Историческая летопись 101 (31) Гвардейского Авиационного
Красносельского Краснознаменного полка
Дальнего Действия
За основу данной станицы взяты «Исторический Формуляр 101 АПДД 1942-1946гг.» и «Боевые донесения»
101 авиаполка, 1-ой Авиационной дивизии ДД и 7 Авиационного корпуса ДД.
История строительства авиаполка
1941-1946гг.
Во исполнение Постановления Г.О.К.О. №1392/СС от 5.3.1942г., об Авиации Дальнего Действия, Приказа Н.К.О. №0056 от 18.3.1942г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 Транспортный Авиационный полк Дальнего Действия, по штату №015/222 в составе 1-ой Транспортной Авиационной Дивизии ДД. Полк формировала Депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, подполковник В.С.Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа летно-технического состава, прибывшая из Г.В.Ф. М.А.О.Н. (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го Авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришел из резерва АДД г.Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй летного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий, 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 Авиационный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №577 от 28.7.1942г. В работе полка начинают преобладать бомбардировочные задания. 13 сентября 1942 года произведено изменение в укомплектовании. Полк переведен на новый штат №015/236, Приказ Н.К.О. №00198 от 13.9.1942г., согласно которого, в 101 АП добавляетсятретья эскадрилья, которая формировалась за счет личного состава подготовленного в 2-х ранее существовавших эскадрильях. Согласно нового штата количество самолетов ЛИ-2 в полку доводится до 30.
![]() У поворота к аэродрому |
![]() В.С.Гризодубова на аэродроме Чкаловский |
![]() Аэродром Чкаловский |
В ознаменование начала боевой работы 101 Авиационного полка Дальнего Действия, по разгрому немецкого фашизма установлен традиционный праздник «Годовщина полка» 25 мая, Приказ 1-ой Авиационной дивизии Дальнего Действия №0117 от 24 октября 1942г.
15 октября 1943 года 101 Авиационному полку Дальнего Действия вручено Красное Знамя, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11.10.1943г.
27 мая 1944 года за участие в ликвидации блокады г. Ленинграда, где полк своими бомбардировочными ударами на подступах к г. Красное Село нанес врагу большое поражение авиаполку присвоено наименование «Красносельский», Приказ Н.К.О. №0137 от 27.5.1944г.
![]() |
![]() |
Мемориальная доска на стене дома центральной площади в городе Красное Село (проспект Ленина, дом 73) о присвоении наименований Красносельских подразделениям Красной Армии, наиболее отличившимся в ходе Красносельско-Ропшинской операции и освободившим 19 января Красное Село от немецко-фашистских захватчиков. |
30 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 101 Авиационный Красносельский полк Дальнего Действия награжден орденом «Красного Знамени», Приказ Н.К.О. №0291 от 30.08.1944г.
05 ноября 1944 года за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 101 Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия преобразован в 31 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный полк Дальнего Действия, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
7 декабря 1944 года авиаполку вручено Гвардейское Знамя, Приказ Н.К.О. №0361 от 5.11.1944г.
В связи с реорганизацией АДД в 18 Воздушную Армию ВВС КА полк переименован из 31 Гвардейского Авиационного Красносельского Краснознаменного полка Дальнего Действия в 31 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/315706сс от 26.12.1944г., Приказ Командующего ВВС КА.
15 декабря 1945 года полк переименован в 186 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский Краснознаменный полк, директива Генерального Штаба КА № орг/10/88956сс от 15.12.1945г.
Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/10/246495 от 22.4.1946г. , директивы Штаба Дальней Авиации №722 от 24.5.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации полк переименован в 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации.
Во исполнение директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № орг/5/248913 от 26.8.1946г., директивы Штаба Дальней Авиации №1351 от 6.9.1946г. и приказа 1-ой Воздушной Армии Дальней Авиации №009 от 10.9.1946г. 186 Гвардейский Авиационный транспортный Красносельский Краснознаменный полк Дальней Авиации переведен со штата №015/512 военного времени на штат №36/607 мирного времени.
Участие авиаполка в боевых действиях
1942-1945гг.
25 мая 1942 года сформированный авиационный полк с аэродрома базирования Чкаловский произвел свой первый боевой вылет-с аэродрома Уразово осуществлена доставка груза в окружение частям Красной Армии около деревень Лазовеньки, Михайловки, Крутоярки (район Балаклеи Харьковской области).
В середине июня 1942 года часть самолетов 101 АП вошли в оперативную группу транспортных самолетов для обеспечения частей 2-ой Ударной Армии, ведущей упорные бои в окружении. Экипажи полка без потерь совершили более 100 вылетов и доставили окруженным частям десятки тонн боеприпасов и продовольствия. За успешное выполнение этого задания личный состав полка получил благодарность от командующего фронтом.
С 25 июня по 19 августа 1942г., оказывая противодействие немецким войскам, наступавшим на Московском и Сталинградском направлении, с аэродрома базирования Чкаловский, полк наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом по железнодорожным узлам Курск, Орел, Вязьма, Щигры, Льгов, Полтава и Ржев. В этот промежуток времени было произведено около 376 ночных самолетовылетов и сброшено бомб 457,5 тонн. Практически каждую ночь самолеты делали по два боевых вылета.
Из Боевого донесения от 7 августа 1942 года, Чкаловская.«……………….В ночь с 6 на 7.8.42г. бомбардировали скопление ж.д.эшелонов и разрушали пути ж.д.узла Вязьма, вылетало 7 самолетов. 6 самолетов задание выполнили и произвели посадку на своем аэродроме. Экипаж Карченко к моменту составления боевого донесения на свой аэродром не вернулся.………………..»
В ночь с 28 на 29 июля 1942 года произведен первый массовый вылет в партизанские соединения, 2 самолета в район оз. Червоное (Бобруйская обл.) – экипажи Миненкова и Масленникова, 4-в р-н Суши (г. Кличев) – экипажи Кузнецова, Гришакова, Васильченко и Тюрина, 4-в р-н Салтановки (Брянская обл.) – экипажи Лунца, Янышевского, Орлова и Слепова, произошла и первая потеря при полетах на партизанские площадки, не вернулся с задания экипаж Миненкова.
Из «Боевого донесения» 101 АП от 29.07.1942г. -«…………………Летчик Масленников, штурман старший лейтенант Покачалов вылетели в 21.35 с аэродрома подскока Калуга на выброску груза в район Доброго Острова. При подходе к цели наблюдали деревню Хвастовичи горит, 4 костра Добрый Остров, 1 белую ракету. С 12 заходов сброшено с правого борта 1600 кг. на парашютах в районе 4 км. севернее деревни Добрый Остров.…………………..»
11 августа 1942г. экипажем Чернопятова осуществляется первая посадка на партизанский аэродром в районе Салтановки (первую попытку этот экипаж выполнял 7 августа, но не обнаружил аэродром). С 28 июля по 18 августа производится 17 самолетовылетов на партизанские площадки, 2 вылета с посадкой. Для полетов к партизанам помимо Чкаловского использовались аэродромы подскока - Серпухов (Московская обл.) и Трубедчино (Липецкая обл.), «Калинин» (Мигалово) и Дмитровская.
Из Боевого донесения №43 от 2 августа 1942 года, ст.Чкаловская.«………………….Летчик старший лейтенант Кузнецов, штурман сержант Тимофеев в 21.35 1.8.1942 вылетели по заданию Розвед.отдела Штаба Западного Фронта на сбрасывание боеприпасов и десантирование 4-х парашютистов в район Чериков. Задание выполнено. Десант сбрасывался с Н=300 метров в 02ч.12м. 2.8. без сигналов с земли (местность определена детальной ориентировкой). После сбрасывания десанта по установленному сигналу десантников был сброшен груз в 02ч.14м.-02ч.18м. с Н=200 метров. Сброшено 5 тюков весом 800кг. боеприпасов. Десант и груз сброшены в районе 4км. северо-западнее деревни Рогальная (15км.западнее Чериков). Экипаж наблюдал раскрытие парашютов десанта и груза. При перелете линии фронта в районе Спас-Деменска экипаж обстреливался из к/к ЗА. Наблюдали освещение городов Гомель и Жлобин. В 5ч.00м. 2.8.42 произведена посадка на своем аэродроме. Общий налет 7 часов 25 минут.…………………..»Из Боевого донесения №70 от 14 августа 1942 года, ст.Чкаловская.«…………………1.Летчик старший лейтенант Чернопятов, штурман старший сержант Кицин – 18ч.15м. 13.8.42г. вылетели на аэродром Трубетчино и в 22ч.20м. – на аэродром Борки (50км.южнее г.Брянска) по заданию Штаба партизанского движения Брянского Фронта, доставить боеприпасы и военное имущество и вывезти раненых. Задание выполнено. С аэродрома Трубетчино перевезено боеприпасов и военного имущества партизанам 1700кг. Вывезено с аэродрома Борки 6 человек раненых и 100 парашютов сброшенных при выброске грузов с самолетов, на аэродром Трубетчино.2.Командир партизанского движения Брянского Фронта просит срочно доставить к ним прицелов к 45м/м орудиям 35 штук, 3 тонны соли, мины батальонные, бензина для танков и бронемашин 2000-3000кг., несколько штук бесшумных винтовок и автоматов ППШ. Экипаж Чернопятова по просьбе командования с самолета слил 700 литров бензина партизанам. На 13 августа в отряде все раненные партизаны вывезены. Посадка на аэродром Борки произведена благополучно и в 00ч.10м. вылетели на аэродром Трубетчино. Боевой налет 7 часов 30 минут.………………….»

С 22 августа по 15 сентября 1942г. с выходом немецких войск на подступы к г.Сталинграду, полк перебазируют на оперативный аэродром Балашов. Силами экипажей полка осуществляется бомбардировка переправ через р. Дон в районе села Трехостровская и реку Червляная в районе села Карповка, а также скопления эшелонов на узловых станция и войск противника на подступах к Сталинграду: Ерзовка, Трехостровская, Вертячий, Андреевка, разъезд Конный, Акатовка, Каменный, Буерак, Карповка, Песчанная, Городище, Суровинкино, Кисляки, Герасимов, Тингут, Лученский, Латышевка, Авиационный городок совхоз Пайволожский, разъезд 564 км. и п.Сталинградский. Всего был совершен 401 боевой самолетовылет, сброшено 413 тонн бомб. За успешные боевые действия командование Сталинградским фронтом дважды выносило благодарность личному составу полка.
Из Боевого донесения №78 от 25 августа 1942 года, Балашов. Сталинградский Фронт.«…………………Летчик старший лейтенант Иншаков, штурман сержант Тюрин, бомбардировали основную цель. При подходе к цели наблюдали работу до 6 прожекторов. С одного захода курсом 180° 22ч.25м.-22ч.30м. с Н=1500 метров сброшено 4 шт. ФАБ-250, разрывы бомб наблюдали на переправе и по западному берегу реки Дон в районе Трехостровская. В районе цели взяты прожекторами, обстреливались МЗА и атакованы истребителями противника на Н=1000 метров. На обратном маршруте от цели преследовались двумя истребителями противника до Солодча. Экипаж изменением курса и снижением до 25 метров ушел от преследования. На самолете имеется одна пробоина.…………………»
|
|
|
Пока основная часть полка находилась на Сталинградском фронте, вернувшиеся 10 сентября на аэродром Чкаловский два экипажа (командира корабля Масленникова и ст.лейтенанта Васильченко) осуществляли связь с партизанскими отрядами, с 10 по 14 сентября произвели 4 вылета с посадкой на площадку Салтановка. По распоряжению Центрального штаба партизанского движения экипажи доставили в Москву на совещание в Кремле руководителей партизанских отрядов Орловской и Брянских областей, Украины и Белоруссии.
Из Боевого донесения №1 от 12 сентября 1942 года, ст.Чкаловская.«…………………1.В ночь с 11-го на 12.9.42г. произведено два самолетовылета по спец.заданию Штаба партизанского движения.2.Боевой налет 7 часов 50 минут, общий налет 15 часов 42 минуты. Летчики: капитан Масленников и старший лейтенант Васильченко Вылетали в ночь с 11-го на 12.9.42г. с аэродрома подскока Трубетчино с посадкой – тыл противника в районе Брянска, аэродром «Салтановка». Посадка произведена в 00ч.50м. 12.9.42г. на аэродроме Салтановка, куда доставлено груз – боеприпасы – 4000кг., горючего – 400кг., пассажиров – 2 человека нашим партизанам. С аэродрома Салтановка перевезено на аэродром Тамбов 43 человека, с аэродрома Трубетчино в Тамбов 28 раненых.……………….»
С 15 сентября 1942 года, во исполнение постановления Г.О.К.О., приказом командующего АДД полк снимается со Сталинградского направления и поступает в распоряжение Центрального Штаба партизанского движения. С 16 сентября по 31 декабря 101 АП ДД производит 404 самолетовылета, из них 33 с посадкой на партизанских аэродромах, по заданиям Белорусского, Украинского, Брянского, Калининского и Западного штабов партизанского движения, а также специальных заданий НКВД. В этот период наиболее активно выполнялись полеты на площадки Салтановка-Ворки – 58 самолетовылетов (12 с посадкой) и Смелиж – 199 самолетовылетов (13 с посадкой) в район Брянских лесов в расположение Штаба объединенных партизанских бригад под руководством Д.В.Емлютина. 5 октября авиаполк совершил свой самый массовый вылет за одну ночь на одну партизанскую площадку, 25 самолетовылетов для сброса груза в Смелиже. На обратном маршруте пролетая над территорий оккупированной врагом летчики проводили бомбардировки по целям указанным партизанам, помогая уничтожить карательные отряды, уничтожал позиции врага на линии фронта.
Из Боевого донесения от 22.9.42г., ст.Чкаловская.«………………15-ю самолетовылетами выбрасывали боеприпасы партизанам и с попутным выполнением задания производили бомбардирование скопления противника в деревнях: Гавань, Голобово, Ревны. Выбрасывание груза (площадка Салтановка – Ворки) производилась с Н=300-400 метров, 4-5 заходов в течении 15-20 мин. в среднем каждым экипажем, по сигналу с земли: 4 костра в линию, 2 белые ракеты 1 зенит, 2 по горизонту, мигание фонарем ".-". Сброшено 22070кг. груза. ……………….»Из донесения начальника ЦШПД П.Пономаренко Верховному Главнокомандующему о выделении транспортных самолетов для нужд партизанского движения. №63 от 2 июля 1942 года.« Центральный и фронтовые штабы партизанского движения испытывают серьезные транспортные затруднения.……..Питание партизанских отрядов взрывчаткой должно быть поставлено как следует. Кроме того, нами систематически должна производится заброска в действующие отряды радистов с рациями. Достаточно сказать, что заброшенные в тыл 69 раций сейчас связывают нас с сотнями отрядов. Это придает движению огромную силу, так как дает возможность оперативно руководить отрядами, не говоря уже о том, какое огромное разведывательное значение имеет сеть партизанских раций. Нам необходимо в ближайшие дни – недели забросить не менее сотни раций….. …Много и других нужд, связанных с транспортом: заброска организаторов партизанского движения, заброска боеприпасов, продовольствия, питания для раций и т.д……Необходима системная работа нескольких самолетов…….В связи с этим прошу Вас разрешить выделение для постоянного обслуживания нужд партизанского движения транспортных самолетов типа «Дуглас»…………..»Из проекта приказа Народного Комиссара обороны об усилении партизанской борьбы в тылу немецких захватчиков. №72, июль 1942 года.«…………..8.Для обеспечения блокированных или находящихся в тяжелом положении партизанских отрядов, а равно и для заброски в отряды взрывчатых веществ, военным советам фронтов выделять для каждого фронтового штаба партизанского движения транспортные самолеты в пределах не менее двадцати самолетов в месяц. Командующему ВВС КА удовлетворить заявки Центрального Штаба партизанского движения на рейсы транспортных самолетов в тыл противника в пределах тридцати – тридцати пяти самолетов в месяц. Закрепить для этой цели специальные кадры опытного летного состава.НКО СССР И.СТАЛИННЦШПД П.ПОНОМАРЕНКО
![]() Командир корабля Г.К.Иншаков
его экипаж один из первых начал
регулярные полеты к партизанам |
![]() Экипаж Н.И.Слепова перед вылетом на бомбардировку
железнодорозного узла Орел
|
Из Боевого донесения от 10.10.42г. №119, Чкаловская.«……………….. 2 экипажа летчики Лунц, Слепов, штурманы Каспаров, Драгомир в 20.40. – 20.50. произвели посадку на партизанском аэродроме Смелиж, доставили партизанам 2 передка к пушкам, мотор к радиостанции, 12 ящиков противотанковых ружей общим весом 3300кг. В 21.20. – 21.30. вылетели обратно и доставили на аэродром Чкаловская 31 чел. раненых, 9 пасажиров и 3 детей.………………...»Из Боевого донесения от 26 декабря 1942 года, Чкаловская.«……………….Экипаж командир корабля Асавин, штурман Сулегин 17.12.42г. 18.55.вылетели по заданию Центрального Штаба партизанского движения доставить боеприпасы и медикаменты партизанам на площадку Николаевка 21км.сев.Мглин. На маршруте до цели из-за отказа левого мотора - неисправность магнето, произвел вынужденную посадку с грузом на площадке Смелиж благополучно. Мотор отремонтирован в течении 2-х дней своими силами. Ввиду плохих метеоусловий и отсутствия сигналов груз сдал по акту начальнику МТО объединенных отрядов тов.Мирошину и 25.12.42г. вылетели на свой аэродром, свой аэродром был закрыт туманом, посадку произвел на аэродром Житово (Рязанский аэроузел). На обратном маршруте из Смелижа вывезено 22 чел. из них 4 раненых, доставили в Рязанский госпиталь, 13 чел. воинской команды и 5 чел. женщин и детей – аэродром Чкаловская. 26.12.42г. 12.30. произвел посадку на своем аэродроме благополучно. Всего доставлено на площадку Смелиж – 1500кг. груза на обратном маршруте вывезено 22 чел. Боевой налет – 7 часов 03 минуты.…………………»
В декабре 1942 года часть самолетов авиаполка выполняла полеты в интересах Калининского фронта, для этого использовался оперативный аэродром Мигалово.
С 24.12.1942г. по 19.01.1943г. полеты (силами одной эскадрильи) на аэродром Калач в интересах Юго-Западного фронта (доставка оружия боеприпасов, топлива и вывоз раненых), совершено 140 самолетовылетов.
С 27 января по 2 октября 1943 года аэродромом базирования 101 АП становится Монино (Московская обл.).
В начале 1943г. не благоприятные метеоусловия помешали увеличению полетов в партизанские отряды, но с конца февраля интенсивность возросла. К маю 1943 года летчики 101 АП освоили более десятка партизанских аэродромов - Салтановка, Смелиж, оз.Червоное («зимний» аэродром, на льду озера), Хинель, Николаевка, Альбинск, Мостки, Голынка, Речица, Дубровка, Кожушки, Бегомель, Барки, Дуброва (более подробную информацию о партизанских аэродромах можно посмотреть на соответствующей странице сайта). В дальнейшем полеты по обеспечению партизан становятся приоритетной работой полка.
Письмо
Начальника ЦШПД Пономаренко П.К.
командиру 101-го полка Авиации Дальнего Действия
Гризодубовой В.С. с благодарностью
за помощь партизанам
г. Москва Апрель 1943г.
Секретно
101 авиационный полк дальнего действия с 1.8.42 по 12.3.43, обслуживавший согласно постановлению Государственного комитета обороны Центрального штаба партизанского движения, и с 12.3.43 по настоящие время непосредственно республиканские штабы партизанского движения, провел большую работу по переброске самолетами людей и грузов в действующие в тылу противника партизанские отряды.
Личным составом полка по заявкам Центрального штаба произведено 649 самолетовылетов, в том числе:
Для Белорусского штаба – произведен 91 самолетовылет, из коих выполнены задания при 44 самолетовылетах;
Для Украинского штаба – произведено 147 самолетовылетов, из коих выполнены задания при 111 самолетовылетах;
Для Западного Фронта – произведено 50 самолетовылетов, из коих выполнены задания при 26 самолетовылетах;
Для Брянского Фронта – произведено 361 самолетовылет, из коих выполнены задания при 337 самолетовылетах.
Кроме вышеуказанных самолетовылетов за этот же период времени произведен 31 самолетовылет для Ленинградского и Северо-Кавказского Фронтов.
В результате выполнения задания по 518 самолетовылетам в партизанские отряды, действующие во вражеском тылу, было переброшено до 700 человек и до 1000 тонн боевых грузов.
Кроме того, самолетами, выполнявшими задания с посадкой в партизанских отрядах, эвакуировано обратными рейсами из отрядов 1493 человека раненых и 1105 человек больных, детей и командированных........ Читать полностью
За период с 15.10.1942г. по 15.9.1943г. произведено более 1862 ночных самолетавылета, из них 300 с посадкой в тылу врага на партизанских аэродромах. Боевой налет составил 10316 часов. Доставлено 1371 тонна грузов, 103 тонны продовольствия, 1519 человек. Эвакуировано более 3105 раненых партизан и детей, 52 летчика из экипажей самолетов сбитых над территорией противника и оказавшихся у партизан, вывезено с территории захваченной врагом ценностей на сумму 2 мил. руб., разных грузов-44 тонны.
Полеты к партизанам чередовались с бомбардировочными операциями по уничтожению эшелонов и войск противника - уз. Рославль, ж/уз. Жуковка, ж/уз. Орел, ж/уз. Брянск-1 и Брянск-2, ж/уз. Смоленск и г. Орджинекидзеград (с 15.03 по 25.04 1943г. более 370 самолето-вылетов), а также бомбардировки аэродромов Брянск, Сталино, Запорожье, Сеща, Олсфьево, Карачев (около 79 вылетов).
![]() Монино, 1943год, верхний ряд, слева: штурман Лужин, бортмеханик Моторный,
командир корабля Севастьянов, нижний ряд, слева: стрелок-радист Никогосов,
пилот Баулин, воздушный стрелок Хабибрахмонов
|
С 23.02 по 10.03.1943г. 10 самолетов 3АЭ 101 АП участвовала в транспортно- десантной операции по заданию 1 Армии и ВДВ, обеспечивала оперативную группу генерал-полковника Хозина, полеты выполнялись с оперативных аэродромов Дулово (20км. южнее г. Осташкова) и Вешки (75км. западнее г. Осташкова), а так же десантирование группы из 89 человек и сброса груза весом 5500кг. в район оз. Лучно (234км. западнее г. Осташкова) по заданию начальника авиации ВДВ КР в интересах Лениградского штаба партизанского движения.
Весной 1943 года экипаж командира корабля Масленникова произвел вылет особого назначения, доставил советских дипломатов на Аляску в г. Фэрбенкс.
С 25.06 по 22.07 1943г. произведено 322 самолета-вылета на бомбардировки ж.д. станций Карачев, Унеча, Глазуновка, Болхов, Навля, Моховая, Хутор Михайловский и в районе деревень Дудино и Жуковка.
С 29.07 по 14.08.1943г. 101 авиаполк выполняет задание Волховского фронта по разрушению узлов сопротивления и уничтожению войск противника на переднем крае фронта в районе Синявино, ст. МГА и совхоза Торфянник, вылеты производились с оперативного аэродрома Кашино (совершено 116 самолетовылетов).
С 19.08 по 21.09.1943г. авиаполк производит бомбардировки вражеских войск, техники, танков и артиллерийских позиций на Смоленско-Брянском направлении (275 самолетовылетов).
Бомбардировочные удары, выполняемые авиаполком, не мешали полетам к партизанам Ковпака, Федорова, Сабурова, Мельника, Емлютина, Вершигоры и другим, по заданиям Центрального, Украинского, Белоруского, Латвийского, Литовского, Брянского, Ленинградского, Калининского штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД, вылеты совершались с аэродрома Монино и аэродромов подскока Верховье (Серпухов), Андреаполь, Курск, Липецк, Выползово, за лето1943 года было произведено около 500 вылетов, из-за удаленности партизанских отрядов и нехватки темного времени суток для возвращения на аэродром базирования выросло количество "дневок" на лесных аэродромах.
25 сентября 1943г. 101 АП принимает участие в Днепровской десантной операции, с оперативного аэродрома Лебедин произведено 33 самолета-вылета в район Медведка, Македоны, Грушево, десантировано 582 человека и 75 мешков весом 9000кг.
С 30.09 по 28.10 1943 года, действуя с аэродрома базирования Воротынск (Калужская обл.), авиаполк наносит авиаудары на рубеже Великие-Луки - Витебск - Могилев - Мозырь, уничтожая эшелоны противника, железнодорожные пути и узлы сопротивления противника (120 самолетовылетов).