101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 8)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 13:30

ПОПОВИЧ Михаил Иванович
Командир корабля

Лейтенант
Родился в 1911 году в селе Березнеговатое Николаевской области.

В 1934 году окончил 1-ю Объединенную школу пилотов г. Батайск.
Перед войной работал в ГВФ.

Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ в качестве командира корабля.
С сентября 1942 года в 101 АПДД, в его составе совершил 45 боевых вылетов.
Из наградного листа
«Тов. Попович с первых дней Отечественной войны находится в действующей Красной Армии. За время работы ГВФ и особой группе имеет общий налет 4600 часов, из них 300 часов ночью. Работая по спецзаданию сделал 16 боевых вылетов за пределы Советского Союза по выброске диверсионных групп Плоешти, Бухарест, Варшава, р-ны Берлина. Находясь в 101 АП сделал 27 боевых ночных вылетов из них 17 на бомбардирование по объектам ж.д. станции Ржев, Вязьма, Смоленск, Брянск 10 на выброску десантных групп и грузов нашим партизанам. Сделал 6 посадок в глубоком тылу в районах расположения партизанских отрядов.»
 


Прогиб в ночь с 6 на 7 ноября 1942 года, выполнял задание в интересах Центрального Штаба партизанского движения по доставке груза на партизанскую площадку около деревни Усово находящуюся в 40 км. западнее города Овруч. Погиб во время выгрузки.  Покоится на воинском захоронении в поселке Словечно Овручевского района Житомирской области Украинской ССР в братской могиле №1072.  
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны представлен к ордену Отечественной войны 1 степени.


 
ПОЛЕЕС (ПАЛЕЕС) Израил Исаакович
Командир корабля
Старший лейтенант
Родился в 1913 году в городе Новозыбков Черниговской губернии ныне Брянской области.

В 1929 году окончил 7 классов школы, а в 1931 Общеобразовательную школу для взрослых повышенного типа в городе Минск.
В 1936 году прошел Высшую военную подготовку в авиационном техникуме в городе Саратов по специальности авиационного техника, с 1938 года младший воентехник ВВС запаса.
Перед войной работал в ГВФ СССР.
Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. Совершил более 200 боевых вылетов.
В 101-й АП прибыл в первые дни его формирования, к этому времени уже имея за плечами боевой опыт в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ. Сначала летал в экипаже командира корабля Слепова Н.И. в качестве бортового механика, 13 июня 1942 года получил звание техника-лейтенанта, затем прошел обучение по пилотированию непосредственно в полку, во время обучения вылеты производил в должности пилота, а с середины августа 1942 года, согласно Приказ Н.К.О. №00198 авиаполк переведен на трех эскадрильное комплектование, боевые вылеты производил как командир корабля в составе 1 АЭ. 25 декабря 1942 года присвоено звание старшего лейтенанта.
Выполняя боевую работу в 101 АП совершил 137 ночных боевых вылетов на бомбардирование скоплений железнодорожных эшелонов на узловых станциях, живой силы и механизированных частей, оборонительных укреплений и артиллерийских позиций противника в районах Щигры, Полтава, Расховец, Курск, Орел, Льгов, Вязьма, Ржев, Карачев, Ярцево, Смоленск, Крупянск, Сычевка, Оленино, Рославль, Жуковка, Брянск, в том числе 11 вылетов по заданию Калининского Фронта в район Новая Кересть по обеспечению частей 2-й Ударной Армии находящихся в окружении, более 20 вылетов на бомбардирование фашистских войск на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку дон, свыше 15 вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР в глубокий тыл врага для доставки грузов и спецгрупп в районы Салтановка, Смелиж, Харьков, Киев, Орша, Полоцк.

 
Из наградного листа:
«…. Благодаря отличному знанию матчасти его самолет не имел ни одного случая невыхода на боевое задание. 18.6.42г. при выполнении боевого задания в районе Новая Кересть самолет подвергся обстрелу зенитной артиллерии и истребителей противника, в результате попадания осколков были выведены некоторые агрегаты из строя, тов. Полеес не взирая на обстрел исправил повреждения, чем дал возможность выполнить боевое задание, доставить ценный груз нашим частям. ….»

 
В ночь с 9 на 10 апреля 1943 года пропал без вести. В эту ночь 9 самолетов из 101 АП производили вылеты в партизанские соединения, самолет Полееса И.И. после выполнения боевого задания на свой аэродром не вернулся, партизанская площадка для сброса груза была в районе 40км. западнее Овруча.
 
     

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (посмертно), Красной Звезды и медалью «За Отвагу».


 
КУВШИНОВ Владимир Ефимович
Командир корабля
Лейтенант
Родился 1912 году в деревне Николаевка Дмитровского района Башкирской АССР.
Окончил Балашовскую летную школу ГВФ в 1935 году.
Работал инструктором, командиром звена и отряда по подготовке летных кадров.
С 23 октября 1942 года находился в Действующей Красной Армии.
В составе 101 АП совершил 100 боевых вылетов. К августу 1943 года произвел 83 вылета, из них 12 дневных вылетов по заданию командования Юго-Западного Фронта по доставке боеприпасов нашим наступающим частям, 67 ночных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, ж.д. путей, скоплений живой силы и техники противника в районах ж.д.узлов Брянск, Орел, Оржоникидзеград (теперь район г.Брянска), Тамаровка, Рославль, Жуковка, 4 ночных вылета по заданиям штабов партизанского движения на выброску груза и парашютистов. Принимал участие в боевых вылетах по уничтожению артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, бомбардировал оборонительные укрепления и войска противника на Нарвском направлении.
Погиб в ночь 21/22 апреля 1944 года.
В эту ночь, с оперативного аэродрома Пушкин, авиаполк выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских позиции и скоплений войск в районе Аувере (15км. юго-западнее Нарвы), было совершено два вылета, первый вылет выполняли 22 самолета, второй -20. После выполнения задания при подходе к своему аэродрому самолет командира корабля Кувшинова подвергся атаке истребителя противника и был сбит. Весь экипаж погиб.
Кувшинов В.Е. вместе со своим экипажем захоронен в братской могиле на западной окраине деревни Новопятницкое Кингисеппского района Ленинградской области.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.



 
ТВЕРДОХЛЕБ Иван Дмитриевич
 Командир корабля
Гвардии лейтенант
Родился в 1916 году в селе Большие Хутора Винницкого района Винницкой области Украинской ССР. 
В Красной Армии с 1939 года.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года.
 В 101 АП прибыл в качестве летчика, впоследствии стал командиром корабля. К 21 ноября 1944 года совершил 44 боевых вылета, из них 12 дневных вылетов для обеспечения и эвакуации раненых 2 Ударной Армии находящейся в окружении; 32 ночных вылета, в том числе 2 вылета на бомбардирование железнодорожного узла Инстербург, 3 вылета на уничтожение транспортов в порту Мемель, 2 вылета на Правительственное задание по доставке грузов для Югославских партизан на аэродром Бари (Италия), 25 вылетов на бомбардировку живой силы, техники, железнодорожных узлов и эшелонов противника, артиллерийских позиций и переднего края
 обороны в районе Красного Села на Ленинградском Фронте.
 За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.



 
ШУВАЕВ Леонид Федорович
Командир корабля
Младший лейтенант
Родился 2 августа 1920 года, уроженец АССР немцев Поволжья города Энгельс.
В 1937 году окончил 8 классов школы в г. Энгельс.
Работал монтажным комплектовщиком.
С мая 1939 года курсант Таганрогской военной авиационной школы им. Чкалова, окончил школу по специальности пилота бомбардировочной авиации в звании сержанта.
С июня 1941 года пилот 231 Дальнего бомбардировочного авиационного полка 50-й АДДД базировавшегося в районе совхоза Розовка в районе Мелитополя, на вооружении полка были самолеты ДБ-3ф.
В 101 АП ДД прибыл в июне 1942 года на должность пилота, а с декабря вылеты производил командиром корабля, 12 февраля 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Бомбардировал железнодорожные эшелоны, узловые станции, оборонительные укрепления, скопления живой силы и техники врага в районах Ржев, Курск, Рославль, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, переправы фашистов через реку Дон и механизированные части фашистов на подступах к Сталинграду. Производил вылеты в интересах Центрального Штаба партизанского движения и НКВД в глубокий тыл врага по доставке грузов партизанским отрядам и выброске парашютистов. В качестве командира корабля совершил 9 вылетов на партизанские площадки в районах Полоцк, Бегомль, Могилев, Борисов, Овруч.
22 июня 1943 года не вернулся с боевого задания, выполнял бомбардировочный вылет по уничтожению летного поля и самолетов противника на аэродроме Олсуфьево (Брянская область), числился пропавшим без вести. 13 июля 1943 года возвратился в свой авиаполк.
Приказом АДД от 29 сентября 1943 года направлен в распоряжение Командующего ВДВ Красной Армии.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За Победу над Германией».


 
УСКОВ Николай Матвеевич
Командир корабля
Лейтенант
Родился 17 октября 1914 года, уроженец станции Тихорецкая Краснодарского края.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года, летал в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ в качестве пилота ПС-84.
В 101 АП ДД прибыл в сентябре 1942 года, боевую работу осуществлял на должности пилота, а с ноября 1942 как командир корабля, 16 октября 1942 присвоено звание лейтенанта. В составе авиаполка совершил 97 боевых вылетов, большая часть ночных, из них 44 вылета по заданиям Центрального штаба партизанского движения и НКВД для сброса различных грузов и парашютистов в глубоком тылу противника на площадки Салтановка и Смелиж, а также в районах Севск, Гомель, Резекне, Овруч, Киев, Олевск, Кричев, Ново-Зыбково. Произвел 27 дневных вылетов в интересах Юго-Западного Фронта для доставки горючего и боеприпасов наступающим механизированным частям Красной Армии в районе Калача и эвакуации в тыл раненых. Принимал участие в бомбардировочных вылетах по уничтожению скоплений железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника, по узловым станциям, оборонительным укреплениям в районах Сычевка, Ржев, Унеча, Вязьма, Навля, Рославль, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, Болхов, по летному полю и самолетам фашистов на аэродромах Сталино, Запорожье и Сеща.


pamyat-naroda.ru


В ночь с 19 на 20 июля 1943 года погиб при выполнении боевого задания, вылет производился на партизанскую площадку Желижье 35 км. юго-западнее Кричева (сейчас лесное урочище Желижье Краснопольского района Могилевской области). В Журнале безвозвратных потерь 101 АП записано, со слов выжившего члена экипажа, о том, что Усков Н.М. захоронен в деревне Волковичи Рославльского района Смоленской области.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Красной звезды.


 

pamyat-naroda.ru
 
АДАЛЕВ Василий Дмитриевич
Командир корабля
Лейтенант
Родился 25 декабря 1917 (1919) года, уроженец села Перестяж Ульяновского района Орловской области (сейчас в составе Калужской области).
В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Плохино (сейчас село Ульяново Ульяновского района Калужской области).
Работал кладовщиком.
Связал свою жизнь с авиацией благодаря занятиям в Железнодорожном районном аэроклубе Московского городского совета Осоавиахима, через него, в октябре 1938 года, призван в РККА, направлен в Киевский особый военный округ в Школу младших авиационных специалистов город Житомир.
С января 1939 года слушатель 3 Балашовской Военной авиационной школы, окончил школу по специальности пилота с присвоением звания младшего лейтенанта, 19 ноября 1940 года направлен в 231 Дальнебомбардировочный авиационный полк в качестве младшего летчика, на вооружении авиаполка стояли самолеты ДБ-3Ф.
С 17 июня 1941 года пилот в Управлении 50 Дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В 101 АП ДД с июля 1942 года, сначала в качестве пилота, а с июня 1943 вылеты осуществлял как командир корабля, 26 февраля 1943 года присвоено звание лейтенанта.
За время боевой работы в составе 101 АП совершил 48 боевых вылетов, в том числе 2 вылета в глубокий тыл врага для сброса груза в расположение партизанских отрядов, а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным эшелонам, скоплениям живой силы и техники в районах Карачев, Орел, Маховая, Навля, Унеча, Глазуновка, по узлам сопротивления противника на Брянском направлении, по переднему краю обороны и артиллерийским позициям на Волховском Фронте в районе Синявино, МГА, совхоз Торфянник, по самолетам противника на аэродроме Олсуфьево.
В ночь с 31 июля на 1 августа 1943 года пропал без вести, не вернулся с боевого вылета на одну из партизанских площадок, согласно сделанной записи в Журнале безвозвратных потерь погиб в районе Жиздры в Калужской области. Эту информацию подтверждают документы на выжившего но попавшего в фашистский плен члена экипажа, в концентрационном лагере в карточке на военнопленного местом пленения указан район Жиздры.


 
КУЗНЕЦОВ Вячеслав Иванович
Командир корабля
Капитан
Родился 15октября 1917 года, уроженец деревни Гущиха (сейчас урочище Гущиха) Верхнетоемского района Архангельской области, за тем проживал в селе Покровское.
В 1931 году окончил 6 классов Верхнетоемской средней школы, перебирается в г. Ленинград, где в 1934 получает специальность каландровщика отучившись в школе Фабрично-заводского ученичества.
15 августа 1937 года, после второго курса Лениградской военно-технической школы ВВС РККА, поступает в 1-е Чкаловское военное авиационное училище им. Ворошилова в городе Оренбург, в 1940 году оканчивает обучение по специальности летчика с присвоением воинского звания лейтенанта.
С 19 ноября 1940 года в 169 Разведывательном авиационном полку 1 резервной авиационной бригады Орловского военного округа на должности младшего летчика.
С 21 сентября 1941 года командир звена 11 Дальнебомбардировочного авиационного полка, аэродром базирования Токмак Запорожская область, авиационный парк состоял из самолетов ДБ-3ф. Совершил в составе 11 ДАП 5 боевых вылетов, после понесенных потерь в первые месяцы войны в январе 1942 года авиаполк расформировали.
В 101 АП ДД с 4 мая 1942 года, выполнял боевую работу в качестве командира корабля. В составе авиаполка совершил более 160 боевых вылетов, в том числе: 68 вылетов по заданиям Центрального Штаба партизанского движения и спецзаданиям НКВД для доставки грузов и парашютистов в глубокий тыл врага на площадки в районах Брянск, Слуцк, Осиповичи, Карачев, Трубчевск, Мглин, Овруч, Бобруйск, Сарны, Борисов, из них 6 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Дуброва, Голынка, Хинель, трижды оставался на «дневки»; 6 вылетов с аэродрома Мигалово по заданию Калининского Фронта для сброса вооружения и боеприпасов в район Селявщина (45 км.севернее Полоцка); 90 вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, узловых станций, скоплений живой силы и техники фашистов в районах Ржев, Вязьма, Курск, Смоленск, Брянск, Орел, Унеча, Карачев, Маховая, Навля, Болхов, летных полей и самолетов на аэродромах Сталино, Запорожье, Карачев, Сеща, по переднему краю обороны и артиллерийским позициям на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА.


Немецкая фотография аэродрома Сеща после нескольких бомбардировок Советской авиацией 11.10.1943 (web.archive.org)

В ночь с 15 на 16 августа пропал без вести выполняя боевое задания по бомбардированию летного поля и уничтожению самолетов противника на аэродроме Сеща, вылет производился на самолете Ли-2 № 4-9607.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.