101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Воздушные стрелки (страница 3)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 10:51

КОНОВАЛЕНКО Иван Сергеевич
Воздушный стрелок, механик по авиавооружению
Гвардии старшина
Родился 06.10.1920г. в деревне Любавичи Руднянского района Смоленской области.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
После авиашколы служил в 14 ТБАП, где и открыл счет своим боевым вылетам в Великой Отечественной войне.
В апреле 1942 года прибыл в 101 АП, находясь в должности воздушного стрелка совершил около 90 ночных боевых вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Брянск, Полоцк, Овруч, Борисов, Бобруйск, Могилев, Брянск, Слуцк, Гомель для доставки грузов и парашютистов, в том числе 14 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Салтановка, Смелиж, Ушачи, Бегомль для спец.грузов, эвакуации детей и раненых, также на его счету большое количество ночных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов и эшелонов, узлов сопротивления, скоплений живой силы и техники врага в районах Щигры, Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Смоленск, Унеча, Карачев, Болхов, Брянск, Рославль, Маховая, Глазуновка, Синявино, МГА, переднего края обороны противника и артиллерийских позиций в районах Красного Села на Ленинградском Фронте, переправ фашистских войск через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду. За время боевой работы совершил более 250 ночных боевых вылетов. Войну закончил в должности механика по авиационному вооружению.

Из наградных документов:
«…….При выполнении боевого задания в ночь с 19 на 20.8.43г. на бомбардирование узлов сопротивления противника (боевое задание: уничтожить живую силу и технику противника в районе деревень Иловец, Радино, Насково, Новики юго-западнее города Спас-Деменск) самолет от взрывной волны, снаряд взорвался непосредственно под хвостовым оперением (имеется ввиду снаряд зенитной артиллерии), был подброшен к верху и резко пошел с большим углом снижения. Осколками снаряда было повреждено хвостовое оперение и ранены штурман, борт-механик и пилот. Все попытки командира корабля и штурмана вывести самолет в прямолинейный полет не дали результатов и тогда командир корабля подал команду покинуть самолет. Весь экипаж за исключением штурмана Ковбасюк и стрелка Коноваленко выбросился на парашютах. Тов. Коноваленко помогая штурману вывели самолет в горизонтальный полет и продолжили движение на свой аэродром. Не смотря на сложность обстановки и обстрел самолета с земли при полете через линию фронта, тов. Коноваленко проявил геройство и самообладание и прилагая все свои силы и знания помог штурману привести самолет на свой аэродром и произвести посадку. …….»

 
 
После увольнения в запас проживал в городе Баку.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 1-й, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
БИРЮКОВ Александр Николаевич
Воздушный стрелок
Гвардии сержант
Родился в 1925 году на Украине в городе Ворошиловграде.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года.
В составе 101 АП совершил более 50 ночных боевых вылетов, из них более 17 вылетов на бомбардирование военных объектов на территории Восточной Пруссии и собственной территории фашистской Германии, в том числе в районы Тильзит, Мемель, Инстербург, Берлин, 33 вылета на бомбардировку железнодорожных узлов, скоплений эшелонов, живой силы и техники, переднего края обороны и артиллерийских позиций противника в районах Псков, Нарва, Лида, Полоцк, Борисов, Слуцк, Оболь, Рогачев, Бобруйск, переправы врага через реку Западная Двина в районе Дрисса.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
Последнее время проживал в Ворошиловграде.

 
 
 
 
 
 
 
 
МЕШКОВ Александр Георгиевич
Воздушный стрелок
Гвардии старшина
Родился 4 декабря 1918 года в деревне Шумиловка Шехманского района Тамбовской области.
В 1940 году окончил авиашколу по специальности стрелка-радиста.
Участвовать в Великой Отечественной войне начал в 14 ТБАП, где совершил 15 боевых вылетов. В апреле 1942 года прибыл в 101 АП, где за время боевой работы в полку совершил 204 ночных боевых вылетов, из них 8 вылетов на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии, 1 вылет по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 54 вылета по переднему краю обороны противника, более 50 вылетов по заданиям штабов партизанского движения в районы Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Осиповичи, Слуцк, в том числе с посадками на партизанских аэродромах Мамаевка, Дуброва, Альбинск, Кожушки и в зимнее время на лед оз.Червоное, на его счету бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, эшелонам, скоплениям войск в районах Вязьма, Ржев, Смоленск, Орел, Брянск, Рославль, Щигры, МГА, Борисов, Полоцк, Болхов, по артиллерийским позициям в районе Красного Села на Ленинградском Фронте и по переправам фашистских войск через реку Дон на Сталинградском направлении. Некоторое время входил в состав экипажа Недорезова вылетавшего на фотографирование результатов бомбардирования.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден тремя орденами Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.
После войны проживал в г.Москве.
 
 
 
КУХАРЕНКО Иван Антонович
Воздушный стрелок
Гвардии сержант
Родился 2 августа 1925 года в селе Александровка Щербактинского района Павлодарской области Казахской ССР. В конце 30-х годов его семью переехала в Кемеровскую область в город Прокопьевск. Здесь же, в Прокопьевске, получил специальность слесаря сборщика отучившись в местном ремесленном училище. В 1942 году записался добровольцем, но на фронт попадает не сразу, в январе 1943 года отправляется на учебу в Троицкую военную авиационную школу механиков (Челябинская область город Троицк).
В 101 АП прибыл в январе 1944 года, зачислен в состав 2 АЭ (экипаж лейтенанта Серегина). За время участия в боевых действия совершил 34 вылета, из них 16 вылетов по военно-промышленным объектам Восточной Пруссии и Германии, в том числе 2 дневных вылета по Кенигсбергу, 16 ночных вылетов по артиллерийским позициям, оборонительным укреплениям, скоплениям живой силы и техники на переднем крае обороны противника, 2 ночных вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлин.
Из воспоминаний Кухаренко И.А. (МК в Кузбассе, статья «"Электромашина": помнить и чтить ветеранов»)
«……
Поступило нам в очередной раз летное задание отправиться в тыл врага. Мы с товарищами решили немного "похулиганить". Взяли обыкновенную металлическую бочку и насверлили в ней множество отверстий. Отправляясь в полет, мы прихватили с собой и эту бочку.
Когда ночью наш самолет пролетал над линией фронта, над фашистской передовой, мы сбросили эту практически безобидную бочку. Потом нам ребята рассказывали о том, какой переполох начался у фашистов. А дело в том, что бочка, набрав достаточно большую скорость при падении, начинает очень громко гудеть. Так, что далеко слышно. Может быть, фашисты подумали, что советские войска применили какое-то неизвестное секретное оружие? Не знаю, но переполох у них был основательный.
…….»

После демобилизации, в январе 1948 года, проживал в городе Прокопьевске. Работал на заводе «Электромашина» (сегодня ООО «Электропром»). В 1953 году получил специальность техника-технолога, пройдя обучение в Прокопьевском филиале Сведловского электромеханического техникума. Заводу «Электромашина» посвятил всю свою трудовую жизнь, пройдя путь от слесаря до заместителя директора завода, его доблестный труд был отмечен различными знаками отличия. Вышел на заслуженный отдых в 1995 году.


Фотография с сайта zenkovsky.kmr.sudrf.ru

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден государственными наградами Советского Союза, в том числе орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

 
 
 

САТАЛКИН Александр Иванович

Воздушный стрелок

Гвардии старшина

Родился в 1918 году

В Красной Армии с 1940 года.

С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Армии. Воевать начал в составе 14 Тяжелого Бомбардировочного Авиационного полка в качестве воздушного стрелка на самолете ТБ-3, совершил 27 боевых вылетов на бомбардирование переднего края обороны и войск фашистов в районах Кировоград, Кременчуг, Лубны, Мелитополь, Киев, Днепропетровск, Сталино, Волноваха, Новомосковск, для доставки грузов, вооружения и личного состава по заданию Южного Фронта.

В 101 АП прибыл в самом начале его формирования. Выполняя боевую работу в составе 3 АЭ совершил более 200 боевых вылетов: 1 дневной вылет по оборонительным укреплениям в Кенигсберге; 5 ночных вылетов по военно-промышленным центрам Финляндии в районе Хельсинки; более 15 ночных вылетов на бомбардирование военных объектов на территории Восточной Пруссии и на собственной территории фашистской Германии в районах Тильзит, Мемель, Инстербург, Данциг, Кенигсберг, Гдыня, Пиллау, Мюнхенберг, Свинемюнде; свыше 80 ночных вылетов по скоплениям железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника на железнодорожных узлах Щигры, Расховец, Курск, Льгов, Ржев, Рославль, Жуковка, Орел, Ярцево, Брянск, Унеча, Навля, Маховая, Волосово, Псков, Таллин, Тарту, Тапа, Нарва, Оболь, Толочин, Полоцк, Борисов, Лида, по переднему краю обороны, узлов сопротивления, артиллерийским позициям и механизированным частям противника на Смоленском, Брянском, Курском, Псковском направлениях, при освобождении Белоруссии, Прибалтики и прорыве блокады Ленинграда в районе Красного Села, по самолетам фашистов на аэродромах Сеща, Раквере, Бобруйск, по военным судам и портовым сооружениям в портах Пярну, Рига, Либава, Виндава; 32 вылета  по скоплениям войск фашистов на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку Дон; около 70 ночных вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Брянск Лес, Киев, Олевск, Мозырь, Трубчевск, Нежин, Щорс, Мглин, Овруч, Осиповичи  для доставки грузов, спец.групп и эвакуации на «большую землю» раненых и детей, большая часть из этих вылетов с посадками на партизанские аэродромы.

Из наградного листа (речь идет о боевом вылете по бомбардированию скопления войск и техники противника в районе ж.-д. узла Мемель):«……Отлично знает стрелковое вооружение самолетов и содержит его в образцовом порядке. Смело отражает атаки вражеских истребителей. В ночь с 13 на 14.10.44г. при бомбардировании ж.д. узла отразил 3 атаки вражеского истребителя.…..»

 

 За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За Отвагу», «Партизану Отечественной войны 1-й степени», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда» и другими наградами Советского Союза.

 

 

 

БОНДАРЕВ Иван Маркович

Воздушный стрелок
Старшина
Родился 27 июня 1920 года в селе Тамаровка Тамаровского района Курской области
Призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию 13 марта 1940 года.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

 В составе 101 АП с мая 1942 года. Вылеты производил в составах экипажей из 2 АЭ, выполняя боевую работу совершил более 160 ночных вылетов, в том числе 10 вылетов в период с 28 мая по 12 июня 1942 года по заданию Калининского Фронта для обеспечения частей Красной Армии находящихся в окружении в районе Новая Кересть на Волховском Фронте, 10 вылетов на уничтожение фашистских войск на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку Дон, свыше 75 вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР для доставки грузов, вооружения и спец. групп в глубокий тыл врага в районы Брянский Лес, Минск, Мозырь, Нежин, Полоцк, Овруч, Трубчевск, Могилев, Ново-Зыбково, Гомель, часть вылетов была выполнена с посадками на партизанских аэродромах, а также вылеты на бомбардирование скоплений железнодорожных эшелонов, живой силы и механизированных частей, артиллерийских позиций, оборонительных укреплений самолетов на аэродромах в районах Щигры, Курск, Льгов, Вязьма, Ржев, Карачев, Ярцево, Сычевка, Маховая, Орел, Навля, Болхов, Глазуновка, Жуковка, Брянск, Смоленск, Рославль, Улемль, Новозыбково, Духовщина, Ельня, Язвино, Рогачев, Быхов, Сеща.

 Из наградного листа (речь идет о вылете в ночь с 10 на 11 июня 1942 года в район Новая Кересть по доставке продовольствия частям Красной Армии, находящимся в окружении на Волховском Фронте):

«.. .. .. Всегда спокойно и уверенно отражал нападение истребителей противника, чем способствовал выполнению боевых заданий, спасая материальную часть и людской состав. Свой пулемет знает отлично и уверенно владеет им. 10.02.42г. при выполнении задания на Волховском фронте, самолет был атакован двумя истребителями противника. Несмотря на интенсивный огонь двух истребителей тов.Бондарев своими меткими выстрелами отражал атаки противника. Когда самолет был подожжен тов. Бондарев продолжал вести огонь и лишь в последнюю минуту покинул горящий самолет.  .. .. ..»

Не вернулся с боевого задания в ночь с 16 на 17 октября 1943 года, в составе экипажа командира корабля Корнаушенко Н.П.  выполнял вылет по доставке груза в партизанский отряд, предположительно самолет Ли-2 №13-3104 упал в 50км. севернее Речицы.

Длительное время Бондарев И.М. числился без вести пропавшим, пока в ноябре 1944 года в освобожденном Красной Армией городе Черновицы небыли обнаружены документы, брошенные фашистами при отступлении, в том числе и списки пленных красноармейцев, содержащихся в лагерях на территории Румынии. По информации из этих документов Иван Максимович был схвачен фашистами в районе села Новоселки Гомельской области у реки Сож, при попытке перейти линию фронта после падения самолета.

Освобожден из плена в мае 1945 года, содержался в лагере военнопленных Шталаг ХI A в городке Альтенграбов в земле Саксония-Анхальт Германии. После освобождения направлен в 236 армейский запасной стрелковый полк.

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью «За Боевые заслуги».

 

 

БОКАТЫЙ Иван Абрамович

Воздушный стрелок

Гвардии старший сержант

Родился в 1925 году в селе Знаменка Славгородского района Алтайского края.

В 101 АП с ноября 1943 года, за время боевой работы в полку совершил более 70 ночных вылетов, в том числе 5 вылетов в интересах Штабов партизанского движения Латвии и Эстонии, 3 вылета с оперативного аэродрома Калиновка 21-23 сентября 1944 года по специальному правительственному заданию для доставки грузов в Италию на аэродром совместного базирования антигитлеровской коалиции Бари (с этого аэродрома в дальнейшем грузы перебрасывали Югославским партизанам). Летал в составе экипажа Героя Советского Союза Ковалева В.Ф.

В послевоенное время проживал в городе Смоленске.

 

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

 

 

Фотографии нет

БЕЗРУКОВ Сергей Семенович

Воздушный стрелок

Сержант

Родился в 1925 году в поселке Самарка Инсарского района Мордовской АССР.

Призван в Действующую Красную Армию в 1943 году.

В составе 101 АП ДД вылетал на бомбардирование артиллерийских позиций, живой силы и техники, переднего края обороны противника на Ленинградском Фронте, а также по военным объектам в глубоком тылу врага.

Погиб в ночь с 21 на 22 апреля 1944 года, захоронен в братской могиле в деревне Новопятницкое Кингисеппского района Ленинградской области. В эту ночь с оперативного аэродрома Пушкин, авиаполк выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских позиции и скоплений войск в районе Аувере (15км. юго-западнее Нарвы), было совершено два вылета, первый вылет выполняли 22 самолета, второй -20. После выполнения задания при подходе к своему аэродрому самолет 3 АЭ командира корабля Кувшинова подвергся атаке истребителя противника и был сбит. Весь экипаж погиб.

     

Фото www.sites.google.com

      

Фото www.lenww2.ru




 

фото www.polkmoskva.ru

 

ДОБРЯНСКИЙ Николай Васильевич
Воздушный стрелок
Старшина

Родился в 1917 году в селе Татьяновка Березнеговатского района Николаевской области Украинской ССР.

В РККА с 1938 года.

С первых дней Великой Отечественной войны находился в действующей армии.

В составе 101 авиаполка с момента его формирования в мае 1942 года, в полк прибыл в звании сержанта, зачислен в состав 1 АЭ на должность воздушного стрелка. Летал в экипаже командира  корабля  Быкова Ф.И., а также несколько вылетов в экипажах Масленникова В.И и Валухова И.С.

Принимал участие в бомбардировочных вылетах по уничтожению живой силы противника, механизированных частей, оборонительным укреплениям, артиллерийским позициям, железнодорожным эшелонам на узловых станциях на Брянском, Курском, Орловском, Смоленском направлениях, по переднему краю обороны фашистов в районе Синявино на Волховском Фронте, по переправам механизированных частей через реку Дон и на подступах к Сталинграду, по разрушению взлетных полос и вражеских самолетов на аэродромах Сеща и Алсуфьево. Участвовал в транспортных вылетах по обеспечению блокадного Ленинграда и заданию Калининского Фронта по обеспечению 2-ой Ударной Армии, находящейся в окружении в Новгородских лесах в районе Лесного Бора.

На его счету 78 вылетов в глубокий тыл противника по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР для сброса парашютистов и грузов в районах Брянск, Витебск, Полоцк, Мглин, Бобруйск, Гомель, Могилев, Овруч, Новоржев, Орша, 7 раз доводилось осуществлять посадки на партизанских аэродромах Кожушки, Дуброва, Лужица, Ушачи, дважды оставался на «дневки» на Лужицах и Дуброва. К октябрю 1943 года Николай Васильевич совершил более 150 вылетов.


Федор Иванович со своей мамой. Спасибо его правнуку за предоставленную фотографию.

 

Из наградного листа

«.. .. .. Матчасть вооружения знает отлично и грамотно ее эксплуатирует. Наблюдение за воздухом ведет отлично. Имеет налет днем – 389 часов, ночью – 578 часов. . .. ..»

В ночь с 30 сентября на 1 октября 1943 года пропал без вести при выполнении боевого задания, была поставлена задача осуществить вылет с посадкой на партизанскую площадку Ушачи (35 км. южнее Полоцка). На свой аэродром самолет не вернулся, связь с экипажем прекратилась.

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».

 
 
   
   










 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.