101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Штурманы (страница 2)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 28.05.2017, 03:56

 

КИЦЫН Иван Платонович
(в док.101АП записан как Кицин)
26.01.1920-11.10.1978гг.
Штурман отряда
Гвардии подполковник
Родился 26 января 1920 года в селе Поречье Калининской (Тверской) области.
В Красной Армии с 1939 года.
 В 101 АП прибыл в июне 1942 года на должность штурмана корабля, за тем был штурманом отряда. За время работы в полку совершил 248 боевых вылетов, из них 2 дневных вылета на бомбардировку г.Кенигсберга, 4 вылета по спец.заданию Командующего АДД на аэродром обеспечения в г.Бари (Италия), 5 ночных вылетов на бомбардировку объектов на территории Восточной Пруссии, 1 ночной вылет на бомбардировку военно-политического центра Германии города Берлина, 6 ночных вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки, Турку, Котка, 13 ночных вылетов на уничтожение оборонительных укреплений и артиллерийских позиций в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, 169 ночных вылетов на бомбардирование железнодорожных станций и эшелонов, аэродромов, живой силы, техники, артиллерийских позиций в районах Рославль, Тамаровка, Жуковка, Брянск, Унеча, Орджоникидзеград (сейчас один из районо г.Брянска), Сталино, Болхов, Навля, Моховая, Карачев, Курск, Орел, Вязьма, Льгов, Ржев, на Нарвском направлении и при освобождении Белоруссии, на бомбардировку войск противника и переправ через реку Дон на Сталинградском направлении, 46 ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп и эвакуации раненых партизан, в том числе 8 вылетов с посадкой на партизанских аэродромах.
 
 Май 1945 года, боевые друзья, на верху слева - ком.кор. Долгих М.М.,
 ком.отряда Асавин В.Д., штурман отряда Кицин И.П.;
 в низу слева - ком.АЭ Герой Советского Союза Ковалев В.Ф.,
 штурман АЭ Герой Советского Союза Каспаров А.Д., ком.отряда Соловей С.Л.
 
 Экипаж, в составе которого воевал Кицын И.П., один из первых начал полеты с посадкой на партизанских аэродромах Салтановка и Смелиж, а также перелеты на удаленные партизанские площадки в районе г. Лиды (БССР).
После окончания войны продолжил службу в Вооруженных Силах, по выходу в отставку, в звании подполковника, передавал свой богатый опыт курсантам летного училища.
Скончался в 1978 году, похоронен в городе Измаиле Одесской области.
 За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны 1-й степени», "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда, "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина" и многими другими наградами Советского Союза.
 
  
 
 
МОСКАЛЕНКО Павел Евменьевич
Штурман эскадрильи
Гвардии майор
Родился 18 марта 1918 года в селе Водина Петровского района Кировоградской области Украинской ССР.
Рано потеряв родителей с детства встал на самостоятельный жизненный путь.
Работал техником и инженером на Одесской железной дороге.
В 1939 году добровольно вступил в Красную Армию.
Окончил Харьковское авиационное училище, 1-ю Высшую школу штурманов и Рыбинский летный центр.
Прибыл в 101 АП в марте 1943 года на должность штурмана корабля, затем был штурманом отряда и эскадрильи. Совершил 123 боевых вылетов, из них 8 дневных и 115 ночных, в том числе: 2 дневных вылета на бомбардировку г.Кенигсберга; 8 вылетов на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии; 19 вылетов по переднему краю обороны противника; 2 вылета по военно-политическому центру Германии городу Берлину; 6 дневных транспортных вылетов по доставки на передовую личного
состава и имущества; 2 вылета с особо важным правительственным заданием к партизанам Югославии в составе экипажа Н.И.Слепова.
В 1954 году окончил Военно-политическую Академию им. В.И.Ленина.
Уволен в запас в 1960 году.
После уволнения проживал в г.Смоленске.
Умер 28 апреля 1986 года.

 

Экипаж корабля 101 АП (слева на право): Бирюков А.Н. - воздушный стрелок, Семикозов П.П. - бортовой радист, Кузнецов П.В. - командир корабля, Попов С.М. - пилот, Москаленко П.Е. - штурман.   

 

Могила Москаленко П.Е. на  Тихвинском кладбище г.Смоленска. (фото www.war-smolnecropol.ru)

 
За героизм и мужество, проявленные в боях немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями "Партизану Отечественной войны" 2-й степени, "За оборону Ленинграда" и многими другими наградами Советского Союза.
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСЬКИН Николай Васильевич
Штурман корабля 
Гвардии майор
Родился 5 декабря 1917 года в деревне Затаболовка Затобольского района Кустанайской области Казахской ССР. 
С октября 1942 года находился в 101 АП, где совершил около 190 боевых вылетов
на бомбардировки войск, техники, ж.д.эшелонов, оборонительных сооружений, арт.позиций и переднего края обороны противника, а также в партизанские отряды, по спец.заданиям НКВД для выброски грузов и парашютистов в глубокий тыл противника, транспортные вылеты по заданиям Фронтов по доставке боеприпасов, горючего, эвакуации раненых.
 
Оськин Н.В. (фото с www.polkmoskva.ru)
 
 После окончания службы проживал в г. Москве.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашисткими захватчиками в период
Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина", "За Победу над Германией" и многими другими наградами СССР.
 
 
 
СМИРНЯГИН Аркадий Ефимович
Штурман корабля
Гвардии мл.лейтенант
Родился в 1925 году в селе Комык-Миасс Щучанского района Челябинской области.
В РККА с 1942 года.
В Действующей Красной Армии с 28 июня 1942 года.
За время проведенное в 101 (31) АП совершил более 30 боевых вылетов, из них к 18 апреля 1945 года 2 дневных вылета на бомбардировку г.Кенигсберга, 3 ночных вылета по целям на территории Восточной Пруссии и 23 на бомбардировку переднего края
обороны противника.
После окончания Великой Отечественной продолжил службу в Советской Армии.
В 60-х годах служил в 229 ВТАП в г. Иваново в должности старшего штурмана авиаполка, за тем занимал должность заместителя Главного штурмана ВТА СССР.
В отставку вышел в звании Гвардии полковника.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, а также другими наградами Советского Союза.
 
 
 
КОЛПАКОВ Павел Кирович
Штурман отряда,
Старший лейтенант
Родился в 1912 году в деревне Машаны Семеновского района Ивановской области.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии.
К 14 августа 1943 года совершил 126 вылетов, из них 29 дневных по заданию Юго-Западного Фронта на доставку топлива и боеприпасов нашим войскам, 46 ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения и спец.заданиям НКВД для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп, 51 ночной боевой вылет на бомбардировку железнодорожных эшелонов и станций, живой силы и техники противника в районах Унеча, Брянск, Смоленск, Орел, Жуковка, Рославль, Ржев, аэродромов Алсуфьево, Сеща. 
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также другими наградами Советского Союза.
 
 
 
ГРИБИН Иван Васильевич
Штурман корабля, штурман отряда
Гвардии подполковник
Родился в 1920 году в деревне Капустино Лихославльского района Калининской области.
 Получив среднее образование, в 1939 году был призван в Красную Армию.
Окончил школу стреков-бомбардиров и Высшую школу штурманов Дальней Авиации.
В 101 АП прибыл в октябре 1943г. на должность штурмана корабля. В 1944г. при выполнении боевого задания был тяжело ранен. После лечения был направлен в свой полк и продолжал громить врага до конца Великой Отечественной войны.
Совершил 49 вылетов, из них 2 дневных вылета на бомбардировку г.Кенигсберга, 8 ночных вылетов на уничтожение оборонительных укреплений и артиллерийских Позиций в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, 4 ночных вылета на бомбардирование военно-промышленных объектов Финляндии в городах Котка и Хельсинки, 12 по военным объектам на территории Восточной Пруссии, 22 ночных вылета на бомбардировку живой силы, техники и переднего края противника обороны противника, 1 вылет на бомбардировку  военно-политического центра Германии город Берлин.
После войны окончил Военно-Политическую Академию им.Ленина и исторический факультет педагогического института.
Работал заместителем командира полка по полит.части. 
Уволен в запас в 1959 году. В последнее время проживал в г. Москва.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками
в период Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды и другими наградами СССР.  
 
 
 
ЮРЧАКОВ Виктор Михайлович
Гвардии капитан.
Штурман корабля, штурман АЭ
Родился в 1920 году в городе Кинель Куйбышевской области. Окончил Кинельскую среднюю школу железнодорожную школу №60. В 1940 году поступил в Куйбышевский индустриальный институт (сейчас Самарский Государственный Технический университет), в том же году направлен на учебу в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (сейчас Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов).
С первых дней Великой Отечественной войны находился в Действующей Красной Армии, охранял воздушные рубежи Советского Союза на Дальнем Востоке. 
Весной 1942 года переведен в состав 101 АП,  к 28 октября 1944 года совершил 205 боевых вылетов, из них 28 дневных вылетов по заданию Юго-Западного Фронта для доставки горячего и боеприпасов танковому корпусу и 177 ночных вылетов, в том числе: 42 вылета по заданиям штабов партизанского движения, из которых 8 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, для доставки грузов, парашютистов и эвакуации на «Большую землю» детей и раненых; 12 вылетов по заданиям НКВД СССР для выброски диверсионных групп в глубокий тыл противника, за что награжден именным оружием; 30 вылетов на бомбардировку переправ через реку Дон, живой силы и техники фашистов на Сталинградском направлении; 85 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, механизированных частей и войск противника в районах Брянск, Орел, Льгов, Смоленск, Рославль, Курск, Вязьма, Ржев.
После войны работал в ГВФ.
 

Из статьи О.Чеволдаевой «Листая прошлого страницы» (28 сентября 2006 года)

«.. .. ..А вот командира полка Героя Советского Союза Валентину Степановну Гризодубову он вспоминал с огромным уважением. Это была легендарная личность. В 1938 году Валентина Гризодубова, Мария Раскова и Полина Осипенко установили международный рекорд дальности беспосадочного полёта для женщин. Одним из первых представительниц прекрасной половины человечества в стране им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Женщина командовала мужским полком - это был беспрецедентный случай в истории Великой Отечественной войны. Юрчакову в 1943-м было 23 года, примерно столько же его однополчанам. А Валентине Гризодубовой в ту пору исполнилось всего 33, но лётчики ласково и с любовью называли её Матушкой.
Виктор Михайлович Юрчаков вспоминал:
- Не каждая мать так заботится
о своих детях, как заботилась о нас наша Матушка.
Смелая и опытная лётчица, волевая женщина, она умела, когда это требовалось, быть очень строгой. Но при этом всегда проявляла сердечность и заботу о подчинённых.
Ветеран бережно хранит фотографию Валентины Степановны, на обороте которой написано: «Виктор Михайлович! Годы войны вы начали юношей - стали отважным воином. Желаю Вашим ребятам брать пример с отца. В.Г.». А ещё в архиве Юрчакова есть письмо от однополчанина из Москвы, а в нём сообщается: «Очевидно, знаете, что 23.4.93 г. в 20.30 скончалась наша Матушка…».. .. ..»

«.. .. ..Перебирая документы своего земляка, Иванов с удивлением обнаружил лётную книжку штурмана Юрчакова, в которой через всю страницу шла размашистая подпись: «Гагарин». В то, что это подлинный автограф первого космонавта, историк поверил, когда услышал удивительную историю.
После войны Виктор Михайлович работал в гражданской авиации. Он рассказал, что рейс Москва - Куйбышев - Оренбург 10 октября 1962 года был самым обычным и ничем не примечательным. И вдруг посреди полёта в кабину заходит … Юрий Гагарин. Это было как удар молнии. Пилоты буквально остолбенели. Но от обаятельной улыбки космонавта пришли в себя. Юрий Алексеевич рассказал, что летит с семьёй в Оренбург, но находиться в воздухе в салоне самолёта непривычно, и он решил зайти к лётчикам. Постепенно завязался разговор. Говорили об особенностях гражданской авиации. А когда коллеги Юрчакова почувствовали себя уверенней, попросили автограф. Сам он протянул первое, что попалось под руку - лётную книжку. Виктор Михайлович говорит, что это был самый памятный день в его жизни... .. ..»

 

 За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден 17 правительственными наградами, в том числе орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и орденом Отечественной войны 2-й степени.
 
 
ЛУЖИН Николай Антонович 
Гвардии подполковник.
Штурман корабля, штурман полка.
Родился в 1922 году в городе Москве.
В Красной Армии с 1940 года.
В 1941 году окончил Харьковское Военное Авиационное училище штурманов. 
Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года, к апрелю 1942 года произвел 163 ночных и 81 дневных вылетов.
В 101 АП ДД прибыл в сентябре 1942 года на должность штурмана корабля. За период пребывания в авиаполке 172 раза вылетал на боевые задания, из них 22 дневных вылета по заданию Юго-Западного Фронта для обеспечения танкового корпуса горючим и боеприпасами, эвакуации раненых, 152 ночных боевых вылетов, в том числе: 25 вылетов по заданиям штабов партизанского движения в районы Киев, Мглин, Минск, Полоцк, Бегомль, из которых 3 вылета с посадками на партизанских аэродромах, для доставки грузов, парашютистов и эвакуации на «Большую землю» детей и раненых; 127 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов Брянск, Смоленск, Орел, Орджоникидзеград (теперь один из районов Брянска), Рославль, живой силы и техники противника в районах Карачев, Дудино, Орел, аэродромов Сеща, Алсуфьево, по переднему краю обороны врага на Курско-Орловском направлении.
С апреля 1944 года переведен в 334 АП ДД на должность заместителя штурмана полка по радионавигации.
За годы войны совершил более 350 самолетовылетов.
 
 
 
С 1947 года по 1980 год работал в "Гризодубовском" НПО "Взлет" штурманом-испытателем.
За многолетнюю творческую работу в области испытаний и исследований новой авиационной техники в 1963 году указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено почетное звание "Заслуженный штурман-испытатель СССР". 
 
   

Награжден 18 правительственными наградами, из них за героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной Войны 1-й степени, медалями "За отвагу", "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, а также за многолетний и добросовестный труд - орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета.
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.