Весной 1942 года на юго-востоке Могилёвской области партизаны на значительной территории ликвидировали оккупационные органы власти, и здесь образовалась обширная партизанская зона.
Её центром стал Кличевский район. В апреле большинство отрядов зоны вошли в состав партизанского соединения, которое получило название «Кличевский оперативный центр». Партизаны испытывали острый недостаток в оружии, боеприпасах, медикаментах и других материальных средствах. Решить эту проблему за счёт местных источников было невозможно. Большую помощь мог оказать советский тыл. Но для этого необходимо было установить радио- и авиационную связь. В июне через радиостанцию группы десантников Бориса Вацлавского командование Кличевского оперативного центра сумело передать Центральному штабу партизанского движения радиограмму, в которой сообщалось о боевой деятельности партизан соединения и высказана просьба оказать помощь в обеспечении партизан оружием и боеприпасами с помощью авиации. В ответной радиограмме Центральный штаб партизанского движения поздравил партизан соединения с успехами в борьбе против захватчиков и сообщил, что может прислать самолёт, но необходимо подготовить площадку для его посадки и взлёта.
Для приёма самолёта начали готовить площадку. Место выбрали недалеко от Кличева, где до войны садились санитарные самолёты. За короткий срок площадка была готова. 4 июля 1942 года здесь совершил посадку первый самолёт из советского тыла. Партизанам были доставлены оружие и боеприпасы, медикаменты, газеты и журналы. Этой же ночью самолёт вылетел на Большую землю.
С этого времени установилась постоянная авиационная связь Кличевской партизанской зоны с советским тылом. Вначале самолёты совершали посадку на площадке около Кличева, потом был построен аэродром в Усакинском лесу в шести километрах от деревни Голынка Белыничского района. От названия этой деревни получил название и аэродром. Лётчик, капитан Кузнецов, после посещения аэродрома сделал его описание. В нём указывалось, что площадка ровная, грунт песчаный, твёрдый, имеются подходы с запада и востока. Самолёты могут производить здесь посадку зимой и летом.
Для обслуживания аэродрома создали специальное подразделение партизан, которое поддерживало взлётно-посадочную полосу в рабочем состоянии, обеспечивало посадку и взлёт самолётов, их выгрузку и погрузку. Аэродром прикрывало соединение партизан численностью до 2000 человек. При аэродроме было оборудовано специальное помещение для раненых и больных партизан, ожидавших отправку на Большую землю.
В тыл врага летали самолёты Гражданского воздушного флота, авиация дальнего действия, Западного, Калининского и других фронтов. В Кличевскую партизанскую зону в основном летали самолёты 101-го авиационного полка дальнего действия, которым командовала Герой Советского Союза гвардии полковник Валентина Степановна Гризодубова. Самолёты совершали полёты ночью. Лётчики стремились за ночь слетать к партизанам и возвратиться на свой аэродром. Но не всегда так получалось. Иногда самолёт не успевал обратно вылететь ночью, тогда его маскировали на аэродроме и он вылетал в обратный рейс следующей ночью.
Во время, когда партизанскую зону блокировали войска противника и совершить посадку на аэродроме было невозможно, а партизанам нужна была помощь оружием и боеприпасами, самолёты летали в партизанскую зону и в условленном месте сбрасывали груз на парашютах.
На партизанский аэродром в Кличевскую зону летали многие лётчики. Но чаще дру- гих – Виталий Петрович Бибиков. Он первым открыл авиалинию Большая земля – Кличев. Не один раз в Кличевскую партизанскую зону прилетал и экипаж, которым командовал Иван Андреевич Гришаков, уроженец села Тереховка Гомельской области.
Часто летал на аэродром в Усакинский лес экипаж под командованием майора Степана Семёновича Запыленова. Однажды после приземления к нему подошла группа партизан, передала бумажный свёрток, и один из них сказал:
– Возьмите. Это от нас лётчикам на память.
Лётчик развернул свёрток и при свете костра прочитал: «Экипажу Запыленова от партизан 208-го отряда. Усакинский лес. 15-16 марта 1943 года». Это была картина, на которой был нарисован портрет В. С. Гризодубовой и изображён момент посадки самолёта на партизанском аэродроме. Нарисовал её партизанский художник Байбеков.
В тыл врага прилетали представители Центрального Комитета партии, штабов партизанского движения, организаторы партизанского движения, партийные и комсомольские работники, диверсионные группы и инструкторы подрывного дела, медицинские работники, связисты. Из Кличевской партизанской зоны в советский тыл вылетали представители подпольных партийных органов и командования партизанских формирований. Так, в середине июля 1942 года на Большую землю вылетали: секретарь Кличевского подпольного райкома партии Я. И. Заяц и начальник разведки 208-го партизанского отряда майор П. В. Яхонтов. Их принимали руководители Центрального штаба партизанского движения, они много раз вы-ступали в частях Красной Армии, в трудовых коллективах города Москвы, для них организовывали встречи с сотрудниками газет и журналов. Все с большим интересом слушали их рассказы о боевой деятельности партизан, о деятельности подпольных партийных и советских органов в Кличевской партизанской зоне, о развитии всенародной борьбы против гитлеровских захватчиков на оккупированной территории.
С помощью авиации партизанам доставлялось большое количество различных грузов. Только партизанские отряды Кличевской военно-оперативной группы, по далеко неполным данным, получили 120 автоматов, 50 винтовок, 5 пулемётов, 8 противотанковых ружей, 280 тысяч патронов. За одну ночь 4 июня 1943 года самолёты доставили партизанским отрядам зоны 1187 килограммов тола, около 8 тысяч патронов, 286 гранат, 90 мин, десятки метров зажигательного шнура, другое имущество. За шесть месяцев 1944 года все партизанские формирования Могилёвского партизанского соединения получили с Большой земли самолётами 116 тонн военных грузов.
Обратными рейсами самолёты вывозили в советский тыл раненых и больных партизан, местных жителей, нуждающихся в стационарном лечении, детей, оставшихся без родителей. Только партизанские формирования Кличевского района отправили 120 раненых и более 30 больных партизан, 47 членов семей партизан и военнослужащих. За шесть месяцев 1944 года через партизанский аэродром было отправлено 870 раненых и больных партизан Могилёвской и других областей республики.
Начальник медицинско-санитарного отдела Могилёвского подпольного обкома партии Николай Павлович Книга писал в своём дневнике:
«22 сентября 1942 года из Усакинского лесного аэродрома отправил в Москву 15 тяжелораненых партизан из 810-го отряда и трое больных детей.
3 октября врач Семён Кобыш из 277-го отряда отправил самолётом за линию фронта 5 раненых партизан».
Иногда на партизанском аэродроме в Голынке за одну ночь садилось несколько самолётов. Активный участник партизанского движения на Кличевщине М. И. Кудин 16 марта 1943 года в своём дневнике записал: «Самолёты курсируют словно в мирное время. Вчера прилетели Войтенков Г. М., Королёв Н. Ф., радистка 10-й партизанской бригады Екатерина Грунтова. Обратным рейсом в Моску улетели комиссар 208-го партизанского отряда Иванов И. Г., инструктор ЦК ЛКСМБ Денисова К. С. и 24 раненых партизана. Отправлена почта в Центральный Комитет партии и БШПД, а также средства на строительство танковой колонны – 574 тысячи рублей деньгами, облигациями и драгоценностями».
Не всегда полёты завершались благополучно. Так, 30 мая 1944 года в Кличевскую партизанскую зону совершал рейс экипаж под командованием Бориса Ивановича Павлова. Этим рейсом с Большой земли возвращался командир 620-го партизанского отряда Мокей Севостьянович Михолап. Самолёт атаковали фашистские истребители и сбили. Он упал около деревни Хворостово. Весь экипаж и М. С. Михолап погибли.
Авиационная связь оккупированных районов с советским тылом сыграла огромную роль в расширении партизанского движения, в повышении боевой активности партизанских формирований. Прилёт самолётов с советского тыла поднимал боевой дух у партизан и населения, укреплял у них веру в победу над врагом.
И. САВЧЕНКО,
кандидат исторических наук,
доцент.
При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.