101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 3)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 04.10.2024, 20:55

РУКАВИЦЫН Сергей Филатович
Командир корабля
Гвардии майор
Родился в 1911 году.
В Красной Армии с 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны с 26 июня 1941 года по постановлению НКО о мобилизации работников ГВФ.
Боевую работу начал пилотом Авиационной эскадрильи Особой Прибалтийской авиационной группы ГВФ Северо-Западного Фронта. Летал на санитарных и связных самолета У-2. К 30 января 1942 года совершил более 200 самолетовылетов, налетал почти 224 часа, перевез 1800 кг. боеприпасов, 1600 кг. различных грузов и 750 человек раненых. Особенно отличился с 20-22 июля при эвакуации раненых из полевых госпиталей находившихся юго-западнее Новгорода в районах Сольцы, Уторгош и Медведь, за эти три дня налетал 34 часа, перевез на своем двух местном самолете 130 раненых красноармейцев.
Из наградного листа:
«……. В августе месяце 20 числа тов. Рукавицин подвергся нападению фашистского самолета, который старался уничтожить санитарный самолет, место открытое, поляна и посреди группа кустов, казалось не уйти, не спасти раненых, но Рукавицын спокойно решил производить виражи на высоте 3-5 метров вокруг группы деревьев. Пять заходов сделал фашистский стервятник, пять раз Рукавицын уводил свой самолет, пока враг, не убедившись в бесплодности атак, не оставил его.
…….»
 
 
В 101 АП ДД прибыл в августе 1942 года на должности пилота, с апреля 1943 года - командир корабля.
С марта по июль 1944 года работал в летном центре в качестве инструктора, подготовил 11 молодых летчиков.
Совершил более 200 вылетов. К 5 октября 1944 года произвел 158 ночных боевых вылетов, из них 126 на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники, железнодорожных эшелонов, оборонительных укреплений на переднем крае обороны противника, 28 вылетов по спец.заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР, втом числе 4 с посадкой на партизанских аэродромах, дважды оставался на "дневки" (площадка Дуброва), 4 вылета на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки и Котка. Совершил 7 дневных вылетов по доставке спец.груза в блокадный Ленинград, а также несколько вылетов для обеспечения 1 Ударной Армии (доставка топлива и боеприпасов оперативной группе генерал-полковника Хозина). С осени 1944 года по май 1945 совершил ряд вылетов по уничтожению войск противника, железнодорожным узлам, портовым сооружениям и судам находящимся у причалов в Восточной Пруссии и на собственной территории фашистской Германии, в том числе 2 ночных вылета по военно-политическому  центру Германии городу Берлину, в этот же период были осуществлены  транспортные вылеты по переброске личного состава, вооружения в интересах 3-го Белорусского  и спец.заданиям разведотдела 2-го Белорусского Фронтов.
За годы Великой Отечественной войны, летая на самолетах У-2, ПС-84 и С-47 совершил в общей сложности более 400 вылетов.
 
 
Огромное спасибо за предоставленный фотоматериал внукам Сергея Филатовича, свято хранящим память о своем героическом дедушке!

После окончания войны, продолжил летать в системе ГВФ. С 31 октября 1946 года зачислен на должность командира корабля 23 Транспортного Авиационного отряда (Харьковский аэропорт) Украинского Управления ГВФ. 9 июня 1948 году окончил Школу Высшей летной подготовки. Активно занимался воспитательной работой с школьниками в авиационном кружке организованном при Музее истории Харьковского авиапредприятия гражданской авиации.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и другими наградами Советского Союза.

 
 
БИБИКОВ Виталий Петрович
Командир корабля
мл.лейтенант
Родился в 1914 году в городе Москве.
В 1930 году окончил 7 классов школы №1 г.Москвы.
Окончил в 1936 году Батайску авиационную школу.  С 1938 года работал в ГВФ и перед началом войны был одним из лучших пилотов Аэрофлота. Без аварий и поломок налетал 2400 часов.
Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года.
Участвовать в боевых действиях начал в должности командира корабля ПС-84 3-й эскадрильи Московской Авиагруппы Особого Назначения, совершил свыше 200 самолетовылетов, доставлял грузы и боеприпасы в расположение передовых частей Красной Армии по всем Фронтам, по заданиям разведуправления Ленинградского Фронта и командования Западного Фронта производил выброски десанта в глубоком тылу противника (более 15 вылетов), обеспечивал блокадный Ленинград продуктами и боеприпасами, доставлял в город на Неве красноармейцев и спецпассажиров (свыше 120 вылетов, перевезено более 90 тонн груза и 820 человек), в январе 1942 года во время проведения Ржевско-Вяземской операции действовал в интересах 1-го Гвардейского Кавалерийского Корпуса под командованием генерала Белова А.П. (8 вылетов, доставлено 18 тонн продуктов и боеприпасов). За эти успешные вылеты был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
В 101 АП ДД прибыл 5 сентября 1942 года, начиная с 24 сентября совершил в качестве командира корабля 24 ночных боевых вылета, из них 8 вылетов на уничтожение живой силы, техники и железнодорожных эшелонов противника в районах Ржев, Вязьма, Сычевка, 16 вылетов в глубокий тыл врага по заданиям штаба партизанского движения и по спец.заданиям НКВД, в том числе 10 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Салтановка и Смелиж, для сброса груза, парашютистов, диверсионных групп, для эвакуации детей и раненых партизан.
 
Бибиков Виталий Петрович
Из наградного листа:
«……..
В ноябре командованием была поставлена задача вывести летный экипаж командира корабля Владимирцева с глубокого тыла противника в районе Ровно занятым партизанами. Не смотря на то, что полет должен продолжатся не менее 14 час., а горючего хватит только на 8 час. тов. Бибиков берет на борт горючее производит посадку на промежуточном аэродроме в тылу противника в районе Смелижа, заправляется горючим и вылетает в р-н Ровно, и на совершенно незнакомой площадке производит посадку - забирает на борт экипаж и раненых партизан и благополучно возвращается дамой, за что Нарком объявляет благодарность и награждает ценным именным подарком.
……..»
Погиб 2 декабря 1942 года в катастрофе самолета на аэродроме Чкаловский при выполнении боевого задания, из-за перегруза и неблагоприятных метеоусловий самолет не смог набрать высоту и задел крылом аэродромное сооружение. Полет совершался в партизанское соединение А.Ф.Федорова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Похоронен - «ст.Чкаловская стадион НИИ ВВС», бывший стадион «Авиатор» на территории аэродрома Чкаловский.
 
 
 
ЯНЫШЕВСКИЙ Алексей Петрович
Капитан
Зам.командира АЭ
Родился в 1896 году в городе Козельске Калужской области.
Окончил 4 класса школы, затем в 1911 году, Железнодорожное училище.
Окончил Гатчинскую офицерскую военную авиационную школу  на "отлично" еще до Октябрьской революции.
Офицерского звания не имел, так как из рабочей семьи.
Однажды Янышевскому, когда он учился в Гатчинской авиашколе, была оказана "милость" поднять в воздух дочь самодержца Российского.
В 1916 году сражался на русско-немецком фронте в Первую Мировую войну, потом была Гражданская война, в 1919 году награжден орденом Красного знамени.
В 1929 году прошел Курсы усовершенствования командного состава ВВА им. Жуковского на должность командира авиационного отряда.
В предвоенные годы работал в системе ГВФ.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии, с 9 июля 1941 года в Московской авиагруппе особого назначения (МАОН) ГВФ в должности командира корабля.


 
В 101 АП с 9 августа 1942г. Совершил около 110 боевых вылетов на бомбардировки и в партизанские соединения. За время пребывания в 101 АП произвел 60 ночных вылетов, из них 57 вылетов на бомбардировку, в том числе 29 вылетов по целям в городах и на ж.д.станциях Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожая железнодорожные эшелоны, живую силу и технику противника, 28 вылетов на бомбардировку фашистских войск на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, а также 3 вылета в Брянские партизанские соединения.
Погиб в ночь 15/16 сентября 1942 года
 возвращаясь с площадки Салтановка, самолет был атакован истребителем противника и сбит.
За героизм и мужество проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками награжден орденом Красного Знамени.
 
 
 
КОВАЛЕНКО Дмитрий Иванович
Командир корабля
Капитан
Родился в 1911 году в деревне Улановка Пензенской области.
В 1929 году окончил Школу гражданских пилотов в г. Пензе, а в 1930 году 2-ю школу военных летчиков в г. Борисоглебске.
С первых дней войны находился на фронте.
В 101 АП совершил около 70 боевых вылетов, из них два десятка вылетов в партизанские соединения, а также на бомбардирование скоплений живой силы, техники, железнодорожных эшелонов противника в районах Орел, Вязьма, Ржев, Орджоникидзеград, Брянск, Смоленск, Курск, Сеща, Жуковка, Карачев, Навля.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими-захватчиками награжден орденом Красной Звезды.
Погиб в ночь 7/8 сентября 1943 года
осуществляя вылет с посадкой на партизанский аэродром около д.Усохи (35км.северо-западнее Осиповичей).
Похоронен в Братской могиле в д.Тимофеевка Невельского р-н Псковской обл.
 
Фотография братской могилы где захоронен Коваленко Д.И., 2011 г. 
 
 
ИГУМЕНЦЕВ Михаил Иванович
Командир корабля
Гвардии подполковник
Родился в 1919 году в селе Берлин Троицкого района Челябинской области.
В Красной Армии с 1941 года.
Участник  Великой Отечественной войны с первых ее дней, с 3 сентября 1943 года в составе 101 АП ДД.
Совершил более 75 ночных боевых вылетов, из них 4 вылета на бомбардирование военных объектов в восточной Пруссии, 5 вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки и Котка, 12 вылетов по переднему краю обороны противника и позициям дальнобойной артиллерии в районе Красного Села на Ленинградском Фронте.
После окончания второй мировой войны продолжал службу в Вооруженных Силах.
С 1955 по 1964 год назначен на должность командира своего родного Гризодубовского полка реорганизованного в августе 1956 года в 20-ю отдельную Гвардейскую Красносельскую Краснознаменную Транспортную авиаэскадрилью.
 
 
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга" и другими наградами Советского Союза.
 
 
НАЛИВКИН Иван Георгиевич
Гвардии полковник
Командир корабля, командир отряда
Родился 07.05.1921 года в селе Борское Куйбышевской области.
В 1939 году окончил Ташкентский аэроклуб, а затем в 1942 году Тамбовскую авиационную школу летчиков.
Прибыл в 101 АП в 29 июня 1942 года. К 23 декабря 1944 года совершил 21 дневной вылет по доставке грузов в блокадный Ленинград, топлива и боеприпасов частям Красной Армии, эвакуировал раненых в тыл, 178 ночных боевых вылетов, из них 71 вылет по заданиям штабов партизанского движения и НКВД по доставке грузов и парашютистов, в том числе 4 раза производил посадки на партизанских аэродромах, 5 вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки, Турку, Котка, 102 вылета на бомбардировку железнодорожных эшелонов и войск врага на ж.д. станциях Орел, Сеща, Алсуфьево, Орджоникидзеград (теперь один из районов Брянска), Курск, Ржев, Брянск, Харьков, скоплений техники и живой силы противника в р-не Болхова, переправ через реку Дон рвущихся к Сталинграду фашистов, аэродромов Сеща, Алсуфьево и других военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории СССР.
Из полковых документов:
«22.12.44г. при выполнении боевого задания на бомбардирование порта Либава самолет после выполнения задания был атакован истребителем противника. При первой атаке, всего их было произведено три, был тяжело ранен воздушный стрелок. Пилот мл.лейтенант Янченко несмотря на полученное ранение продолжал отражать атаки истребителя. Тов.Наливкин напрягая все свое летное мастерство, проявляя хладнокровие и мужество вывел самолет из зоны огня истребителя противника. Положение было критическое, экипаж лишился ботрмеханика, стрелок и пилот были ранены. Машина была вся изрешечена пробоинами. Несмотря на это тов.Наливкин дотянул машину до своего аэродрома. Благодаря хладнокровию и отличной техники пилотирования Наливкин спас жизнь экипажа и благополучно возвратился на свою базу.»

Наливкин Иван Георгиевич (фотография сделана 30 июля 1965 года

в Челябинском высшем военном авиационном Краснознаменном

училище штурманов)

   

 

 

 

После войны окончил Краснознаменную Военно-Воздушную Академию им.Гагарина и работал заместителем командира авиадивизии по летной работе.
Уволен в запас в 1971 году.
Последнее время проживал в г.Алма-Ате.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й, орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени и "За оборону Ленинграда" и многими другими наградами Советского Союза. 
 
 
 
 
 
АСАВИН Василий Дмитриевич
Командир корабля, командир отряда
Гвардии капитан
Родился в 1912 году.
На Фронте с первых дней Великой Отечественной войны.
С 22 июня 1941 года воевал в составе 1-й эскадрильи 2 Авиаполка 1-й Авиатранспортной дивизии ГВФ, где находясь в должности командира корабля, совершил более 210 боевых вылетов, из них 23 ночных вылета для выброски парашютного десанта в тылу врага. Участвовал в авиационном снабжении блокадного Ленинграда и эвакуации раненых из Севастополя.
 Из документов 1 АД ГВФ:
«22 января при выполнении очередного рейса, был сбит на территории занятой противником и 17 дней с боем выходил к своим частям. Как командир экипажа т.Асавин лично возглавил группу бойцов парашютного десанта и вывел из окружения.»
В 101 АП ДД с декабря 1942 года, к концу сентября 1943 года совершил 218 вылетов, из них 70 дневных транспортных вылетов по доставке боеприпасов, оружия, топлива частям Красной Армии находящимся на передовой и в окружении, а также для эвакуации раненых и переброски личного состава, 148 ночных боевых вылетов, в том числе 87 вылетов (всего за годы войны 97 вылетов) по заданиям штабов партизанского движения и спецзаданиям НКВД СССР для доставки грузов, парашютистов и диверсионных групп, на обратном пути вывозил на «большую землю» женщин, детей и раненых, 61 вылет на бомбардировку железнодорожных эшелонов, скоплений живой силы и техники, артиллерийских позиций,
переднего края обороны противника. В составе авиаполка воевал до капитуляции фашистской германии.
Из документов 101 АП:
«В ночь с 13 на 14 сентября 1943 г. при выполнении боевого задания был атакован тремя истребителями противника. В результате многократных атак, были убиты радист, пилот и воздушный стрелок, самолет был сильно поврежден. Тов.Асавин умелым маневром, благодаря своему летному искусству, хладнокровию и самообладанию спас остающийся состав экипажа и мастерски посадил машину на полевой площадке.»
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда" и другими правительственными наградами СССР.

Страница 1      Страница 2      Стриница 4     Стриница 5     Страница 6     Страница 7
Страница 8    Страница 9   Страница 10

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.