтановка, куда доставлено груз – боеприпасы – 4000кг., горючего – 400кг., пассажиров – 2 человека нашим партизанам. С аэродрома Салтановка перевезено на аэродром Тамбов 43 человека, с аэродрома Трубетчино в Тамбов 28 раненых.
 ……………….»
 
        С 15 сентября 1942 года, во исполнение постановления Г.О.К.О., приказом командующего АДД полк снимается со Сталинградского направления и поступает в распоряжение Центрального Штаба партизанского движения. С 16 сентября по 31 декабря 101 АП ДД производит 404 самолетовылета, из них 33 с посадкой на партизанских аэродромах, по заданиям Белорусского, Украинского, Брянского, Калининского и Западного штабов партизанского движения, а также специальных заданий НКВД. В этот период наиболее активно выполнялись полеты на площадки Салтановка-Ворки – 58 самолетовылетов (12 с посадкой) и Смелиж – 199 самолетовылетов (13 с посадкой) в район Брянских лесов в расположение Штаба объединенных партизанских бригад под руководством Д.В.Емлютина. 5 октября авиаполк совершил свой самый массовый вылет за одну ночь на одну партизанскую площадку, 25 самолетовылетов для сброса груза в Смелиже. На обратном маршруте пролетая над территорий оккупированной врагом летчики проводили бомбардировки по целям указанным партизанам, помогая уничтожить карательные отряды, уничтожал позиции врага на линии фронта.
Из Боевого донесения от 22.9.42г., ст.Чкаловская.
«………………
15-ю самолетовылетами выбрасывали боеприпасы партизанам и с попутным выполнением задания производили бомбардирование скопления противника в деревнях: Гавань, Голобово, Ревны. Выбрасывание груза (площадка Салтановка – Ворки) производилась с Н=300-400 метров, 4-5 заходов в течении 15-20 мин. в среднем каждым экипажем, по сигналу с земли: 4 костра в линию, 2 белые ракеты 1 зенит, 2 по горизонту, мигание фонарем ".-". Сброшено 22070кг. груза. ……………….»
 
Из донесения начальника ЦШПД П.Пономаренко Верховному Главнокомандующему о выделении транспортных самолетов для нужд партизанского движения. №63 от 2 июля 1942 года.
« Центральный и фронтовые штабы партизанского движения испытывают серьезные транспортные затруднения.……..Питание партизанских отрядов взрывчаткой должно быть поставлено как следует. Кроме того, нами систематически должна производится заброска в действующие отряды радистов с рациями. Достаточно сказать, что заброшенные в тыл 69 раций сейчас связывают нас с сотнями отрядов. Это придает движению огромную силу, так как дает возможность оперативно руководить отрядами, не говоря уже о том, какое огромное разведывательное значение имеет сеть партизанских раций. Нам необходимо в ближайшие дни – недели забросить не менее сотни раций….. …Много и других нужд, связанных с транспортом: заброска организаторов партизанского движения, заброска боеприпасов, продовольствия, питания для раций и т.д……Необходима системная работа нескольких самолетов…….В связи с этим прошу Вас разрешить выделение для постоянного обслуживания нужд партизанского движения транспортных самолетов типа «Дуглас»…………..»
 
Из проекта приказа Народного Комиссара обороны об усилении партизанской борьбы в тылу немецких захватчиков. №72, июль 1942 года.
«…………..
8.Для обеспечения блокированных или находящихся в тяжелом положении партизанских отрядов, а равно и для заброски в отряды взрывчатых веществ, военным советам фронтов выделять для каждого фронтового штаба партизанского движения транспортные самолеты в пределах не менее двадцати самолетов в месяц. Командующему ВВС КА удовлетворить заявки Центрального Штаба партизанского движения на рейсы транспортных самолетов в тыл противника в пределах тридцати – тридцати пяти самолетов в месяц. Закрепить для этой цели специальные кадры опытного летного состава.
НКО СССР И.СТАЛИН
НЦШПД П.ПОНОМАРЕНКО
Командир корабля Г.К.Иншаков
его экипаж один из первых начал
регулярные полеты к партизанам
Экипаж Н.И.Слепова перед вылетом на бомбардировку
железнодорозного узла Орел
 
Из Боевого донесения от 10.10.42г. №119, Чкаловская.
«……………….. 2 экипажа летчики Лунц, Слепов, штурманы Каспаров, Драгомир в 20.40. – 20.50. произвели посадку на партизанском аэродроме Смелиж, доставили партизанам 2 передка к пушкам, мотор к радиостанции, 12 ящиков противотанковых ружей общим весом 3300кг. В 21.20. – 21.30. вылетели обратно и доставили на аэродром Чкаловская 31 чел. раненых, 9 пасажиров и 3 детей.
………………...»
Из Боевого донесения от 26 декабря 1942 года, Чкаловская.
«……………….
Экипаж командир корабля Асавин, штурман Сулегин 17.12.42г. 18.55.вылетели по заданию Центрального Штаба партизанского движения доставить боеприпасы и медикаменты партизанам на площадку Николаевка 21км.сев.Мглин. На маршруте до цели из-за отказа левого мотора - неисправность магнето, произвел вынужденную посадку с грузом на площадке Смелиж благополучно. Мотор отремонтирован в течении 2-х дней своими силами. Ввиду плохих метеоусловий и отсутствия сигналов груз сдал по акту начальнику МТО объединенных отрядов тов.Мирошину и 25.12.42г. вылетели на свой аэродром, свой аэродром был закрыт туманом, посадку произвел на аэродром Житово (Рязанский аэроузел). На обратном маршруте из Смелижа вывезено 22 чел. из них 4 раненых, доставили в Рязанский госпиталь, 13 чел. воинской команды и 5 чел. женщин и детей – аэродром Чкаловская. 26.12.42г. 12.30. произвел посадку на своем аэродроме благополучно. Всего доставлено на площадку Смелиж – 1500кг. груза на обратном маршруте вывезено 22 чел. Боевой налет – 7 часов 03 минуты.
…………………»
        В декабре 1942 года часть самолетов авиаполка выполняла полеты в интересах Калининского фронта, для этого использовался оперативный аэродром Мигалово.
 
        С 24.12.1942г. по 19.01.1943г. полеты (силами одной эскадрильи) на аэродром Калач в интересах Юго-Западного фронта (доставка оружия боеприпасов, топлива и вывоз раненых), совершено 140 самолетовылетов.
 
        С 27 января по 2 октября 1943 года аэродромом базирования 101 АП становится Монино (Московская обл.).
 
        В начале 1943г. не благоприятные метеоусловия помешали увеличению полетов в партизанские отряды, но с конца февраля интенсивность возросла. К маю 1943 года летчики 101 АП освоили более десятка партизанских аэродромов - Салтановка, Смелиж, оз.Червоное («зимний» аэродром, на льду озера), Хинель, Николаевка, Альбинск, Мостки, Голынка, Речица, Дубровка, Кожушки, Бегомель, Барки, Дуброва (более подробную информацию о партизанских аэродромах можно посмотреть на соответствующей странице сайта). В дальнейшем полеты по обеспечению партизан становятся приоритетной работой полка.
Письмо
Начальника ЦШПД Пономаренко П.К.
командиру 101-го полка Авиации Дальнего Действия
Гризодубовой В.С. с благодарностью
за помощь партизанам

г. Москва Апрель 1943г.
Секретно


101 авиационный полк дальнего действия с 1.8.42 по 12.3.43, обслуживавший согласно постановлению Государственного комитета обороны Центрального штаба партизанского движения, и с 12.3.43 по настоящие время непосредственно республиканские штабы партизанского движения, провел большую работу по переброске самолетами людей и грузов в действующие в тылу противника партизанские отряды.
Личным составом полка по заявкам Центрального штаба произведено 649 самолетовылетов, в том числе:
Для Белорусского штаба – произведен 91 самолетовылет, из коих выполнены задания при 44 самолетовылетах;
Для Украинского штаба – произведено 147 самолетовылетов, из коих выполнены задания при 111 самолетовылетах;
Для Западного Фронта – произведено 50 самолетовылетов, из коих выполнены задания при 26 самолетовылетах;
Для Брянского Фронта – произведено 361 самолетовылет, из коих выполнены задания при 337 самолетовылетах.
Кроме вышеуказанных самолетовылетов за этот же период времени произведен 31 самолетовылет для Ленинградского и Северо-Кавказского Фронтов.
В результате выполнения задания по 518 самолетовылетам в партизанские отряды, действующие во вражеском тылу, было переброшено до 700 человек и до 1000 тонн боевых грузов.
Кроме того, самолетами, выполнявшими задания с посадкой в партизанских отрядах, эвакуировано обратными рейсами из отрядов 1493 человека раненых и 1105 человек больных, детей и командированных........         Читать полностью
 
        За период с 15.10.1942г. по 15.9.1943г. произведено более 1862 ночных самолетавылета, из них 300 с посадкой в тылу врага на партизанских аэродромах. Боевой налет составил 10316 часов. Доставлено 1371 тонна грузов, 103 тонны продовольствия, 1519 человек. Эвакуировано более 3105 раненых партизан и детей, 52 летчика из экипажей самолетов сбитых над территорией противника и оказавшихся у партизан, вывезено с территории захваченной врагом ценностей на сумму 2 мил. руб., разных грузов-44 тонны.
 
        Полеты к партизанам чередовались с бомбардировочными операциями по уничтожению эшелонов и войск противника - уз. Рославль, ж/уз. Жуковка, ж/уз. Орел, ж/уз. Брянск-1 и Брянск-2, ж/уз. Смоленск и г. Орджинекидзеград (с 15.03 по 25.04 1943г. более 370 самолето-вылетов), а также бомбардировки аэродромов Брянск, Сталино, Запорожье, Сеща, Олсфьево, Карачев (около 79 вылетов).
 
Монино, 1943год, верхний ряд, слева: штурман Лужин, бортмеханик Моторный,
командир корабля Севастьянов, нижний ряд, слева: стрелок-радист Никогосов,
пилот Баулин, воздушный стрелок Хабибрахмонов
 
        С 23.02 по 10.03.1943г. 10 самолетов 3АЭ 101 АП участвовала в транспортно- десантной операции по заданию 1 Армии и ВДВ, обеспечивала оперативную группу генерал-полковника Хозина, полеты выполнялись с оперативных аэродромов Дулово (20км. южнее г. Осташкова) и Вешки (75км. западнее г. Осташкова), а так же десантирование группы из 89 человек и сброса груза весом 5500кг. в район оз. Лучно (234км. западнее г. Осташкова) по заданию начальника авиации ВДВ КР в интересах Лениградского штаба партизанского движения.
 
        Весной 1943 года экипаж командира корабля Масленникова произвел вылет особого назначения, доставил советских дипломатов на Аляску в г. Фэрбенкс.
 
        С 25.06 по 22.07 1943г. произведено 322 самолета-вылета на бомбардировки ж.д. станций Карачев, Унеча, Глазуновка, Болхов, Навля, Моховая, Хутор Михайловский и в районе деревень Дудино и Жуковка.
 
        С 29.07 по 14.08.1943г. 101 авиаполк выполняет задание Волховского фронта по разрушению узлов сопротивления и уничтожению войск противника на переднем крае фронта в районе Синявино, ст. МГА и совхоза Торфянник, вылеты производились с оперативного аэродрома Кашино (совершено 116 самолетовылетов).
 
        С 19.08 по 21.09.1943г. авиаполк производит бомбардировки вражеских войск, техники, танков и артиллерийских позиций на Смоленско-Брянском направлении (275 самолетовылетов).
 
        Бомбардировочные удары, выполняемые авиаполком, не мешали полетам к партизанам Ковпака, Федорова, Сабурова, Мельника, Емлютина, Вершигоры и другим, по заданиям Центрального, Украинского, Белоруского, Латвийского, Литовского, Брянского, Ленинградского, Калининского штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД, вылеты совершались с аэродрома Монино и аэродромов подскока Верховье (Серпухов), Андреаполь, Курск, Липецк, Выползово, за лето1943 года было произведено около 500 вылетов, из-за удаленности партизанских отрядов и нехватки темного времени суток для возвращения на аэродром базирования выросло количество "дневок" на лесных аэродромах.
 
        25 сентября 1943г. 101 АП принимает участие в Днепровской десантной операции, с оперативного аэродрома Лебедин произведено 33 самолета-вылета в район Медведка, Македоны, Грушево, десантировано 582 человека и 75 мешков весом 9000кг.
 
        С 30.09 по 28.10 1943 года, действуя с аэродрома базирования Воротынск (Калужская обл.), авиаполк наносит авиаудары на рубеже Великие-Луки - Витебск - Могилев - Мозырь, уничтожая эшелоны противника, железнодорожные пути и узлы сопротивления противника (120 самолетовылетов).
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.