![]() |
101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия | |||||||||
| |||||||||
|
Историческая летопись 101 (31) Гвардейского Авиационного
Красносельского Краснознаменного полка
Дальнего Действия
За основу данной станицы взяты «Исторический Формуляр 101 АПДД 1942-1946гг.» и «Боевые донесения»
101 авиаполка, 1-ой Авиационной дивизии ДД и 7 Авиационного корпуса ДД.
История строительства авиаполка
1941-1946гг.
Во исполнение Постановления Г.О.К.О. №1392/СС от 5.3.1942г., об Авиации Дальнего Действия, Приказа Н.К.О. №0056 от 18.3.1942г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 Транспортный Авиационный полк Дальнего Действия, по штату №015/222 в составе 1-ой Транспортной Авиационной Дивизии ДД. Полк формировала Депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, подполковник В.С.Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа летно-технического состава, прибывшая из Г.В.Ф. М.А.О.Н. (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го Авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришел из резерва АДД г.Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй летного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий, 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 Авиационный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №577 от 28.7.1942г. В работе полка начинают преобладать бомбардировочные задания. 13 сентября 1942 года произведено изменение в укомплектовании. Полк переведен на новый штат №015/236, Приказ Н.К.О. №00198 от 13.9.1942г., согласно которого, в 101 АП добавляетсятретья эскадрилья, которая формировалась за счет личного состава подготовленного в 2-х ранее существовавших эскадрильях. Согласно нового штата количество самолетов ЛИ-2 в полку доводится до 30.
В ознаменование начала боевой работы 101 Авиационного полка Дальнего Действия, по разгрому немецкого фашизма установлен традиционный праздник «Годовщина полка» 25 мая, Приказ 1-ой Авиационной дивизии Дальнего Действия №0117 от 24 октября 1942г.
15 октября 1943 года 101 Авиационному полку Дальнего Действия вручено Красное Знамя, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11.10.1943г.
27 мая 1944 года за участие в ликвидации блокады г. Ленинграда, где полк своими бомбардировочными ударами на подступах к г. Красное Село нанес врагу большое поражение авиаполку присвоено наименование «Красносельский», Приказ Н.К.О. №0137 от 27.5.1944г.
30 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 101 Авиационный Красносельский полк Дальнего Действия награжден орденом «Красного Знамени», Приказ Н.К.О. №0291 от 30.08.1944г.
05 ноября 1944 года за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 101 Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия преобразован в 31 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
7 декабря 1944 года авиаполку вручено Гвардейское Знамя, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
В связи с реорганизацией АДД в 18 Воздушную Армию ВВС КА полк переименован из 31 Гвардейского Авиационного Красносельского Краснознаменного полка Дальнего Действия в 31 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/315706сс от 26.12.1944г., Приказ Командующего ВВС КА.
15 декабря 1945 года полк переименован в 186 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/88956сс от 15.12.1945г.
Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/10/246495 от 22.4.1946г. , директивы Штаба Дальней Авиации №722 от 24.5.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации полк переименован в 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации.
Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/5/248913 от 26.8.1946г., директивы Штаба Дальней Авиации №1351 от 6.9.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации №009 от 10.9.1946г. 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации переведен со штата №015/512 военного времени на штат №36/607 мирного времени.
Участие авиаполка в боевых действиях
1942-1945гг.
25 мая 1942 года сформированный авиационный полк с аэродрома базирования Чкаловский произвел свой первый боевой вылет-с аэродрома Уразово осуществлена доставка груза в окружение частям Красной Армии около деревень Лазовеньки, Михайловки, Крутоярки (район Балаклеи Харьковской области).
В середине июня 1942 года часть самолетов 101 АП вошли в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-ой Ударной Армии, ведущей упорные бои в окружении. Экипажи полка без потерь совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.
С 25 июня по 19 августа 1942г., оказывая противодействие немецким войскам, наступавшим на Московском и Сталинградском направлении, с аэродрома базирования Чкаловский, полк наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом по железнодорожным узлам Курск, Орел, Вязьма, Щигры, Льгов, Полтава и Ржев. В этот промежуток времени было произведено около 376 ночных самолетовылетов и сброшено бомб 457,5 тонн. Практически каждую ночь самолеты делали по два боевых вылета.
В ночь с 28 на 29 июля 1942 года произведен первый массовый вылет в партизанские соединения, 2 самолета в район оз. Червоное (Бобруйская обл.) – экипажи Миненкова и Масленникова, 4-в р-н Суши (г. Кличев) – экипажи Кузнецова, Гришакова, Васильченко и Тюрина, 4-в р-н Салтановки (Брянская обл.) – экипажи Лунца, Янышевского, Орлова и Слепова, произошла и первая потеря при полетах на партизанские площадки, не вернулся с задания экипаж Миненкова.
11 августа 1942г. экипажем Чернопятова осуществляется первая посадка на партизанский аэродром в районе Салтановки (первую попытку этот экипаж выполнял 7 августа, но не обнаружил аэродром). С 28 июля по 18 августа производится 17 самолетовылетов на партизанские площадки, 2 вылета с посадкой. Для полетов к партизанам помимо Чкаловского использовались аэродромы подскока - Серпухов (Московская обл.) и Трубедчино (Липецкая обл.), «Калинин» (Мигалово) и Дмитровская.
![]() С 22 августа по 15 сентября 1942г. с выходом немецких войск на подступы к г.Сталинграду, полк перебазируют на оперативный аэродром Балашов. Силами экипажей полка осуществляется бомбардировка переправ через р. Дон в районе села Трехостровская и реку Червляная в районе села Карповка, а также скопления эшелонов на узловых станция и войск противника на подступах к Сталинграду: Ерзовка, Трехостровская, Вертячий, Андреевка, разъезд Конный, Акатовка, Каменный, Буерак, Карповка, Песчанная, Городище, Суровинкино, Кисляки, Герасимов, Тингут, Лученский, Латышевка, Авиационный городок совхоз Пайволожский, разъезд 564 км. и п.Сталинградский. Всего был совершен 401 боевой самолетовылет, сброшено 413 тонн бомб. За успешные боевые действия командование Сталинградским фронтом дважды выносило благодарность личному составу полка.
Пока основная часть полка находилась на Сталинградском фронте, вернувшиеся 10 сентября на аэродром Чкаловский два экипажа (командира корабля Масленникова и ст.лейтенанта Васильченко) осуществляли связь с партизанскими отрядами, с 10 по 14 сентября произвели 4 вылета с посадкой на площадку Салтановка. По распоряжению Центрального штаба партизанского движения экипажи доставили в Москву на совещание в Кремле руководителей партизанских отрядов Орловской и Брянских областей, Украины и Белоруссии.
С 15 сентября 1942 года, во исполнение постановления Г.О.К.О., приказом командующего АДД полк снимается со Сталинградского направления и поступает в распоряжение Центрального Штаба партизанского движения. С 16 сентября по 31 декабря 101 АП ДД производит 404 самолетовылета, из них 33 с посадкой на партизанских аэродромах, по заданиям Белорусского, Украинского, Брянского, Калининского и Западного штабов партизанского движения, а также специальных заданий НКВД. В этот период наиболее активно выполнялись полеты на площадки Салтановка-Ворки – 58 самолетовылетов (12 с посадкой) и Смелиж – 199 самолетовылетов (13 с посадкой) в район Брянских лесов в расположение Штаба объединенных партизанских бригад под руководством Д.В.Емлютина. 5 октября авиаполк совершил свой самый массовый вылет за одну ночь на одну партизанскую площадку, 25 самолетовылетов для сброса груза в Смелиже. На обратном маршруте пролетая над территорий оккупированной врагом летчики проводили бомбардировки по целям указанным партизанам, помогая уничтожить карательные отряды, уничтожал позиции врага на линии фронта.
В декабре 1942 года часть самолетов авиаполка выполняла полеты в интересах Калининского фронта, для этого использовался оперативный аэродром Мигалово.
С 24.12.1942г. по 19.01.1943г. полеты (силами одной эскадрильи) на аэродром Калач в интересах Юго-Западного фронта (доставка оружия боеприпасов, топлива и вывоз раненых), совершено 140 самолетовылетов.
С 27 января по 2 октября 1943 года аэродромом базирования 101 АП становится Монино (Московская обл.).
В начале 1943г. не благоприятные метеоусловия помешали увеличению полетов в партизанские отряды, но с конца февраля интенсивность возросла. К маю 1943 года летчики 101 АП освоили более десятка партизанских аэродромов - Салтановка, Смелиж, оз.Червоное («зимний» аэродром, на льду озера), Хинель, Николаевка, Альбинск, Мостки, Голынка, Речица, Дубровка, Кожушки, Бегомель, Барки, Дуброва (более подробную информацию о партизанских аэродромах можно посмотреть на соответствующей странице сайта). В дальнейшем полеты по обеспечению партизан становятся приоритетной работой полка.
За период с 15.10.1942г. по 15.9.1943г. произведено более 1862 ночных самолетавылета, из них 300 с посадкой в тылу врага на партизанских аэродромах. Боевой налет составил 10316 часов. Доставлено 1371 тонна грузов, 103 тонны продовольствия, 1519 человек. Эвакуировано более 3105 раненых партизан и детей, 52 летчика из экипажей самолетов сбитых над территорией противника и оказавшихся у партизан, вывезено с территории захваченной врагом ценностей на сумму 2 мил. руб., разных грузов-44 тонны.
Полеты к партизанам чередовались с бомбардировочными операциями по уничтожению эшелонов и войск противника - уз. Рославль, ж/уз. Жуковка, ж/уз. Орел, ж/уз. Брянск-1 и Брянск-2, ж/уз. Смоленск и г. Орджинекидзеград (с 15.03 по 25.04 1943г. более 370 самолето-вылетов), а также бомбардировки аэродромов Брянск, Сталино, Запорожье, Сеща, Олсфьево, Карачев (около 79 вылетов).
С 23.02 по 10.03.1943г. 10 самолетов 3АЭ 101 АП участвовала в транспортно- десантной операции по заданию 1 Армии и ВДВ, обеспечивала оперативную группу генерал-полковника Хозина, полеты выполнялись с оперативных аэродромов Дулово (20км. южнее г. Осташкова) и Вешки (75км. западнее г. Осташкова), а так же десантирование группы из 89 человек и сброса груза весом 5500кг. в район оз. Лучно (234км. западнее г. Осташкова) по заданию начальника авиации ВДВ КР в интересах Лениградского штаба партизанского движения.
Весной 1943 года экипаж командира корабля Масленникова произвел вылет особого назначения, доставил советских дипломатов на Аляску в г. Фэрбенкс.
С 25.06 по 22.07 1943г. произведено 322 самолета-вылета на бомбардировки ж.д. станций Карачев, Унеча, Глазуновка, Болхов, Навля, Моховая, Хутор Михайловский и в районе деревень Дудино и Жуковка.
С 29.07 по 14.08.1943г. 101 авиаполк выполняет задание Волховского фронта по разрушению узлов сопротивления и уничтожению войск противника на переднем крае фронта в районе Синявино, ст. МГА и совхоза Торфянник, вылеты производились с оперативного аэродрома Кашино (совершено 116 самолетовылетов).
С 19.08 по 21.09.1943г. авиаполк производит бомбардировки вражеских войск, техники, танков и артиллерийских позиций на Смоленско-Брянском направлении (275 самолетовылетов).
Бомбардировочные удары, выполняемые авиаполком, не мешали полетам к партизанам Ковпака, Федорова, Сабурова, Мельника, Емлютина, Вершигоры и другим, по заданиям Центрального, Украинского, Белоруского, Латвийского, Литовского, Брянского, Ленинградского, Калининского штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД, вылеты совершались с аэродрома Монино и аэродромов подскока Верховье (Серпухов), Андреаполь, Курск, Липецк, Выползово, за лето1943 года было произведено около 500 вылетов, из-за удаленности партизанских отрядов и нехватки темного времени суток для возвращения на аэродром базирования выросло количество "дневок" на лесных аэродромах.
25 сентября 1943г. 101 АП принимает участие в Днепровской десантной операции, с оперативного аэродрома Лебедин произведено 33 самолета-вылета в район Медведка, Македоны, Грушево, десантировано 582 человека и 75 мешков весом 9000кг.
С 30.09 по 28.10 1943 года, действуя с аэродрома базирования Воротынск (Калужская обл.), авиаполк наносит авиаудары на рубеже Великие-Луки - Витебск - Могилев - Мозырь, уничтожая эшелоны противника, железнодорожные пути и узлы сопротивления противника (120 самолетовылетов).
|
При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.