101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Историческая летопись 101 АП ДД (страница 3)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 21.09.2017, 04:31

 
Гвардейский Красносельский Краснознаменный в послевоенные годы
(история с печальным финалом)
 
        В августе 1953 года часть была реорганизована в 20-ю отдельную Гвардейскую Красносельскую Краснознаменную Транспортную авиаэскадрилью. Экипажи выполняли задания командования 50 Воздушной Армии по перевозке личного состава и грузов в интересах частей армии, и по овладению полетами в Арктике.
 
        С 1958 года полеты производились по всей территории Европейской части СССР, побережью Северного Ледовитого океана и на остров Новая Земля.
 
        В 1960 году, в связи с созданием эскадрильи для ракетной армии, большая группа летного и инженерно-технического состава была направлена для формирования новой боевой единицы и стала ее основой.
 
        В августе 1968 года экипажи эскадрильи выполняли боевые задания Правительства СССР в Чехословацкой Социалистической Республике.
 
        С 7 мая 1988 года на базе 20-й Гв.ОТАЭ сформирован 103-й отдельный Гвардейский Красносельский Краснознаменный Транспортный Авиаполк Дальней авиации. В этот период задания в интересах 46-й ВА ВГК полк выполнял на самолетах Ан-12, Ан-24 и Ан-26. Боевая работа авиачасти в послевоенное время была такой же, как и у других транспортных частей. Проходило освоение новой авиатехники и тактике ее применения, выполнялись перевозки людей и грузов в рамках производившихся учений и маневров, поставки гуманитарной помощи внутри страны и за рубеж в зоны стихийных бедствий.
 

 
        С 1981 года по 1989 год 103-й полк, как и другие авиатранспортные полки, участвовал в обеспечении боевых действий советских войск в Афганистане. Гвардейца выполнили 700 боевых самолетовылетов, за отличное выполнение воинского долга личный состав экипажей кораблей награжден высокими правительственными наградами.
 
        В 1993 году в авиационном парке полка было 25 самолетов и 2 вертолета, в личном составе – 30 экипажей, подготовленных к проведению десантирований, поисковых работ, к посадкам на незнакомых аэродромах. В этом же году полк производил вылеты в Закавказье для эвакуации военнослужащих и их семей.
 
        В ноябре 1994 года 103-й Гв.ВТАП был передан в состав ВТА и с 1995 года начал перевооружение на самолеты Ил-76. «Илы» прибывали из расформированных полков Военно-Транспортной авиации, вместе с самолетами прибыл и личный состав, из 192 Гвардейского Керченского Краснознаменного (аэродром базирования Укурей, поселок Ареда,Читинская область) и 930 Комсомольского Трансильванского Краснознаменного (аэродром базирования Завитинск, Амурская область) Военно-Транспортных авиационных полков.
 
       С 1994 года экипажи полка осуществляли перевозку федеральных сил в Приднестровье, Чеченскую республику и миротворческих сил в Таджикистан. За проявленное мужество и летное мастерство в решении задач по восстановлению конституционного строя более 20 офицеров и прапорщиков были награждены орденами и медалями.
 
        5 мая 1995 года полку было присвоено имя первого командира части (постановление Главы администрации Смоленской области) - Героя Советского Союза Валентины Степановны Гризодубовой.
 
         С 23 января 1996 года полк получил наименование 103 Гвардейский Красносельский Краснознаменный Военно-Транспортный авиационный полк войдя в состав 3 Гвардейской военно-Транспортной авиационной дивизии (директива Первого Заместителя МО РФ от 16 декабря 1996г., Главного Штаба ВВС от 22 декабря 1996г.).
 
        В 1997 году полку была поставлена задача по обеспечению Северного завоза в воинские части крайнего Севера и Арктики. Было доставлено 520 тонн ГСМ, продуктов питания и других грузов первой необходимости в отдаленных гарнизонах.
 
        В 1999 году выполнялись перевозки личного состава и техники в рамках проведения контртеррористической операции в Дагестане.
 
        28 апреля 2000 года самолету Ил-76, бортовой №86825 присвоено почетное имя «Смоленск – Город-Герой».
 
        В 2001 году экипажи полка производят полеты для доставки наших десантных войск с территории бывшей Югославии.
 
        25 мая 2001 года самолету Ил-76, бортовой №86833 присвоено почетное имя «Валентина Гризодубова».
 
 
        С 2002 года по 2006 год полк принимал участие в выводе войск из Камрани, производил вылеты на Крайний Север (Новая Земля), транспортировку из Новосибирска на базу Тайюань авиационной техники продаваемой по контрактам Китаю, произвел несколько вылетов в Кабул, осуществлял переброску личного состава и призывников Российской Армии, не однократно обеспечивали поездки Президента РФ по стране, сопровождал пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи» во время их визитов в Китай, принимал участие по выброске десанта на учениях Псковской Десантной дивизии. Были вылеты и коммерческими перевозками по указке с «верху».
 
        19 мая 2004 года самолетуИл-76, бортовой №86875 присвоено почетное имя «Гвардейский Красносельский».
 
        Не взирая на постоянное недофинансирование в конце девяностых и 2000-е годы, не обновленный парк самолетов с времен СССР, отсутствие в достаточном количестве авиакеросина и вследствие этого мизерный налет, «обеспечение и заботу» о быте личного состава и их семей со стороны МО и Государства, 103 Гвардейскому удается поддерживать боевую готовность на высоком уровне, что подтверждают результаты показанные на учениях, подготавливать молодые экипажи.
 
        В разные годы полком командовали:
- с 1942 подполковник Гризодубова Валентина Степановна;
- с 1944 подполковник Запыленов Степан Семенович;
- с 1946 полковник Чирсков Борис Федорович;
- с 1947 подполковник Галич Макар Михайловия;
- с 1954 подполковник Дьяков Иосиф Илларионович;
- с 1955 майор Игуменцев Михаил Иванович (прибыл в полк еще в 1943 году мл. лейтенантом на должность пилота);
- с 1964 майор Кузьминов Дмитрий Прокофьевич;
- с 1966 майор Хромых Петр Павлович;
- с 1974 подполковник Шевцов Александр Фомич;
- с 1983 подполковник Подмогильный Владимир Дмитриевич;
- с 1989 полковник Курганов Георгий Михайлович;
- с 1996 полковник Перелыгин Сергей Григорьевич;
- с 2004 - подполковник Чунтонов В.А.;
- с 2006 - полковник Краснокутский Николай Евгеньевич.
 
        15 октября 2009 года часть прекратила свое существование. Знамя полка, исторический формуляр и почетное звание "Гвардейский Красносельский Краснознаменный Военно-Транспортный Авиационный полк имени Героя Советского Союза В.С.Гризодубовой" переданы на авиационную базу 1 разряда, г.Оренбург. Самолеты полка распределены по двум базам: Оренбург-2 (Меновый Двор), Таганрог (Центральный). Именной самолёт "Валентина Гризодубова" передан в Воронеж для обучения курсантов Воронежского авиационного училища.
 
 
 

P.S. Просматривая в интернете многочисленные статьи о истории Чкаловского аэродрома был удивлен отсутствием какой либо информации о том, что в годы Великой Отечественной войны по мимо истребительной авиации этот аэродром был Родным для Авиации Дальнего Действия, на этом летном поле начала свой боевой путь 1 Авиационная Дивизия Дальнего Действия в состав которой входил и 101 АП ДД. С мая 1942 по октябрь 1943 с Чкаловского экипажами 1 АД ДД произведено множество бомбардировочных вылетов, с этого аэродрома отправляли жизненно важные грузы в блокадный Ленинград, обеспечивали боеприпасами и продовольствием части Красной Армии находящиеся в окружение на Калининском Фронте, доставляли топливо нашим танкистам при окружение фашистских войск под Сталинградом, с Чкаловского были доставлены сотни тон грузов нашим партизанам, заброшены десятки диверсионных групп в глубокий тыл врага. Самолетами 1 АД ДД на Чкаловский эвакуировались дети, женщины, старики, раненые партизаны с временно оккупированных немцами территорий Советского Союза. За время боевой работы с Чкаловского десятки летчиков Авиации Дальнего Действия не вернулись с боевых заданий, часть погибшего летно-подъемного состав захоронена на гарнизонном кладбище, в том числе 8 человек из состава 101 АП.

 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.