101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Партизанские аэродромы - д.ГОЛЫНКА (70км.юго-западнее г.Могилева).
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 21.09.2017, 04:34

Партизанский аэродром около деревни Голынка Кличевского района Могилевской области
 (в документах 101 АП – 70км. юго-западнее г. Могилева и 76км. юго-восточнее г. Борисова)
 начал действовать в июле 1942 года. Площадка Голынка одна из первых на территории
 Белоруссии, на которою осуществлялись регулярные полеты, и являлась основным связующим
 звеном между «большой землей» и Кличевской партизанской зоной одной из крупнейших,
объединявшая несколько районов (Кличевский, Бобруйский, Осиповичский) площадью
 около 2 тыс. км., на этой территории базировались партизанские формирования общей
численность более 20 тыс. человек. Освобожденную от фашистов территорию называли
 «Малой Советской землей», здесь работали сельские советы, медпункты, школы,
 восстанавливалось сельское хозяйство, издавались газеты.
 
Первый вылет в район Кличева 101 АП произвел 28 июля 1942г. силами четырех
самолетов, был произведен сброс груза и парашютистов в районе поселка Суша.
 8 ноября 1942г. первый вылет непосредственно на площадку Голынка, экипаж
командира корабля В.П.Бибикова произвел сброс груза партизанскому отряду
И.М.Кардовича (один из организаторов партизанского движения, уполномоченный
ЦК КПБ, генерал-майор). 16 марта 1943г. произведена первая посадка самолета
101 АП на площадку Голынка, осуществил посадку экипаж командира
корабля С.С.Запыленова.
На этот партизанский аэродром летчиками 101 авиаполка было произведено
30 самолето-вылетов из них 10 с посадкой. Командиры кораблей экипажи которых
летали на площадку Голынка: С.С.Запыленов, И.А.Гришаков, Ф.И.Быков, Б.Г.Лунц,
В.М.Федоренко, П.П.Семенов, А.С.Кузнецов, Г.В.Чернопятов, И.С.Валухов,
Н.П.Корнаушенко, А.Л.Недорезов, С.Н.Багров, В.П.Бибиков, А.А.Севостьянов, М.М.Долгих,
 С.К.Васильченко.
 В районе аэродрома Голынка сгорел Ли-2 №1-2606 экипажа Кузнецова.
 
В пределах Кличевской партизанской зоны находились еще три площадки на
которые приходилось летать самолетам авиаполка – Усохи,
 Лужица (35 км. сев. - зап. Осиповичей) и Горелец (47 км. сев. – зап. Осиповичей).
 Первый вылет для сброса груза в Усохи 12 мая 1943г. произвел экипаж командира
корабля Г.В.Чернопятова, этот же экипаж 12 июня 1943г. совершил и первую посадку,
 всего же на эту площадку экипажи 101 АП произвели 17 самолетовылетов из
них 2 с посадкой. Командиры кораблей экипажи которых летали на площадку Усохи:
 Г.В.Чернопятов, П.К.Ткаченко, П.П.Абрамов, Н.П.Карнаушенко, Г.С.Бабиевский,
 А.А.Севостьянов, М.М.Долгих, А.Е.Демченко, Н.В.Антонов, Н.И.Слепов.
 
Площадки Лужица и Горелец использовались для воздушного обеспечения 1-й Осиповичской
 бригады, позднее преобразованной в Осиповичскую военно-оперативную группу,
командиром бригады был герой Советского Союза, генерал-майор Н.Ф.Королев.
 Первый вылет на Лужицу из состава 101 АП произвел 02 июня 1943г. экипаж
И.А.Гришакова, осуществлен сброс груза, а на Горелец первый вылет произвел
17 июня 1943г. экипаж Б.Г.Лунца, летчики совершили посадку и остались «дневать»
 на партизанском аэродроме. Всего на Лужицу летчиками авиаполка произведено
 6 самолетовылетов из них 2 с посадкой (командиры кораблей: И.А.Гришаков,
П.П.Абрамов, А.А.Севостьянов, С.Н.Багров-осуществил 15 августа 1943г. первую
посадку на Лужицу, Асавин, Ф.И.Быков), на Горелец произведено 11 самолетовылетов
 из них 3 с посадкой и дневкой (командиры кораблей: Б.Г.Лунц, Асавин,
Кувшинов, А.Л.Недорезов, Рукавициын, Наливкин, Тимофеев, Рябов, М.М.Долгих).
 
Партизанский аэродром в Усакинских лесах  (http://www.klichew.by)
       Весной 1942 года на юго-востоке Могилёвской области партизаны на значительной территории ликвидировали оккупационные органы власти, и здесь образовалась обширная партизанская зона.
       Её центром стал Кличевский район. В апреле большинство отрядов зоны вошли в состав партизанского соединения, которое получило название «Кличевский оперативный центр». Партизаны испытывали острый недостаток в оружии, боеприпасах, медикаментах и других материальных средствах. Решить эту проблему за счёт местных источников было невозможно. Большую помощь мог оказать советский тыл. Но для этого необходимо было установить радио- и авиационную связь. В июне через радиостанцию группы десантников Бориса Вацлавского командование Кличевского оперативного центра сумело передать Центральному штабу партизанского движения радиограмму, в которой сообщалось о боевой деятельности партизан соединения и высказана просьба оказать помощь в обеспечении партизан оружием и боеприпасами с помощью авиации. 
      
В ответной радиограмме Центральный штаб партизанского движения поздравил партизан соединения с успехами в борьбе против захватчиков и сообщил, что может прислать самолёт, но необходимо подготовить площадку для его посадки и взлёта.
      Для приёма самолёта начали готовить площадку. Место выбрали недалеко от Кличева, где до войны садились санитарные самолёты. За короткий срок площадка была готова. 4 июля 1942 года здесь совершил посадку первый самолёт из советского тыла. Партизанам были доставлены оружие и боеприпасы, медикаменты, газеты и журналы. Этой же ночью самолёт вылетел на Большую землю.
      С этого времени установилась постоянная авиационная связь Кличевской партизанской зоны с советским тылом. Вначале самолёты совершали посадку на площадке около Кличева, потом был построен аэродром в Усакинском лесу в шести километрах от деревни Голынка Белыничского района. От названия этой деревни получил название и аэродром. Лётчик, капитан Кузнецов, после посещения аэродрома сделал его описание. В нём указывалось, что площадка ровная, грунт песчаный, твёрдый, имеются подходы с запада и востока. Самолёты могут производить здесь посадку зимой и летом.
      Для обслуживания аэродрома создали специальное подразделение партизан, которое поддерживало взлётно-посадочную полосу в рабочем состоянии, обеспечивало посадку и взлёт самолётов, их выгрузку и погрузку. Аэродром прикрывало соединение партизан численностью до 2000 человек. При аэродроме было оборудовано специальное помещение для раненых и больных партизан, ожидавших отправку на Большую землю.
      В тыл врага летали самолёты Гражданского воздушного флота, авиация дальнего действия, Западного, Калининского и других фронтов. В Кличевскую партизанскую зону в основном летали самолёты 101-го авиационного полка дальнего действия, которым командовала Герой Советского Союза гвардии полковник Валентина Степановна Гризодубова. Самолёты совершали полёты ночью. Лётчики стремились за ночь слетать к партизанам и возвратиться на свой аэродром. Но не всегда так получалось. Иногда самолёт не успевал обратно вылететь ночью, тогда его маскировали на аэродроме и он вылетал в обратный рейс следующей ночью. 
      Во время, когда партизанскую зону блокировали войска противника и совершить посадку на аэродроме было невозможно, а партизанам нужна была помощь оружием и боеприпасами, самолёты летали в партизанскую зону и в условленном месте сбрасывали груз на парашютах.
      На партизанский аэродром в Кличевскую зону летали многие лётчики. Но чаще дру- гих – Виталий Петрович Бибиков. Он первым открыл авиалинию Большая земля – Кличев. Не один раз в Кличевскую партизанскую зону прилетал и экипаж, которым командовал Иван Андреевич Гришаков, уроженец села Тереховка Гомельской области.
      Часто летал на аэродром в Усакинский лес экипаж под командованием майора Степана Семёновича Запыленова. Однажды после приземления к нему подошла группа партизан, передала бумажный свёрток, и один из них сказал:
– Возьмите. Это от нас лётчикам на память.
      Лётчик развернул свёрток и при свете костра прочитал: «Экипажу Запыленова от партизан 208-го отряда. Усакинский лес. 15-16 марта 1943 года». Это была картина, на которой был нарисован портрет В. С. Гризодубовой и изображён момент посадки самолёта на партизанском аэродроме. Нарисовал её партизанский художник Байбеков.
      В тыл врага прилетали представители Центрального Комитета партии, штабов партизанского движения, организаторы партизанского движения, партийные и комсомольские работники, диверсионные группы и инструкторы подрывного дела, медицинские работники, связисты. Из Кличевской партизанской зоны в советский тыл вылетали представители подпольных партийных органов и командования партизанских формирований. Так, в середине июля 1942 года на Большую землю вылетали: секретарь Кличевского подпольного райкома партии Я. И. Заяц и начальник разведки 208-го партизанского отряда майор П. В. Яхонтов. Их принимали руководители Центрального штаба партизанского движения, они много раз вы-ступали в частях Красной Армии, в трудовых коллективах города Москвы, для них организовывали встречи с сотрудниками газет и журналов. Все с большим интересом слушали их рассказы о боевой деятельности партизан, о деятельности подпольных партийных и советских органов в Кличевской партизанской зоне, о развитии всенародной борьбы против гитлеровских захватчиков на оккупированной территории.
      С помощью авиации партизанам доставлялось большое количество различных грузов. Только партизанские отряды Кличевской военно-оперативной группы, по далеко неполным данным, получили 120 автоматов, 50 винтовок, 5 пулемётов, 8 противотанковых ружей, 280 тысяч патронов. За одну ночь 4 июня 1943 года самолёты доставили партизанским отрядам зоны 1187 килограммов тола, около 8 тысяч патронов, 286 гранат, 90 мин, десятки метров зажигательного шнура, другое имущество. За шесть месяцев 1944 года все партизанские формирования Могилёвского партизанского соединения получили с Большой земли самолётами 116 тонн военных грузов.
      Обратными рейсами самолёты вывозили в советский тыл раненых и больных партизан, местных жителей, нуждающихся в стационарном лечении, детей, оставшихся без родителей. Только партизанские формирования Кличевского района отправили 120 раненых и более 30 больных партизан, 47 членов семей партизан и военнослужащих. За шесть месяцев 1944 года через партизанский аэродром было отправлено 870 раненых и больных партизан Могилёвской и других областей республики.
      Начальник медицинско-санитарного отдела Могилёвского подпольного обкома партии Николай Павлович Книга писал в своём дневнике:
«22 сентября 1942 года из Усакинского лесного аэродрома отправил в Москву 15 тяжелораненых партизан из 810-го отряда и трое больных детей.
3 октября врач Семён Кобыш из 277-го отряда отправил самолётом за линию фронта 5 раненых партизан».
      Иногда на партизанском аэродроме в Голынке за одну ночь садилось несколько самолётов. Активный участник партизанского движения на Кличевщине М. И. Кудин 16 марта 1943 года в своём дневнике записал: «Самолёты курсируют словно в мирное время. Вчера прилетели Войтенков Г. М., Королёв Н. Ф., радистка 10-й партизанской бригады Екатерина Грунтова. Обратным рейсом в Моску улетели комиссар 208-го партизанского отряда Иванов И. Г., инструктор ЦК ЛКСМБ Денисова К. С. и 24 раненых партизана. Отправлена почта в Центральный Комитет партии и БШПД, а также средства на строительство танковой колонны – 574 тысячи рублей деньгами, облигациями и драгоценностями».
      Не всегда полёты завершались благополучно. Так, 30 мая 1944 года в Кличевскую партизанскую зону совершал рейс экипаж под командованием Бориса Ивановича Павлова. Этим рейсом с Большой земли возвращался командир 620-го партизанского отряда Мокей Севостьянович Михолап. Самолёт атаковали фашистские истребители и сбили. Он упал около деревни Хворостово. Весь экипаж и М. С. Михолап погибли.
Авиационная связь оккупированных районов с советским тылом сыграла огромную роль в расширении партизанского движения, в повышении боевой активности партизанских формирований. Прилёт самолётов с советского тыла поднимал боевой дух у партизан и населения, укреплял у них веру в победу над врагом.
И. САВЧЕНКО,
кандидат исторических наук,
доцент.
 
 
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.