101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 4)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 04.10.2024, 20:05

 

ВОЛОДИН Николай Иванович
Командир корабля
Гвардии старший лейтенант
 Родился 12 марта 1919 года в селе Юдино Веневского района Тульской области.
Окончил 7 классов в школе города Сталиногорска в 1938 году.
С 28 декабря 1939 года по июнь 1941 года проходил обучение в Таганрогской Военной Авиационной школе «им. Чкалова». После авиашколы направлен в 8 Бомбардировочный Авиационный полк Дальнего Действия, 5 сентября 1941 года назначен на должность пилота 21 Запасного Авиационного полка 50 Воздушной Армии. С 18 декабря 1941 года является пилотом резервного полка в 1-ой Высшей Школе Штурманов и Летчиков АДД (с 1944 года - 1-я РВОШНЭ АДД – 1-я Рязанская Высшая Офицерская Школа Ночных Экипажей).
В действующей Красной Армии с 30 июня 1942 года. 5 июля 1942 зачислен в состав 1 авиаэскадрильи 101 АП на должность пилота, а 29 июня 1943 года переведен на должность командира корабля. За время боевой работы в полку совершил 226 боевых вылетов (как командир корабля - 143 вылет), из них 25 дневных и 201 ночной, в том числе: 2 дневных вылета по оборонительным укрепления в районе Кенигсберга; 2 ночных вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлин; 16 ночных вылетов по военным объектам на территории Восточной Пруссии; 3 ночных вылета по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки, Турку и Котка; 41 ночной вылет в интересах Ленинградского Фронта для уничтожения артиллерийских позиций, оборонительных укреплений, живой силы и техники в районах Красное Село, Псков, Волосово, Слуцк, Нарва; 35 ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения в районы Мозырь, Могилев, Бобруйск, Гомель, Полоцка, Брянска для сброса груза и парашютистов в глубоком тылу противника; 23 дневных вылета по заданию Юго-Западного Фронта в район Калач для обеспечения перешедших в наступление частей Красной Армии горючим и боеприпасами, а также для эвакуации раненых; 114 ночных вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов, скоплений эшелонов и войск, узлов сопротивления и артпозициям в районах Орел, Брянск, Рославль, Жуковка, Унеча, Глазуновка, Болхов, Ржев, Навля, Борисов, Орша, Лида, Рогачев, летных полей а самолетов противника на аэродромах Сеща и Олсуфьево, оборонительных укреплений в районе Синявино на Волховском Фронте, переправ фашистских войск через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду.
В одном из боевых вылетов был тяжело ранен. Произошло это осенью 1943 года, экипаж Володина в ночь с 7 на 8 сентября выполнял задание по доставке груза на партизанский аэродром Бегомль, после пролета над линией фронта самолет подвергся атаке истребителя противника. Летчики не смогли выполнить боевое задание, как вспоминали местные жители - Ли-2 полный мешками с боеприпасами и оружием рухнул в воду озера в близи берега около деревни Шалахово Пустошкинского района. Видимо летчики до последнего боролись за жизнь самолета, пытались посадить на воду горящий самолет. Первыми на место падения самолета прибыли полицаи, которые, по воспоминаниям стариков, в воде добили раненых членов экипажа. Лейтенанту Володину удалось спастись , в деревне оказали помощь раненому с обожженными руками командиру корабля, спрятали от фашистов, а затем передали в партизанский отряд, откуда его переправили на «Большую землю» в свой родной авиаполк. Остальных, обнаруженных среди обломков самолета, погибших членов его экипажа селяне вместе с партизанами в присутствии священника ночью под оружейный салют похоронили на деревенском кладбище в братской могиле.
Из Боевого донесения №261 101 АП ДД:
«………..
В ночь с 7 на 8.9.43г. экипаж командира корабля Володина, штурман Боровик, о выполнение задания не доносил, на свой аэродром не возвратился, место нахождения неизвестно, вылетал для БШПД с выброской на площадку Бегомль…….
 ……Экипаж командира корабля Володина на самолете №6, место нахождения неизвестно, последняя с ним радиосвязь в 20.45 взлет с аэродрома подскока Андреаполь. Предположительно, сбит истребителем противника в районе Полоцка……..
 …….В 23.30 сев.вост. Полоцка упал горящий самолет.
………..»
Нельзя не сказать о том, что долгие годы на этой братской могиле около деревни Неведро Пустошкинского района Псковской области не было имен, только надпись «Летчикам Авиации Дальнего Действия Погибли в 1943 г.», но благодаря усилиям местных поисковиков в 2011 году удалось определить, что покоятся в Псковской земле летчики из экипажа самолета №6 101 АП. В данный момент решается вопрос об установлении на памятнике мемориальной таблички с именами авиаторов.
Служил в 186 Гвардейском Авиационном транспортном Красносельском Краснознаменном полку Дальней Авиации, бывшем 101 АП, до 1949 года. С 15 января 1949 года – командир корабля 89 Транспортного Авиационного полка Дальней Авиации. Снова вернулся в 186 авиаполк в апреле 1951, но вскоре убыл к новому месту службы, с 25 февраля 1952 года назначен адъютантом эскадрильи 121 Гвардейского Севастопольского Краснознаменного Отдельного Дальнего Разведывательного Авиационного полка базировавшегося на аэродроме Мачулищи находящегося южнее города Минск. Авиаполк прикрывал западные рубежи Советского Союза, занимался воздушной разведкой с фотографированием, осваивал полеты стратегической авиации в Арктике и аэродромы подскока на ледовых аэродромах полярных станциях СП.
Уволен в запас в 1959 году, закончил службу в Советской Армии в звании гвардии майора, проживал в Смоленской области.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За Отвагу», «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
МАРТЫНЕНКО Юрий Федорович
Командир корабля
Гвардии лейтенант
Родился в 1920 году в городе Ленинграде.
В Красной Армии с 1938 года.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1944 года.
В 101 АП прибыл в качестве пилота, затем переведен на должность командира корабля, произвел 12 самостоятельных вылетов. Всего за период участия в боевых действиях в составе авиаполка совершил 31 боевой вылет, из них 2 дневных вылетов на бомбардировку города Кенигсберга, 10 ночных вылетов по военным объектам на территории Германии, 2 ночных вылета по военно-политического центру Германии городу Берлину, 17 ночных вылетов на бомбардировку переднего края обороны противника.
За героизм и мужество, проявленные в боях немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также другими наградами Советского Союза.
 
 
 
 
 
ЕФРЕМОВ Александр Васильевич
Майор
Командир АЭ
Родился в 1902 году. 
В Красной Армии с 1919г.
В 101 авиаполку совершил 51 боевой вылет, из них 6 ночью на бомбардировку железно-дорожных узлов Курск, Орел, Щигры, за короткий срок сумел выучить 10 молодых летчиков.
Пропал без вести в ночь с 10/11.07.1942г.
В августе 1942 года посмертно награжден орденом Красного Знамени.

 
 
ПОТАПОВ Александр Николаевич
Командир корабля
Гвардии лейтенант
 Родился 22 августа 1922 году, уроженец села Мошково Мошковского района Новосибирской области.
В Красной Армии с 12 мая 1941 года.
 Участник Великой Отечественной войны с мая 1943 года.
 В составе 101 АП, на 5 декабря 1944 года, совершил 99 ночных боевых вылетов, из них 28 успешных вылетов в качестве пилота по заданиям штабов партизанского движения, в том числе 16 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Дуброва, Поречье,  Кукшин, Альбинск, Селявщина; 66 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, живой силы и техники в районах Глазуновка, Навля, Полоцк, Борисов, Болхов, Брянск, Орел, Нарва, Псков, переправы через реку Западная Двина в районе Дрисса, аэродромов Карачев, Сеща, переднего края обороны и артиллерийских позиций противника в районах Синявино на Волховском Фронте и Красного Села на Ленинградском Фронте, 5 вылетов на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии в городах Тильзит, Инстербург, Мемель.
Выполняя боевой вылет в ночь с 1 на 2 августа 1943 года его самолет был сбит, вылет производился для сброса груза на партизанскую площадку Желижье (36 км.южнее Кличева), числился без вести пропавшим, 7 сентября 1943 года вернулся в свой авиаполк.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден
 орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Ленинграда», "За взятие Берлина", "За победу над Германией"  и другими наградами Советского Союза.

  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
БЕЛОУСОВ Михаил Алексеевич
      Командир корабля
 Гвардии старший лейтенант
Родился в 1922 году.
В Красной Армии с 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны с 15 сентября 1942 года.
 В составе 101 АП совершил 34 дневных вылета в район Калач по заданию Юго-Западного Фронта для доставки топлива и боеприпасов нашим наступающим танковым подразделениям, а также эвакуации раненых, 166 ночных боевых вылетов, из них: 2 вылета на бомбардировку военно-политического центра фашистской Германии города Берлина; 16 вылетов на бомбардировку военных объектов на территории Германии; 5 вылетов по переднему краю обороны противника; 21 вылет по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР для доставки грузов и парашютистов в районы Киева, Витебска, Овруч, Смелиж, оз.Палик; 106 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, скоплений живой силы, техники, узлов сопротивления, оборонительных порядков врага в районах Рославль, Орел, Брянск, Смоленск, Полоцк, Борисов, Бобруск, Псков, Нарва, аэродромов Сеща, Алсуфьево, Карачев, Сталино, по артиллерийским позициям и переднему краю обороны противника в районах Сенявино на Волховском Фронте и Красное Село на Ленинградском Фронте; 1 вылет на по военно-промышленным объектам Финляндии в районе Хельсинки.
 
Белоусов Михаил Алексеевич
 
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден  орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИГНАТЬЕВ Михаил Александрович
Командир корабля
Гвардии майор
 Родился 4 декабря 1923 года в селе Крестниково Богдашкинского района Ульяновской области.
 В Красной Армии с 22 июля 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года.
Боевую работу в 101 АП начал в качестве пилота 2 АЭ в экипаже Недорезова, затем переведен на должность командира корабля,  совершил 79 ночных боевых вылетов, из них: 1 вылет на бомбардирование военно-политического центра фашистской Германии город Берлин; 8 вылетов по военным объектам на территории Восточной Пруссии; 2 вылета по заданию штаба партизанского движения Белоруссии в районы Гомель и Речица; 68 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, скоплений живой сила и техники, узлов сопротивления, артиллерии врага в районах Псков, Нарва, Борисов, Лида, Рига, Полоцк, Оболь, Толочин, переправы через реку Западная Двина в районе Дрисса, артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте.
В ночь с 6 на 7 октября во время выполнения боевого задания (101 АП была поставлена задача силами 10 самолетов произвести бомбардирование ж.-д. узла Быхов, уничтожить скопление эшелонов и войск врага) самолет Игнатьева был сбит истребителем противника, три месяца числился без вести пропавшим, успешно перешел линию фронта и 18 декабря 1943 года вернулся в свой авиаполк.
Вышел в отставку 7 июня 1961 года.
 В после военное время проживал в городе Кишиневе.
 

 
 За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны и при выполнении заданий командования ВС СССР в после военное время, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", «За оборону Ленинграда», "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и другими наградами Советского Союза.
 
 
АВРАЙЦЕВИЧ Александр Матвеевич
 Командир корабля
 Гвардии лейтенант
 Родился в 1923 году в деревне Хмелево Красноярского края.
В Красной Армии с 1941 года.
 Участник Великой Отечественной войны с 15 июля 1943 года.
 В составе 101 АП совершил более 90 ночных боевых вылетов и один вылет дневной на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, скоплений войск, оборонительных укреплений в районах Псков, Нарва, Полоцк, Борисов, Толочин, Орша, Лида, Рогачев,  Духовщина, артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районах Синявино на Волховском и Красного Села
 на Ленинградском Фронтах, военных объектов на территории Восточной Пруссии и Финляндии.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
КОРЖАКОВ Федор Иванович
Командир корабля
Гвардии капитан
Родился 14 июня 1914 году в городе Аша Миньярского района Челябинской области.
Проходил службу в Красной Армии с 1934 по 1938 годы.
Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ.
 В 101 АП прибыл на должность авиационного бортового механика, в ходе боевой работы переведен на должность командира корабля. В составе 101 АП совершил 127 ночных боевых вылетов (как командир корабля 55 вылетов), из них: 24 вылета по военным объектам на территории Восточной Пруссии; 2 вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину; 6 вылетов по военно-промышленным центрам Финляндии в городах Хельсинки, Котку, Турку; 46 вылетов по заданиям штабов партизанского движения в районы Овруч, Минск, Кукшин, Мозырь, Могилев, Бобруйск, Орша, Киев, в том числе 19 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, несколько раз оставался на «дневку», для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп, эвакуации на «большую землю» детей и раненых; 55 вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, живой силы и техники, узлов сопротивления врага в районах Орел, Брянск, Смоленск, Курск, Рославль, Полоцк, Лида, Борисов, Орша, Псков аэродромов Сеща, Алсуфьево, артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, моторизованных частей на подступах к Сталинграду.



В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года выполняя вылет в интересах Центрального Штаба партизанского движения по доставке груза на партизанскую площадку около деревни Усово находящуюся в 40 км. западнее города Овруч был сбит, длительное время числился без вести пропавшим, все это время воевал с фашистами в составе партизанского соединения Ковпака, 22 августа 1943 года возвратился в свой авиаполк.
Окончил службу в Вооруженных Силах 18 декабря 1947 года.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями «За Боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» 1 степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
КОННОВ Александр Андрианович
Гвардии майор
Командир корабля
Родился в 1920 году в селе Зыково Саранского района Мордовской АССР. 
В Действующей Красной Армии с сентября 1942 года.
В составе 101 АП совершил 144 боевых вылета, из них 1 дневной на бомбардирование оборонительных укреплений в Кенигсберге, 47 вылетов по спец.заданиям Штабов партизанского движения и НКВД в глубокий тыл противника, 2 вылета на военно-политический центр фашистской Германии город Берлин, 6 вылетов по переднему краю обороны противника.
После окончания Великой Отечественной войны проживал в городе Смоленске.
За героизм и мужество проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды,, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 2-й степени, "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За Победу над Германией" и другими Государственными наградами
.
 
 
ЯКОВЛЕВ Борис Яковлевич
Командир корабля 
Гвардии генерал-майор (в 1945 гвардии лейтенант) 
Родился 11.08.1923 года в деревне Малое Конезерье Лужского района Ленинградской области.
В марте 1941 года окончил Ленинградский аэроклуб, а в 1942 году - Тамбовскую авиационную школу летчиков.
В 101 АП с 1942 года, где совершил более 160 боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, эшелонов, живой силы и техники, артиллерийских позиций и переднего края обороны противника, а также по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР для доставки грузов, парашютистов и диверсионных групп в глубокий тыл противника. 
В 1954 году окончил Краснознаменную Военно-Воздушную Академию им.Гагарина. Командовал военно-транспортной авиадивизией.
Уволен в запас в 1973 году.
После окончания службы в Вооруженных Силах проживал в г.Туле.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден, оденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "Партизан Отечественной войны" 2-й степени, "За оборону Ленинграда" и многими другими наградами Советского Союза.

 
 
 
КОМИССАРОВ Сергей Михайлович
Гвардии подполковник
Командир корабля
Родился в 1914 году в селе Крысилино Спас-Деменского района Калужской области. 
После окончания летной школы работал инструктором в г.Днепропетровске.
Окончив Новосибирскую школу летчиков АДД, с первых дней Великой
Отечественной войны находился на фронте и совершил более 90 боевых вылетов.
В 1943 году прибыл в 101 АП. Летал командиром корабля и командиром отряда и совершил 110 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов и войск противника, а также в партизанские соединения, из них 5 дневных вылетов, 2 вылета на г.Берлин.
После войны работал летчиком-инструктором на реактивных самолетах в Кировоградском летном училище.
Последние годы проживал в г.Запорожье.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й, двумя орденами Отечественной войны 2-й степеней, медалью "За оборону Ленинграда" и другими наградами Советского Союза.

Страница 1     Страница 2     Страница 3   Страница 5    Страница 6     Страница 7
Страница 8      
Страница 9   Страница 10

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.