ПАНЧЕВ Николай Ильич Из наградного листа: В качестве бортового техника совершил более 40 ночных боевых вылетов, среди них ряд бомбардировочных вылетов по военно-промышленным объектам, железнодорожным узлам, оборонительным укреплениям, судам и портовом сооружения в районах Кенигсберг, Мемель, Тильзит, Либава, Виндава, Данциг, Гдыня, Пиллау, Свинемюнде, по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 22 вылета по переднему краю обороны, артиллерийским позициям, скоплениям живой силы и техники, железнодорожным эшелонам врага на территории Белорусской ССР и на Псковском направлении. На его счету несколько транспортных вылетов в дневное время в интересах 3-го Белорусского Фронта. В послевоенное время продолжил службу в ВВС СССР, сначала в Бобруйском Тяжело бомбардировочном авиационном полку, потом в 182 Гвардейском тяжело бомбардировочном авиационном Севастопольско-Берлинском Краснознаменном полку Дальней Авиации (г. Моздок). Освоил самолеты ТУ-4, ТУ-16. |
ФОТОАЛЬБОМ ПАНЧЕВА П.И. |
||
ФОМИЧЕВ Георгий Андреанович
Техник авиационный бортовой, техник авиаотряда Гвардии старший техник лейтенант Родился в 1910 году в городе Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. Воевать начал на Западном Фронте в составе Авиационной Группы Особого Назначения ГВФ в должности бортового механика 3-й эскадрильи, являлся парторгом, совершил 122 ночных боевых вылета, в том числе 18 вылетов в интересах Волховского Фронта для обеспечения продовольствие и боеприпасами подразделений Красной Армии находящихся в окружении, 40 вылетов по спецзаданиям в глубокий тыл противника, из них 4 с посадками на неподготовленных площадках на временно оккупированной врагом территории. В 101 АП прибыл в 1942 году, где совершил более 120 ночных боевых вылетов, из которых: 71 вылет по заданиям штабов партизанского движения в районы Овруч, Хинель, Киев, Чернигов, Мозырь, Ново-Зыбково, Полоцк, Олевск, Осиповичи, Слуцк, Брянск, Бобруск, в том числе 31 вылет с посадками на партизанских аэродромах Поречье, Смелиж, Мамаевка, Речица, Кожушки, Храпунь, Дуброва, Альбинск, Горилец, Ушачи и на ледовый аэродром подготовленный Ковпаковцами на озере Червоное зимой 1943 года; более 50 вылетов на бомбардировки скоплений живой силы и техники, железнодорожных узлов и эшелонов, узлов сопротивления в районах Орел, Брянск, Ржев, Вязьма, Карачев, Болхов, Смоленск, артиллерийских позиций и переднего края обороны в районах Синявино на Волховском Фронте и Красного Села на Ленинградском Фронте. Летал в экипаже Героя Советского Союза командира корабля Б.Г.Лунца, был младшим Политруком и техником авиаотряда в 3 АЭ. Из наградных документов: В ночь с 22 на 23 августа 1943 года его самолет был сбит истребителем противника в районе озера Вослепно (Витебская область) при возвращении с партизанской площадки, после прыжка с парашютами из горящего самолета, вместе с оставшимися в живых членами экипаж, благополучно вышел к партизанам и переправлен через линию фронта в расположение своего авиаполка.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 1 степени, «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза. |
|||
БАЛАШОВ Федор Иосифович Механик авиационный бортовой, инженер отряда Гвардии инженер капитан Родился в 1910 году в деревне Пионерская Борского района Горьковской (Нижегородской) области. В авиации работает с 1936 года. В 1939 году окончил авиационный техникум и работал механиком. Перед войной работал в Управлении международных авиационных линий СССР под руководством В.С.Гризодубовой. С первых дней Великой Отечественной войны находился в рядах Действующей Красной Армии. Участвовать в боевых действиях начал воентехником второго ранга во 2-й АЭ Московской Авиационной Группы Особого Назначения в должности бортового механика на самолете ПС-84, совершил 59 боевых вылетов в интересах Северо-Западного Фронта для доставки грузов в блокадный Ленинград и частям 1-й и 2-й Ударных Армий. В составе 101 АП с мая 1942 года. Находясь на должности бортового механика совершил 79 ночных боевых вылетов на бомбардировки железнодорожных узлов, эшелонов, скоплений войск, узлов сопротивления, артиллерийских позиций в районах Ржев, Курск, Смоленск, Вязьма, Щигры, Брянск, Орел, Льгов, Сычевка, переправ противника через реку Дон и живой силы, танков, моторизованных частей на Сталинградском направлении. На его счету более 30 ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения в районы Брянска, Чернигова, Минска, Овруча, Могилева, из них свыше 10 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, для доставки парашютистов, диверсионных групп, оружия, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, раций, а также эвакуации детей и раненых. С июля 1943 года переведен на должность инженера 1 авиаэскадрильи, под его руководством было обеспечено более 1200 самолетовылетов. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «За Боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза. |
|||
СОЗИНОВ Анатолий Емельянович Механик авиационный бортовой Старший техник-лейтенант Родился в 1910 году, уроженец г. Новосибирска. В 1928 году окончил профессионально техническую школу, а в 1936 году Саратовский авиационный техникум ГВФ по специальности авиатехника. Участник Великой Отечественной с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН). В 101 АП с первых дней его формирования, с 5 мая 1942 года. 13 июня 1942г. присвоено воинское звание старший техник-лейтенант. Погиб в ночь с 22 на 23 июня 1942г. при выполнении боевого задания, сбит истребителем противника. Похоронен в воинском захоронении в поселке Большая Вишера Маловишерского района Новгородской области, в 1975 году перезахоронен из Лесного Бора. |
|||
ВОРОЖИЩЕВ Емельян Феоктистович Бортовой механик Старший техник-лейтенант Родился 25 августа 1913 года, уроженец Нижне Чуевского сельсовета Мучкапского района Тамбовской области. Окончил 4 класса сельской школы в 1926 году. С 13 июня 1935 года служит в Красной Армии, в 41 эскадрильи 11 тяжелой бомбардировочной бригады 1 Армии особого назначения (АОН) город Воронеж. В 1938 году, после успешной сдачи экстерном экзаменов, получает звание младшего воентехника. С мая 1938 года в 4 эскадрильи 8 тяжёлого бомбардировочного авиационного полка АОН-3 город Полтава, со 2 августа 1938 года в 8 ТБАП 4 Авиационного корпуса. 26 июля 1940 года присвоено звание Воентехника 2 ранга. В составе 101 АП ДД с первых дней его формирования, с 4 мая 1942 года, 13 июня присвоено очередное воинское звание – старший техник-лейтенант. За время работы в авиаполке совершил 32 боевых вылета, в том числе на бомбардирование железнодорожных узлов, военной техники и живой силы противника в районах Курск, Щигры, Орел, Льгов, Расховец. В ночь с 28 на 29 июля 1942 года экипаж самолета, где был бортмехаником Ворожищев, выполнял задание Центрального Штаба партизанского движения по доставке вооружения, продуктов и парашютистов в урочище Добрый Остров (район озера Червоное, не далеко от поселка Альбинск Гомельской обл. Белоруссии). Экипаж донес о выполнении задания, на свой аэродром не вернулся. На следующий день пришло подтверждение от партизан о гибели летчиков: самолет сгорел, экипаж погиб. Смерть экипажа описал в своей книге "Самолеты летят к партизанам" Верхозин А.М. (начальник штаба 101 АПДД). В данный момент производятся попытки определить место падения самолета (номер самолета 300 2/7). |
|||
КОРЧЕНКО Вадим Иванович (в части документов Карченко) Механик авиационный бортовой Старший техник-лейтенант Родился в 1913 году (в документах встречается 1914 и 1915) в поселке Александровка Одесского района Одесской области. В 1931 году окончил 9 классов средней школы. С 1932 по 1934 служба в РККА. В 1934 году окончил 2 военную школу авиационных техников в городе Вольске, вышел в запас в звании воентехника 2 ранга. В предвоенные годы работал в системе ГВФ. Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года, направлен распоряжением ГУ ГВФ в 8-й Авиационный отряд Киевской Особой Авиагруппы, в качестве бортового механика самолета ПС-84 налетал 185 часов, совершил 14 ночных вылеты в глубокий тыл противника. 4 мая 1942 года зачислен на должность бортового механика 101 АП ДД, 13 июня 1942г. присвоено звание старший техник лейтенант. За время работы в полку совершил 43 боевых вылетов, в том числе бомбардировочных по железнодорожным узлам, скоплениям живой силы и технике фашистов в районах Щигры, Льгов, Курск, Орел, Полтава, Вязьма. В ночь с 7 на 8 августа 1942 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести, вылет совершал в качестве командира корабля, самолетам 101 АП в эту ночь ставилась задача по нанесению бомбардировочного удара по скоплению войск противника в районе Вязьмы. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден орденом Красной Звезды. |
|||
МОИСЕЕНКО Игнат Федорович Механик авиационный бортовой Старший техник-лейтенант Родился в 1905 году, уроженец села Мамоновка Верхнемамонского района Воронежской области. С 1927 по 1930 гг. служил в РККА. В 1933 году окончил 2-ю Объединенную школу пилотов и авиатехников в г. Тамбове по специальности младшего авиатехника. Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года. По распоряжению Главного Управления ГВФ направлен в 8-й отряд Киевской Особой Авиагруппы ГВФ, в качестве бортового механика самолета ПС-84 к 5 марта 1942 года имел общий налет 355 часов, за это время перевезено более 100 тонн различных грузов, 404 военнослужащих и гражданских. 9 июля 1941г. ему присвоено воинское звание воентехника 1 ранга. В 101 АП ДД с 4 мая 1942 года на должности бортового механика. С 13 июня 1942 года – старший техник-лейтенант. В составе авиаполка совершил более 30 боевые вылеты на бомбардировки железнодорожных эшелонов на узловых станциях, скоплений живой силы и техники в районах Курск, Орел, Вязьма, Щигры, Льгов, Полтава, принимал участие в транспортных вылетах, в том числе по обеспечению 2-й Ударной Армии, находящейся в окружении на Волховском Фронте. Большая часть вылетов произведена в ночное время. Из наградного листа:
В ночь с 7 на 8 августа 1942 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести, вылет совершал в качестве командира корабля, самолетам 101 АП в эту ночь ставилась задача по нанесению бомбардировочного удара по скоплению войск противника в районе Вязьмы.«.. .. .. Выполняя задание корабль шел на выброску ценного груза для находящихся в тылу противника наших частей, над целью был подожжен истребителем противника. Тов. Моисеенко ликвидировал пожар, чем дал возможность выполнить экипажу боевое задание. ... .. ..» За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден двумя орденами Красной Звезды. |
|||
БРЕВИТ Алексей Иванович Бортовой механик Старший техник-лейтенант Родился в 1907 году, уроженец деревни Пестенки Гродненской области Белорусской ССР. Учился в сельской школе. Служил в РККА с 1929 по 1931гг. В 1935 году окончил Саратовский авиатехникум по специальности авиатехник ГВФ. В 1939 году прошел Высшую вневойсковую подготовку. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ в звании Воентехника 2 ранга. В составе 101 АПДД с 4 мая 1942 года с начала в качестве авиационного техника, а за тем как бортовой механик, 13 июня присвоено звание техника-лейтенанта, с 25 декабря старшего техника-лейтенанта. За время работы в полку совершил 35 боевых вылетов, в том числе на бомбардирование узловых станций и эшелонов на них, скоплениям вражеских войск и техники, по переднему краю обороны противника в районах Вязьма, Ярцево, Новомыслин, Купянск, Людиново, Болхов, Смоленск, а также осуществлял вылеты в глубокий тыл фашистов для доставки грузов и парашютистов в расположение партизанских отрядов. 26 декабря 1942 года умер от ран в лазарете батальона аэродромного обслуживания аэродрома Дягилево города Рязани, ранения получил 23 декабря в результате обстрела самолета зенитной артиллерией врага при выполнении вылета по сбросу груза на партизанский аэродром Смелиж Брянской области. |
|||
ИВАНОВ Петр Николаевич Механик авиационный бортовой Старший техник-лейтенант Родился 17 июня 1907 года в деревне Куколкино Кудеверского района Калининской области (сейчас урочище Куколкино 2,3 км. на северо-запад от поселка Кудеверь в сторону озера Островня, Бежаницкий район Псковской области). В 1919 году окончил 3 класса сельской школы. Кадровый военный РККА. В 1929-1931гг.срочная и сверхсрочная служба в 5-ом отдельном полку связи, город Брянск. С 12 декабря 1932 года учился во 2-ой Военной школе авиационных техников в городе Вольск Саратовской области, по окончанию обучения присвоено звание воентехника 2 ранга. С 15 декабря 1935 года зачислен в 15-ю Крейсерскую эскадрилью ВВС Киевского военного округа город Кирово на должность авиационного техника. С 15 августа 1938 года – бортовой техник самолета ТБ-3 14 Тяжелого бомбардировочного авиационного полка Киевского особого военного округа, аэродром базирования Гоголь Броварского района Киевской области, 25 июля 1940 года присвоено звание воентехника 1 ранга. В 101 АП ДД с мая 1942 года, в составе авиаполка совершил 127 боевых вылетов, большая часть совершена в ночное время, в том числе: 34 вылета по заданиям Центрального Штаба партизанского движения и спец.заданиям НКВД для сброса различных грузов и парашютистов в глубоком тылу противника на временно оккупированной территории СССР на площадки Салтановка и Смелиж, а также в районах Севск, Гомель, Резекне, Овруч, Киев, Олевск, Кричев, Ново-Зыбково; 29 дневных вылетов в интересах Юго-Западного Фронта для доставки горючего и боеприпасов наступающим механизированным частям Красной Армии в районе Калач, и эвакуации в тыл раненых, а также доставлял грузы на Волховский Фронт в расположение 2-й Ударной Армии, находящийся в окружении; принимал участие в бомбардировочных вылетах по уничтожению железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника, по узловым станциям, оборонительным укреплениям в районах Сычевка, Ржев, Унеча, Вязьма, Навля, Рославль, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, Болхов, по летному полю и самолетов фашистов на аэродромах Сталино, Запорожье и Сеща, по фашистским полчищам на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинград. В ночь с 19 на 20 июля 1943 года погиб при выполнении боевого задания, вылет производился на партизанскую площадку Желижье 35 км. юго-западнее Кричева (сейчас лесное урочище Желижье Краснопольского района Могилевской области). В Журнале безвозвратных потерь 101 АП записано, со слов выжившего члена экипажа, о том, что Иванов П.И. захоронен в деревне Волковичи Рославльского района Смоленской области. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За отвагу». |
|||
РУБЦОВ Иван Павлович Механик авиационный бортовой Старший техник-лейтенант Родился 26 сентября 1907 года, уроженец деревни Рожок Рязанского района Рязанской области. В 1920 году закончил 4 класса сельской школы. С 26 октября 1929 года призван в РККА, красноармейцем направлен в артиллерийский полк 9-го стрелкового корпуса Северо-Кавказского военного округа, там же овладевает водительскими навыками и с 5 марта 1930 года продолжает службу на должности старшего шофера. С 29 мая 1932 по 20 декабря 1934 года учится 3-й Военной школе авиационных техников в городе Пермь. С января 1935 года по сентябрь 1938 служит младшим авиатехником 2-й Тяжелобомбардировочной авиационной бригады в Ленинградском военном округе, сначала в только что сформированном Авиационном отряде особого назначения («Авотон») занимавшимся испытаниями автопилотного оборудования, испытания проводились на самолетах ТБ-1, за тем в 6-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи и далее во 2-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи 7-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка. 8 сентября 1938 года присвоено звание воентехника 1 ранга, а с 13 февраля 1939 года становится бортовым техником, в это время 2 ТАЭ 7 ТБАП перешла в подчинение 1-го Авиационного корпуса, у эскадрильи на вооружении стояли самолеты ТБ-3, аэродром базирования Едрово Новгородская область. Является участником Советско-Финской войны, в 1940 году часть самолетов 7-го ТБАП принимали участие в боевых действиях, работали с аэродрома Пушкино. В начале Великой Отечественной войны находился в 27-й Запасной авиационной бригаде дальнего действия в городе Бузулук Чкаловской (сейчас Оренбургской) области, на базе которой был организован учебный центр для летного состава АДД по овладению «слепыми» полетами, с 1 апреля 1942 года – старший техник-лейтенант. С 21 декабря 1942 года в 101 АП ДД, в составе авиаполка совершил более 70 боевых вылетов, в том числе: 37 вылетов по заданиям Центрального Штаба партизанского движения и спецзаданиям НКВД для доставки грузов и парашютистов в глубокий тыл врага на площадки в районах Брянск, Слуцк, Осиповичи, Карачев, Трубчевск, Мглин, Овруч, Бобруйск, Сарны, Борисов, из них 5 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Дуброва, Голынка, Хинель, трижды оставался на «дневки»; более 30 вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, узловых станций, скоплений живой силы и техники фашистов в районах Курск, Смоленск, Брянск, Орел, Унеча, Карачев, Маховая, Навля, Болхов, летных полей и самолетов на аэродромах Сталино, Запорожье, Карачев, Сеща, по переднему краю обороны и артиллерийским позициям на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА; 6 вылетов с аэродрома Мигалово по заданию Калининского Фронта для сброса вооружения и боеприпасов в район Селявщина (45 км.севернее Полоцка). В ночь с 15 на 16 августа пропал без вести выполняя боевое задание по бомбардированию летного поля и уничтожению самолетов противника на аэродроме Сеща, вылет производился на самолете Ли-2 №4-9607. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден медалью «За отвагу». |