101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 7)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2017, 01:58

ХЛЫНОВ Сергей Леонидович
Командир корабля
Лейтенант
Родился 1923 году в городе Камень-на-Оби Алтайского края.
Кадровый военный, в РККА с 1941 года.
В 101 АП прибыл осенью 1942 года в звании сержанта в момент перевода авиаполка на трех эскадрильный штат. Вылеты производил в составе 2 АЭ, сначала в должности пилота, а затем как командир корабля. Всего совершил 59 боевых вылетов, из них 9 дневных и 50 ночных, как командир корабля – 25. Бомбардировал скопления эшелонов противника на станциях Брянск, Орел, Смоленск, Рославль, Жуковка, Быхов, Рогачев, Новозыбково, уничтожал передний край обороны противника, его живую силу и технику, артиллерийские позиции на Брянском и Смоленском направлениях, в районах Витебска и Могилева, на Волховском Фронте в районе Синявино, принимал участие в транспортных вылетах на аэродром Калач в интересах Юго-Западного Фронта по обеспечению топливом и боеприпасами наступающих частей Красной Армии и эвакуации в тыл раненых, а также, выполнял вылеты (12 вылетов) по заданиям Штабов партизанского движения и спецзаданиям НКВД для сброса груза и парашютистов в районы Чернигов, Мозырь, Бобруск, Витебск.

Из наградного листа:

«.. .. .. При выполнении боевого задания в ночь 21 на 22.8.43г. на бомбардирование скопления войск противника в районе Алферово, самолет подвергся атаке истребителя противника Фоке-Вульф 190. Благодаря вовремя замеченным, истребитель противника не сумел подойти на близкую дистанцию, а вел огонь на длинной дистанции. Получив сигнал «истребитель противника» - командир корабля резким движением перешел на бреющий полет, стрелок, борт-механик и штурман открыли огонь из пулеметов по истребителю противника. Благодаря четкому взаимодействию, отличной маневренности, проведенной тов. Хлыновым, и прицельному огню – атака истребителя была отбита и экипаж без потерь и невредимой матчастью возвратился на свой аэродром.  ... .. ..»

Не вернулся с боевого задания в ночь с 27 на 28 октября 1943 года, пропал без вести. В эту ночь экипаж лейтенанта Хлынова выполнял поставленную задачу по уничтожению скоплений эшелонов с войсками противника и разрушению путей на железнодорожном узле Калинковичи. В документах полка есть запись о том, что самолет Ли-2 с бортовым номером погиб в 45км. западнее Могилева. Остальные члены экипажа спаслись, и спустя время, в течении 1944 года, вернулись в свой авиаполк.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден медалью «За отвагу».

 

 

  
ВАЛУХОВ Иван Семенович 
Командир корабля 
Майор
Герой Советского Союза
Родился 28 августа 1913 года в г.Владикавказe. В 1928 году окончил 7 классов школы, в 1932 году окончил школу Фабрично-заводского ученичества.
В 1930-1933 годах работал на вагоноремонтном заводе в г.Владикавказе.
В 1936 году окончил Батайскую школу пилотов ГВФ. Работал пилотом в ГВФ. В 1941 году окончил Летный центр ГВФ и был назначен в Московское Управление ГВФ.
В Красной Армии с июня 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941г, командир корабля 1 АЭ МАОН.
 В 101 АП с мая 1942 года. Являлся командиром корабля, а затем заместителем командира эскадрильи. В апреле 1944 году переведен в 334 АП на должность командира авиаэскадрильи, а в феврале 1945 года -333 АП.
За время войны совершил более 486 самолетовылетов, из них 147 дневных вылетов в блокадный Ленинград для доставки продуктов, боеприпасов, оружия и эвакуации раненых и 339 ночных боевых вылетов, в том числе: - на бомбардировку железнодорожных узлов, скоплений эшелонов, очагов сопротивления, живой силы и техники врага в районах Вязьма, Ржев, Орша, Орел, Брянск, Унеча, Болхов, Навля, Курск, Карачев, Рогачев, Псков, Нарва, Тарту, Таллин, Аувере, Тапа, Раквере переправы войск фашистов через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, артиллерийских позиций и переднего края обороны в районах Красного Села на Ленинградском и Синявино на Волховском Фронтах, военно-промышленных центров Финляндии в районе Хельсинки (5 самолетовылетов); - 76 вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Могилев, Бобруйск, Овруч, Мглин, Резекне, Псков, Барановичи, Полоцк, Борисов, Вязьма, Луга, 15 раз производил посадки на партизанских аэродромах, 3 раза приходилось оставаться на «дневки» на площадке Дуброва, доставлял в партизанские соединения грузы, парашютистов и эвакуировал на «большую» землю детей, раненых; - в октябре 1943 года выполнил 12 вылетов в условиях полярной ночи на поиски ледокола "Сталин" в Арктике. В 20-и вылетах по заданию НКВД в глубокий тыл противника для сброса диверсионных групп продолжительность полетов составляла от 11 до 14 часов.
Из наградного листа:
 «……..
В одном из полетов на обратном маршруте огнем вражеской МЗА был выведен из строя один мотор. Проявив исключительное мастерство, шел на одном моторе в течение 3 час. 15 мин. и благополучно произвел посадку на своем аэродроме…….. ………… В сентябре 1942 г. при бомбардирование переправы через р. Дон у хутора Вертячий на высоте 3700 мт. был атакован двумя истребителями противника типа МЕ-110. Искусно маневрируя самолетом, дал возможность стрелку вести интенсивный прицельный огонь по истребителям. При выводе из пике на высоте 400 мт. один из истребителей противника проскочил мимо самолета тов. Валухова и был сбит меткой очередью воздушного стрелка.
 ………»
Много сил и энергии отдал обучению в 101 АП молодого летного состава, подготовил к боевой работе 28 командиров кораблей.
С апреля 1946 года - в запасе. В 1947г. окончил курсы высшей летной подготовки ГВФ. Работал пилотом во Внуковском авиаотряде. С 1949г.-летик-испытатель в НИИ парашютно-десантного снаряжения. Жил в Москве. Умер 9 мая 1966 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, Валухову И.С. присвоено звание Героя Советского Союза, а также он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
ГРИШАКОВ Иван Андреевич
Командир корабля
 Зам. командира АЭ
 Капитан
 Родился в 1904 году в селе Тереховка Тереховского района Гомельской области Белорусской ССР.
 С первых дней Великой Отечественной войны в действующей Красной Армии (с 22 июня 1941 года).
 Начал воевать пилотом 2-го класса в должности командира корабля 7-й эскадрильи МАОН. Принимал участие в десантных операциях, доставлял боеприпасы частям находящимся в окружении, эвакуировал раненых в тыл. К 12 января 1942 года совершил 105 боевых вылетов, из них 7 вылетов с посадкой в тылу врага. Награжден орденом Красного Знамени.
В 101 АП с лета 1942 года. За время службы в полку к 1 сентября 1943 года произвел 198 самолетовылетов на бомбардировку объектов и войск противника, а также в партизанские соединения Украины и Белоруссии. Экипаж Гришакова 27 января 1943 года первым из 101 АП освоил партизанский аэродром Альбинск (урочище Зыслов Остров). На 1 ноября 1943 года совершил 72 самолетовылета на партизанские площадки, из них 29 вылетов с посадкой на них, трижды оставался «дневать».
Благодарность
БШПД экипажу самолета №8 под командованием Гришакова
за отличное выполнение задания

г.Москва Апрель 1943 г.

В ночь с 12 на 13 апреля с. г. на площадку партизанских отрядов тт. Кардовича и Яхонтова с людьми, боеприпасами и вооружением был направлен с посадкой самолет ПС-84 101 АП.
Несмотря на то, что посадочная площадка, в связи с весенней распутицей была плохо приспособлена для производства посадки и взлета тяжелого самолета, экипаж самолета ПС-84 за №8 – командир корабля тов. Гришаков – задание выполнил отлично.
Партизаны отрядов тт. Кардовича и Яхонтова прислали телеграмму, в которой передают, что они восхищены мастерски выполненной посадкой и взлетом самолета ПС-84 и выражают благодарность экипажу самолета №8.
Приказываю:
Экипажу самолета ПС-84 №8 в составе:
1. командира корабля тов. Гришакова,
2. пилота тов. Буренкова,
3. штурмана тов. Тимофеева,
4. бортмеханика тов. Съедина,
5. радиста тов. Ридмана,
6. стрелка тов. Балагоева
за отличное выполнение задания объявить благодарностью.

Начальник Белорусского штаба
партизанского движения П. Калинин 


                  «Авиация - партизанам 1941-1945», Минск, НАРБ, 2005.

Речь идет о ночном вылете с посадкой на площадку Голынка
(70 км. юго-западнее Могилева)
 За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны награжден многими Государственными наградами СССР, в том числе орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.
 
 
 

ХВАЛЮН Григорий Иванович
Командир Корабля
Гвардии лейтенант
Родился в 1919 году в городе Темрюк Краснодарского Края.
Кадровый военный, в РККА с 1940 года.
В 101 АП прибыл летом 1942 года в звании младшего лейтенанта, был зачислен в состав 1 АЭ. Боевую работу выполнял сначала в должности пилота, а затем как командир корабля. Всего совершил 78 ночных боевых вылетов, в том числе как командир корабля – 31. Бомбардировал скопления эшелонов противника на станциях Ржев, Ярцево, Брянск, Орел, Смоленск, Рославль, Жуковка, Быхов, Рогачев, Новозыбково, Полоцк, уничтожал передний край обороны противника, его живую силу и технику, артиллерийские позиции на Брянском, Смоленском и Псковском направлениях, в районах Витебска и Могилева, на Волховском Фронте в районе Синявино и на Ленинградском в районе Красного Села при прорыве блокады города на Ниве, работал по переправам фашистов через реку Дон и по механизированным частя на подступах к городу Сталинграду (под Сталинградом совершил 32 вылета), самолеты врага и летные поля на аэродромах в районах Алсуфьево и Орел, выполнял вылеты (30 вылетов) по заданиям Штабов партизанского движения и спецзаданиям НКВД для сброса груза и парашютистов в районы, а также с посадками на партизанских аэродромах, в Брянские леса, Белоруссию и Украину.
Не вернулся с боевого задания в ночь с 9 на 10 марта 1944 года, пропал без вести. Вылет производился на самолете Ли-2 с бортовым №2 (серийный №3809). В эту ночь 101 АП силами 21 самолета выполнял поставленную командованием задачу по уничтожению военно-промышленных объектов в городе Таллине.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, 1 сентября 1943 года награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

 

 

ШАБАЛИН Василий Аполлинарьевич
Командир корабля
Гвардии старший лейтенант
Родился 5 января 1922 года в селе Устюжанино  Ленинско-Кузнецкого района Кемеровской области.
Окончил Беловский авиаклуб, в 1940 году поступил в Новосибирскую военную авиашколу. После окончания её в 1943 году был отправлен на фронт в качестве летчика.
 Участник обороны Ленинграда.
В 101 авиационный полк прибыл в 1949 году. Неоднократно летал на Север (Тикси).
За время своей службы в Вооруженных Силах освоил самолеты У-2, По-2, Р-5, СБ, ИЛ-4, Ли-2.

Курсант Новосибирской авиационной школы Шабалин В.А. 

   

Шабалин Василий Аполлинарьевич с женой

Уволен в запас в 1962 году.
Умер 7 января 1977 года, похоронен на Родине.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом "Красной Звезды", медалями "За Боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", " За взятие Берлина", "За победу над Германией" и другими наградами Советского Союза.

 

 

 

 

ФЕДОРЕНКО Василий Максимович
Командир корабля
 Гвардии майор
Родился в 1913 году в селе Новая Тернавщина Прилукского района Черниговской области Украинской ССР.
До службы в Красной Армии проживал в городе Златоусте, окончив Фабрично-заводское училище работал на металлургическом заводе сталеваром 7-го разряда. В ВВС пришел по комсомольской путевке в 1934 году.
В 1939 году участвовал в войне с белофиннами. 
С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Участие в боевых действиях начал в 14 Тяжелом Бомбардировочном АП, где выполнил 31 ночной боевой вылет.
 В 101 АП с апреля 1942 года, находясь в должности командира корабля, совершил 232 вылета, из них 31 дневной вылет для переброски топлива, вооружения, боеприпасов и др. грузов частям Красной Армии находящимся в окружении, эвакуировал раненых и доставлял личный состав, перевозил спец.грузы в блокадный Ленинград, 55 ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР, в том числе 7 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, в районы Мглин, Смелиж, Могилев, Чернигов, Мозырь, Речица, Бегомль, 105 ночных боевых вылетов на бомбардировки скоплений живой силы и техники, железнодорожных эшелонов в районах ж.д.узлов Курск, Орел, Вязьма, Сычевка, Духовщина, Моховая, Болхов, Навля, по артиллерийским позициям и переднему краю обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, 32 ночных боевых вылета по уничтожению фашистов на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, 6 ночных боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов Финляндии в г.Хельсинки.
 
Командир корабля старший лейтенант Федоренко В.М. с бортовым механиком из своего экипажа
 старшим техником-лейтенантом Короткиным А.М.
 
С апреля 1944 года переведен во вновь образованный на базе 101 и 102 авиаполков 334 АП ДД, на должность командира эскадрильи, в рядах которого воевал до конца Великой Отечественной войны и произвел более 25 успешных боевых вылетов.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Александра Невского, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и другими наградами Советского Союза.



 
ФРОЛОВ Юрий Иванович
Гвардии лейтенант
Командир корабля
Родился в 1923 году в Лукинском районе Пензенской области.
Кадровый, в Красной Армии с 1941г.
В составе 101 АП с сентября 1943 года. За время боевой работы в полку совершил более 90 вылетов, в том числе 8 ночных и 2 дневных вылетов по военным объектам врага на территории Восточной Пруссии в районах Тильзит, Инстербург, Кенигсберг, 2 ночной вылет по судам и портовым сооружениям в порту Мемель, Либава, 6 ночных вылетов по военно-промышленным объектам Финляндии в районах Хельсинки, Котка, Турку, 43 вылета в период 25 декабря 1943 года по 15 мая 1944 с аэродромов Левашово и Пушкин в интересах Ленинградского Фронта по уничтожению переднего края обороны фашистов при прорыве блокады Ленинграда в районе красного села, скоплений живой силы, механизированных частей и артиллерийских позиций в районах Псков, Нарва, Тарту, по спец.заданиям в интересах развед.управления Фронтом в глубокий тыл противника груза и парашютистов, а также транспортных вылетов для эвакуации раненых и обеспечению 2 Ударной Армии ведущей наступательные действия с Ораниенба́умского плацдарма. Осуществлял боевые вылеты на бомбардирование железнодорожных узлов, оборонительных укреплений, механизированных частей и переправ через реки при освобождение от фашистов Белоруссии и Прибалтики.
Погиб при катастрофе 11 марта 1945 года  выполненяя боевого задания по бомбардированию скоплений живой силы и техники в районе Кенигсберга.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и медалью "За оборону Ленинграда".

Страница 1      Страница 2      Страница 3      Страница 4      Страница 5      Страница 6

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.