101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 6)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 27.06.2017, 04:55

 

ОСИПОВ Александр Николаевич
Командир корабля (в 1961 году командир АЭ)
Гвардии подполковник
Родился в 1921 году в селе Мышлино Петушинского района тогда еще Московской области, а ныне Владимирской.
Еще в дошкольном возрасте вместе с семьей переехал в город Балахну Нижегородской области, где окончил 7-ею школу, а затем школу Фабрично-заводского ученичества, после окончания которой работал на заводе. В 1940 году оканчивает Дзержинский аэроклуба им. Каманина. С 1941 года курсант Энгельской военной авиационной школы.
В сентябре 1943 года зачислен во 2-ю АЭ 101-го АП ДД, в составе которого воевал до Дня Победы над фашистской Германией. Совершил более 60 ночных боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов Псков, Тарту, Тапа, Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Лида, Валмера, Тильзит, Инстербург, Гольдап, Шталупен, Даркамен, Данциг, на уничтожение самолетов противника и разрушение летного поля на аэродромах Раквере, Бобруйск, по переднему краю обороны противника в районах Боровичи, Орша, Рогачев, по переправе фашистов через реку Западная Двина в районе Дрисса, по портовым сооружениям и судам в портах Пярну, Мемель, Рига, Либава, Пиллау, на уничтожение скоплений войск врага, артиллерийских позиций, узлов сопротивления и по переднему краю обороны в районах Радакюля, Сур-Солдина, Таллина, Слуцка, Ленча, на Рижском, Псковском и Нарвском направлениях. Участвовал в штурме Берлина и Кенигсберга, а также на его счету ряд транспортных вылетов: в интересах 1-го Белорусского и 1-го Прибалтийского Фронтов для переброски горючего и личного состава; по специальному заданию командования Северного Флота; в интересах 2-ой Ударной Армии (использовался оперативный аэродром Барки находящийся на удерживаемой ее территории), доставлял боеприпасы, оружие, продукты, личный состав перед решающим ударом при прорыве блокады Ленинграда.
Из сочинения Степана Морозова правнука Александра Николаевича Осипова (docs.google.com/document):
        «После войны прадедушка продолжил службу в Вооруженных Силах СССР:
        - до ноября 1946 года служил командиром корабля в 31-ом гвардейском авиационном Красносельском краснознаменном полку, который в январе 1945 переименован в 186-й гвардейский Бомбардировочный Авиационный Красносельский краснознаменный полк;
        - с ноября 1946г. по декабрь 1951 – он командир корабля 210-й гвардейского бомбардировочного авиационного полка 22-ой гвардейской бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознаменной дивизии 3-его гвардейского бомбардировочного авиационного Сталинградского корпуса I-ой воздушной армии Дальнего действия г.Могилев БССР;
        - с декабря 1951г. по 23 января 1954 г. - он командир корабля 52-й Гвардейского Тяжелобомбардировочного Авиационного полка Дальней Авиации 45-ой тяжелой бомбардировочной Гомельской авиационной дивизии;
        - с 23 января 1954г по 14 октября 1955г.- он командир отряда резервной эскадрильи того же 52-го полка 45 ТБАД, 50 Воздушной Армии Дальней авиации;
        - с 14 октября 1955г. по 27 декабря 1955г. – он заместитель командира авиаэскадрильи 52-го полка 45 ТБАД, 50 Воздушной Армии Дальней авиации;
        - с 27.12.1955г. по 05.10.1956г – он слушатель Центральных летно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава Дальней Авиации;
        В 1956 году моего прадедушку за выслугу лет наградили орденом Красной Звезды под №3520478. Орден Красной Звезды учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Орден Красной Звезды учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР, как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
        - с 05.10.1956г. по 19.12.1958г. – он заместитель командира эскадрильи 1023 тяжелого Бомбардировочного Авиационного полка 106 Тяжелой Бомбардировочной авиационной Дивизии г.Узин Киевской области;
        - с 19.12.1958г. по 22.09.1961г. – он командир авиационной эскадрильи 1226 тяжелого Бомбардировочного Авиационного полка 79-ой Тяжелобомбардировочной дивизии г.Семипалатинска;
        - с 22.09.1961г. по 25.10.1963г. – он начальник системы 19 отделения системы посадки самолетов 79-ой Тяжелобомбардировочной дивизии г.Семипалатинска.
        А в 1963 году гвардии 42 –летний подполковник Осипов А.Н. уволился в запас по болезни приказом ГК ВВС №0913 от 30.09.1963г. по ст.59 пункт «Б» с правом ношения военной формы.
...................
Осипов Александр Николаевич и Осипова (Лукьяничева) Клавдия Михайловна с внучкой Морозовой Светланой Владимировной
docs.google.com/document
 
Награды на парадном кителе Александра Николаевича
docs.google.com/document
 
 
Начальник системы посадки самолетов Осипов А.Н.
 docs.google.com/document
docs.google.com/document
 
.............
        Еще в 1946 году дед на несколько дней приехал в отпуск домой, в Балахну. В последний день своего отпуска он и встретился с Лукьяничевой Клавдией Михайловной, с ней они учились в одной школе, которая и стала его законной супругой, и с которой они прожили потом вместе 59 лет. Клавдия Михайловна в годы войны служила метеорологом во втором запасном авиаполку, готовившем пилотов для фронта. После свадьбы молодой муж уехал в Польшу, где находилась его часть. Горькой была разлука, но вскоре Александр Николаевич получил новое место службы, забрал жену и началась для семьи кочевая военная жизнь по гарнизонам.
        Они вырастили и воспитали двух сыновей, один из них стал офицером (Осипов Александр Александрович), а другой, Осипов Владимир Александрович, мечтал пойти по стопам отца – стать военным летчиком. Он уже сдал экзамены в летную школу, но не прошел медкомиссию, затем успешно окончил московский институт нефтяной промышленности и проработал главным инженером в Горьковском Районом Нефтяном Управлении почти до самой пенсии. Мой прадедушка был очень жизнерадостным человеком. По воспоминаниям моей мамы, а она часто жила у дедушки с бабушкой, он всегда напевал припев песни из кинофильма «Небесный тихоход»:
        Потому, потому что мы пилоты,
        Небо наш, небо наш любимый дом.
        Первым делом, первым делом самолеты,
        Ну а девушки, а девушки – потом…
        Прадедушка всегда любил небо и гордился тем, что был военным летчиком. Он встречался с учениками в школе, где училась моя мама, и рассказывал им про войну, участвовал в парадах в честь Дня Победы, которые проходили в нашем городе, с гордостью надевая свой парадный китель, который украшали ордена и медали. В Кстове Александра Николаевича помнили по его работе в службе гражданской обороны и на мебельной фабрике.
        Наш прадедушка всего 19 дней не дожил до великого праздника – 60- летия победы над фашистской Германией. Он умер 20 апреля 2005г и был с почестями похоронен на старом кладбище в Зеленом городе.
        Давно закончилась Великая Отечественная война. Многих защитников Родины нет уже на земле. Но жива память. Ведь мы - дети, внуки, правнуки воевавших, переживших войну. Она коснулась всех без исключения. Память о прадедушке в нашей семье бережно хранится. Когда я думаю об истории своей Родины и истории своей семьи, в душе возникает чувство гордости, счастья, хочется сделать что-то очень хорошее и важное. Наверное, это и есть чувство патриотизма, которое должно быть у каждого человека.»
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден государственными наградами Советского Союза, в том числе орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».
 
 
 
ДЕМЧЕНКО Александр Ермолаевич
(1918г.-1976г.)
Гвардии капитан
Командир корабля
Родился 4 августа 1918 года в селе Каяумка Каяумского сельсовета Родинского района Алтайского края.
Сразу после авиационного училища весной 1942 года прибыл в 101 АП на должность пилота, за тем стал командиром корабля. К 20 августа 1944 года совершил 179 ночных боевых вылетов, из них 34 вылета по спец.заданиям штабов партизанского движения и НКВД для сброса грузов и парашютистов. Был сбит вражеским истребителем, после продолжительного лечения возвратился в полк и продолжил воевать в его составе до конца
Великой Отечественной.

Продолжил службу в своем 101 АП и после войны, ушел в запас после перебазирования авиаполка из г.Вышкува (Польша) на аэродром Смоленск-Северный. После выхода в отставку проживал в г.Смоленске. Скончался 9 мая 1976 года.

Могила Демченко А.Е на аллее Почета Нового кладбища г.Смоленска. (фото www.war-smolnecropol.ru)


За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
 

 

 

 
 
 
 
КУЗЬМИНОВ Дмитрий Прокофьевич
(в полковых документах КУЗМИНОВ)
Командир корабля, с 1964 по 1966 командир эскадрильи
Гвардии майор
Родился в 1921 году в деревне Иютино Богородского района Горьковской области.
В 101 АП прибыл в сентябре 1943 года, боевую работу начал в качестве пилота 3 АЭ (летал в экипаже ст.лейтенанта Багрова), затем переведен на должность командира корабля.
С сентября 1943 по май 1945 года совершил 83 боевых вылета, из них 75 ночных вылетов. Вылетал на бомбардирование переднего края обороны, скоплений войск и артиллерийских позиций при прорыве блокады Ленинграда в районе Красного Села, а также на Псковском и Прибалтийском направлениях, уничтожал фашистов при освобождении Белоруссии в районах Орша, Рогачев, Талочин, Полоцк, Борисов, Лида и переправы через реку Западная Двина в районе Дрисса, принимал участие в боевых вылетах по военно-промышленным объектам на территории Финляндии, Восточной Пруссии, фашистской Германии и непосредственно по городу Берлину, трижды вылетал в тыл противника в район Кенигсберга по заданию разведотдела 2-го Белорусского Фронта для сброса диверсионных групп.
 
 
С 1964 года по 1966 год находился на должности командира 20-ой отдельной гвардейской Красносельской Краснознаменной транспортной эскадрильи, в тот момент такое наименование имел бывший 101 АП.
Умер 18 февраля 1997 года, похоронен в городе Смоленске.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден государственными наградами Советского Союза, в том числе орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью "За Боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина".
 
 
 
 

СЛЕПОВ Николай Игнатьевич
Командир корабля, командир 1АЭ, зам.ком. АП
Гвардии майор
Родился в 1910 году в селе Коченево Новосибирской области. Среднюю школу окончил в 1929 году.
С 1936 года в Аэрофлоте, к 1941 году имел налет в качестве командира корабля более 2200 часов.
Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года. Как командир корабля ПС-84 в составе 3 АЭ Авиационной группы Особого Назначения совершил 76 дневных вылетов для доставки грузов и спец.пасажиров в Ленинград и в расположение частей Красной Армии находящимся в окружении.
С апреля 1942 года в составе 101 АП на должности командира корабля, с конца 1943 года командир 1 АЭ.
За время боевой работы в составе авиаполка совершил около 250 вылетов: 12 дневных вылетов, из них 4 вылета с посадкой на полевых аэродромах, в период 28 мая по 12 июня по заданию Калининского Фронта для обеспечению войск действующих в тылу противника на Волховском Фронте; свыше 60 ночных вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Брянск Лес, Киев, Олевск, Мозырь, Трубчевск, Нежин, Щорс, Мглин, Овруч, Осиповичи  для доставки грузов, спец.групп и эвакуации на «большую землю» раненых и детей, в том числе около 35 раз совершал посадки на партизанские аэродромы Речица (1 посадка), Кожушки (3 посадки) , Дубровка (5 посадок, из них 2 с «дневкой») , Смелиж (более 5), Дуброва (15 посадок, из них 3 с «дневкой»), Селявщина (1 посадка с « дневкой»), Поречье (2 посадки, из них 1 с «дневкой»), Альбинск (3 посадки, из них 1 с «дневкой»), Усохи (1 посадка); 4 ночных бомбардировочных вылетов по военно-политическим центрам Финляндии городам Хельсинки и Котка; 9 ночных бомбардировочных вылетов по переднему краю обороны противника и артиллерийским позициям противника в районе Красного Села при прорыве блокады города Ленинграда; 23 ночных бомбардировочных вылетов по скоплениям войск фашистов на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку Дон; более 100 ночных бомбардировочных вылетов по скоплениям железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника на железнодорожных узлах Щигры, Расховец, Курск, Льгов, Ржев, Рославль, Жуковка, Орел, Ярцево, Брянск, Унеча, Навля, Маховая, Волосово, Псков, Таллин, Тарту, Тапа, Нарва, Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Лида, Тильзит, Инстербург, Огере, Цесис, Валмера, Шталупен, Даркемен, по переднему краю обороны, узлов сопротивления, артиллерийским позициям и механизированным частям противника на Смоленском, Брянском, Курском, Псковском направлениях, при освобождении Белоруссии и Прибалтики, по самолетам фашистов на аэродромах Сеща, Раквере, Бобруйск, по военным судам и портовым сооружениям в портах Пярну, Мемель, Рига, Либава, Виндава.  Принимал участие в транспортных операциях по заданиям Штаба 1-го Белорусского Фронта (доставка на аэродром Барановичи горючего и боеприпасов), Юго-Западного Фронта (доставка горючего на аэродром Калач и вывоз оттуда раненых), Волховского Фронта (обеспечение 2-й Ударной Армии, находящейся в окружении).

Перед вылетом на Орел (слева на право): командир корабля капитан Слепов Н.И., воздушный стрелок-радист старшина Саталкин А.И., бортовой механик старший лейтенант Гайворонский Л.И., воздушный стрелок-радист старшина Беклемищев В.М., штурман отряда капитан Мальцев Ф.И.

Под его умелым командованием 1 АЭ произвела свыше 2500 ночных самолето-вылетов, в том числе 120 вылетов по переднему краю обороны и артиллерийским позициям в районе Красного Села и 63 на бомбардирование военно-политических центров Финляндии городов Хельсинки, Котка и Турку.
В ночь с 21 на 22 декабря 101 АП силами 25 самолетов выполнял боевой вылет по уничтожению портовых сооружений и военных транспортов в порту Либава. При выполнении задания самолет Слепова Н.И. был сбит над территорией противника, экипаж покинул самолет на парашютах и попал в плен. Чудом выжив в концлагере, после разгрома фашистской Германии, вернулся в свой полк. Уволен в запас 20 августа 1948 года. Вот что о Николае Игнатьевиче написал в своей книге «Силы неисчислимые» один из организаторов партизанского движения в годы Великой Отечественной войны бывший командир партизанского соединения генерал-майор Герой Советского Союза Сабуров А.Н.:

«  Коля Слепов. Николай Игнатьевич Слепов... Все партизаны Ковпака, Наумова, Федорова, нашего соединения помнят этого бесстрашного летчика, умевшего довести и посадить самолет куда угодно и в такую погоду, какую даже погодой не назовешь.
   Сколько раз без всякого прикрытия шел его самолет над занятой врагом землей, отыскивая еле заметные, затерявшиеся в лесах партизанские площадки. А ведь гитлеровцы тоже не дремали.
   Николай Слепов рассказал мне однажды: - Шли мы двумя экипажами к Сидору Артемьевичу Ковпаку. Вторым был самолет Бориса Лунца. Вот уже и костры показались. И вдруг бортрадист докладывает: "Товарищ командир, нас вызывает самолет Лунца. Что делать: отвечать?" Дело в том, что у нас было правило: перелетев линию фронта, мы всякую связь прекращали, чтобы враг нас не обнаружил.
   Но раз Лунц вызывает, значит, что-то очень важное. Связываемся. Борис сообщает: "По курсу видны костры. По количеству огней и их конфигурации они полностью соответствуют тем, какие должны выложить партизаны. Но не садись. Это немцы!"
   Действительно, партизанский аэродром оказался дальше. Мы благополучно приземлились у Ковпака и пожаловались ему, что вот какая чуть не случилась петрушка - могли сесть в гости к немцам.
   Ковпак нахмурился, сердито покрутил головой, а потом успокоил: - То, хлопцы, бывает... Мы ж для фашистов беспокойные соседи, вот они от такой беды что-то придумывают, надо ж им как-то спасаться... Но вы отдыхайте себе спокойно... Я пошлю туда своих молодцов. На обратном пути гитлеряки уже вам светить не посмеют, не до того им будет.
   - Между прочим, - улыбается Слепов, - Ковпак слово сдержал. Когда мы летели домой, никаких костров на нашем пути уже не было... Но наш Боря Лунц молодчина! Не побоялся демаскировать свой самолет, пошел на связь со мной, чтобы предупредить об опасности. Кто знает, чем бы кончился тот рейс, если бы не он...
   Случилось так, что уже в конце войны Слепов был сбит, попал в плен. Чудом остался в живых: спас советский врач, сделавший ему, вполне здоровому человеку, операцию и сообщивший коменданту лагеря о том, что этот летчик безнадежен. После долгих мытарств Слепов вернулся к своим и снова стал летать. »

На встрече ветеранов 101 АП на ВДНХ в г.Москве, 1975г. (слева на право): Букштынов В.М., Беклемищев В.М., Юрлов Г.П., Гайворонский Л.И., Слепов Н.И., Букштынов В.М., Каспаров А.Д., Лунц Б.Г., Титиинов М.В.

Длительное время работал в Красноярском ГВФ, в 1958, после реабилитации, вернулся к семье в Москву, продолжал летать на самолетах АН-24, являлся парторгом авиационного отряда ГВФ. За безаварийную и многолетнею работу в Гражданском Воздушном Флоте СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени. Принимал активное участие в создании школьного музея Боевой Славы 101 АП, неоднократно участвовал во встречах ветеранов полка со школьниками, активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи, являлся почетным пионером дружины им. 101 АП.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.

 

 

 

ПОЛЕЕС (ПАЛЕЕС) Израил Исаакович
(в архивных документах встречается различное написание фамилии)
1913 – 10.04.1943
Командир корабля (до осени 1942 года бортовой механик)
Старший лейтенант
Родился в 1913 году в городе Киеве.
Перед войной работал в ГВФ СССР
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Совершил более 200 боевых вылетов.
В 101-й АП прибыл в первые дни его формирования, к этому времени уже имея за плечами боевой опыт в составе группы ГВФ. Сначала летал в экипаже командира корабля Слепова Н.И. в качестве бортового механика, затем прошел обучение по пилотированию непосредственно в полку, во время обучения вылеты производил в должности пилота, а с середины августа 1942 года, согласно Приказ Н.К.О. №00198 авиаполк переведен на трех эскадрильное комплектование, боевые вылеты производил как командир корабля в составе 1 АЭ.
Выполняя боевую работу в 101 АП совершил 137 ночных боевых вылетов на бомбардирование скоплений железнодорожных эшелонов на узловых станциях, живой силы и механизированных частей, оборонительных укреплений и артиллерийских позиций противника в районах Щигры, Полтава, Расховец, Курск, Орел, Льгов, Вязьма, Ржев, Карачев, Ярцево, Смоленск, Крупянск, Сычевка, Оленино, Рославль, Жуковка, Брянск, в том числе 11 вылетов по заданию Калининского Фронта в район Новая Кересть по обеспечению частей 2-й Ударной Армии находящихся в окружении, более 20 вылетов на бомбардирование фашистских войск на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку дон, свыше 15 вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР в глубокий тыл врага для доставки грузов и спецгрупп в районы Салтановка, Смелиж, Харьков, Киев, Орша, Полоцк.

Из наградного листа:

«…. Благодаря отличному знанию матчасти его самолет не имел ни одного случая невыхода на боевое задание. 18.6.42г. при выполнении боевого задания в районе Новая Кересть самолет подвергся обстрелу зенитной артиллерии и истребителей противника, в результате попадания осколков были выведены некоторые агрегаты из строя, тов. Полеес не взирая на обстрел исправил повреждения, чем дал возможность выполнить боевое задание, доставить ценный груз нашим частям. ….»

В ночь с 9 на 10 апреля 1943 года пропал без вести. В эту ночь 9 самолетов из 101 АП производили вылеты в партизанские соединения, самолет Полееса И.И. после выполнения боевого задания на свой аэродром не вернулся, партизанская площадка для сброса груза была в районе 40км. западнее Овруча.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (посмертно), Красной Звезды и медалью «За Отвагу».

 
 
 
ЛОПУХОВ Василий Максимович
Командир корабля
Гвардии ст.лейтенант
Родился в 1923 году.
С 1941 года в Красной Армии.
С 14 мая 1943 года в составе 101 АП.
Совершил 1 дневной вылет на бомбардировку г.Кенигсберга и более 105 ночных боевых боевых вылетов, из них на бомбардирование военно-промышленных объектов на территории Германии 7 вылетов, на территории Финляндии в городах Хельсинки, Турку, Котка 5 вылетов, 12 вылетов по переднему краю обороны противника и позициям дальнобойной артиллерии в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, 10 вылетов на подавление артпозиций и уничтожение оборонительных укреплений на Прибалтийском направлении, 10 вылетов по заданиям штабов партизанского движения и спец.заданий НКВД.   
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями "За Отвагу", "Партизану Отечественной войны" 2-й степени, "За оборону Ленинграда
".

Страница 1      Страница 2      Страница 3      Страница 4       Страница 5     -->

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.