ПОПОВИЧ Михаил Иванович Командир корабля Лейтенант Родился в 1911 году в селе Березнеговатое Николаевской области. В 1934 году окончил 1-ю Объединенную школу пилотов г. Батайск. Перед войной работал в ГВФ. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ в качестве командира корабля. С сентября 1942 года в 101 АПДД, в его составе совершил 45 боевых вылетов. Из наградного листа
«Тов. Попович с первых дней Отечественной войны находится в действующей Красной Армии. За время работы ГВФ и особой группе имеет общий налет 4600 часов, из них 300 часов ночью. Работая по спецзаданию сделал 16 боевых вылетов за пределы Советского Союза по выброске диверсионных групп Плоешти, Бухарест, Варшава, р-ны Берлина. Находясь в 101 АП сделал 27 боевых ночных вылетов из них 17 на бомбардирование по объектам ж.д. станции Ржев, Вязьма, Смоленск, Брянск 10 на выброску десантных групп и грузов нашим партизанам. Сделал 6 посадок в глубоком тылу в районах расположения партизанских отрядов.» Прогиб в ночь с 6 на 7 ноября 1942 года, выполнял задание в интересах Центрального Штаба партизанского движения по доставке груза на партизанскую площадку около деревни Усово находящуюся в 40 км. западнее города Овруч. Погиб во время выгрузки. Покоится на воинском захоронении в поселке Словечно Овручевского района Житомирской области Украинской ССР в братской могиле №1072. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны представлен к ордену Отечественной войны 1 степени. |
|||
ПОЛЕЕС (ПАЛЕЕС) Израил Исаакович
Командир корабля Старший лейтенант Родился в 1913 году в городе Новозыбков Черниговской губернии ныне Брянской области. В 1929 году окончил 7 классов школы, а в 1931 Общеобразовательную школу для взрослых повышенного типа в городе Минск. В 1936 году прошел Высшую военную подготовку в авиационном техникуме в городе Саратов по специальности авиационного техника, с 1938 года младший воентехник ВВС запаса. Перед войной работал в ГВФ СССР. Участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. Совершил более 200 боевых вылетов. В 101-й АП прибыл в первые дни его формирования, к этому времени уже имея за плечами боевой опыт в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ. Сначала летал в экипаже командира корабля Слепова Н.И. в качестве бортового механика, 13 июня 1942 года получил звание техника-лейтенанта, затем прошел обучение по пилотированию непосредственно в полку, во время обучения вылеты производил в должности пилота, а с середины августа 1942 года, согласно Приказ Н.К.О. №00198 авиаполк переведен на трех эскадрильное комплектование, боевые вылеты производил как командир корабля в составе 1 АЭ. 25 декабря 1942 года присвоено звание старшего лейтенанта. Выполняя боевую работу в 101 АП совершил 137 ночных боевых вылетов на бомбардирование скоплений железнодорожных эшелонов на узловых станциях, живой силы и механизированных частей, оборонительных укреплений и артиллерийских позиций противника в районах Щигры, Полтава, Расховец, Курск, Орел, Льгов, Вязьма, Ржев, Карачев, Ярцево, Смоленск, Крупянск, Сычевка, Оленино, Рославль, Жуковка, Брянск, в том числе 11 вылетов по заданию Калининского Фронта в район Новая Кересть по обеспечению частей 2-й Ударной Армии находящихся в окружении, более 20 вылетов на бомбардирование фашистских войск на подступах к городу Сталинграду и на переправах через реку дон, свыше 15 вылетов по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР в глубокий тыл врага для доставки грузов и спецгрупп в районы Салтановка, Смелиж, Харьков, Киев, Орша, Полоцк. Из наградного листа:
«…. Благодаря отличному знанию матчасти его самолет не имел ни одного случая невыхода на боевое задание. 18.6.42г. при выполнении боевого задания в районе Новая Кересть самолет подвергся обстрелу зенитной артиллерии и истребителей противника, в результате попадания осколков были выведены некоторые агрегаты из строя, тов. Полеес не взирая на обстрел исправил повреждения, чем дал возможность выполнить боевое задание, доставить ценный груз нашим частям. ….» В ночь с 9 на 10 апреля 1943 года пропал без вести. В эту ночь 9 самолетов из 101 АП производили вылеты в партизанские соединения, самолет Полееса И.И. после выполнения боевого задания на свой аэродром не вернулся, партизанская площадка для сброса груза была в районе 40км. западнее Овруча.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (посмертно), Красной Звезды и медалью «За Отвагу». |
|||
КУВШИНОВ Владимир Ефимович Командир корабля Лейтенант Родился 1912 году в деревне Николаевка Дмитровского района Башкирской АССР. Окончил Балашовскую летную школу ГВФ в 1935 году. Работал инструктором, командиром звена и отряда по подготовке летных кадров. С 23 октября 1942 года находился в Действующей Красной Армии. В составе 101 АП совершил 100 боевых вылетов. К августу 1943 года произвел 83 вылета, из них 12 дневных вылетов по заданию командования Юго-Западного Фронта по доставке боеприпасов нашим наступающим частям, 67 ночных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, ж.д. путей, скоплений живой силы и техники противника в районах ж.д.узлов Брянск, Орел, Оржоникидзеград (теперь район г.Брянска), Тамаровка, Рославль, Жуковка, 4 ночных вылета по заданиям штабов партизанского движения на выброску груза и парашютистов. Принимал участие в боевых вылетах по уничтожению артиллерийских позиций и переднего края обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, бомбардировал оборонительные укрепления и войска противника на Нарвском направлении. Погиб в ночь 21/22 апреля 1944 года. В эту ночь, с оперативного аэродрома Пушкин, авиаполк выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских позиции и скоплений войск в районе Аувере (15км. юго-западнее Нарвы), было совершено два вылета, первый вылет выполняли 22 самолета, второй -20. После выполнения задания при подходе к своему аэродрому самолет командира корабля Кувшинова подвергся атаке истребителя противника и был сбит. Весь экипаж погиб. Кувшинов В.Е. вместе со своим экипажем захоронен в братской могиле на западной окраине деревни Новопятницкое Кингисеппского района Ленинградской области. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. |
|||
ТВЕРДОХЛЕБ Иван Дмитриевич Командир корабля Гвардии лейтенант Родился в 1916 году в селе Большие Хутора Винницкого района Винницкой области Украинской ССР. В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. В 101 АП прибыл в качестве летчика, впоследствии стал командиром корабля. К 21 ноября 1944 года совершил 44 боевых вылета, из них 12 дневных вылетов для обеспечения и эвакуации раненых 2 Ударной Армии находящейся в окружении; 32 ночных вылета, в том числе 2 вылета на бомбардирование железнодорожного узла Инстербург, 3 вылета на уничтожение транспортов в порту Мемель, 2 вылета на Правительственное задание по доставке грузов для Югославских партизан на аэродром Бари (Италия), 25 вылетов на бомбардировку живой силы, техники, железнодорожных узлов и эшелонов противника, артиллерийских позиций и переднего края обороны в районе Красного Села на Ленинградском Фронте. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза. |
|||
ШУВАЕВ Леонид Федорович Командир корабля Младший лейтенант Родился 2 августа 1920 года, уроженец АССР немцев Поволжья города Энгельс. В 1937 году окончил 8 классов школы в г. Энгельс. Работал монтажным комплектовщиком. С мая 1939 года курсант Таганрогской военной авиационной школы им. Чкалова, окончил школу по специальности пилота бомбардировочной авиации в звании сержанта. С июня 1941 года пилот 231 Дальнего бомбардировочного авиационного полка 50-й АДДД базировавшегося в районе совхоза Розовка в районе Мелитополя, на вооружении полка были самолеты ДБ-3ф. В 101 АП ДД прибыл в июне 1942 года на должность пилота, а с декабря вылеты производил командиром корабля, 12 февраля 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Бомбардировал железнодорожные эшелоны, узловые станции, оборонительные укрепления, скопления живой силы и техники врага в районах Ржев, Курск, Рославль, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, переправы фашистов через реку Дон и механизированные части фашистов на подступах к Сталинграду. Производил вылеты в интересах Центрального Штаба партизанского движения и НКВД в глубокий тыл врага по доставке грузов партизанским отрядам и выброске парашютистов. В качестве командира корабля совершил 9 вылетов на партизанские площадки в районах Полоцк, Бегомль, Могилев, Борисов, Овруч. 22 июня 1943 года не вернулся с боевого задания, выполнял бомбардировочный вылет по уничтожению летного поля и самолетов противника на аэродроме Олсуфьево (Брянская область), числился пропавшим без вести. 13 июля 1943 года возвратился в свой авиаполк. Приказом АДД от 29 сентября 1943 года направлен в распоряжение Командующего ВДВ Красной Армии. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За Победу над Германией». |
|||
УСКОВ Николай Матвеевич Командир корабля Лейтенант Родился 17 октября 1914 года, уроженец станции Тихорецкая Краснодарского края. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года, летал в составе Московской авиагруппы особого назначения ГВФ в качестве пилота ПС-84. В 101 АП ДД прибыл в сентябре 1942 года, боевую работу осуществлял на должности пилота, а с ноября 1942 как командир корабля, 16 октября 1942 присвоено звание лейтенанта. В составе авиаполка совершил 97 боевых вылетов, большая часть ночных, из них 44 вылета по заданиям Центрального штаба партизанского движения и НКВД для сброса различных грузов и парашютистов в глубоком тылу противника на площадки Салтановка и Смелиж, а также в районах Севск, Гомель, Резекне, Овруч, Киев, Олевск, Кричев, Ново-Зыбково. Произвел 27 дневных вылетов в интересах Юго-Западного Фронта для доставки горючего и боеприпасов наступающим механизированным частям Красной Армии в районе Калача и эвакуации в тыл раненых. Принимал участие в бомбардировочных вылетах по уничтожению скоплений железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника, по узловым станциям, оборонительным укреплениям в районах Сычевка, Ржев, Унеча, Вязьма, Навля, Рославль, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, Болхов, по летному полю и самолетам фашистов на аэродромах Сталино, Запорожье и Сеща. pamyat-naroda.ru В ночь с 19 на 20 июля 1943 года погиб при выполнении боевого задания, вылет производился на партизанскую площадку Желижье 35 км. юго-западнее Кричева (сейчас лесное урочище Желижье Краснопольского района Могилевской области). В Журнале безвозвратных потерь 101 АП записано, со слов выжившего члена экипажа, о том, что Усков Н.М. захоронен в деревне Волковичи Рославльского района Смоленской области. За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Красной звезды. |
pamyat-naroda.ru |
||
АДАЛЕВ Василий Дмитриевич Командир корабля Лейтенант Родился 25 декабря 1917 (1919) года, уроженец села Перестяж Ульяновского района Орловской области (сейчас в составе Калужской области). В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Плохино (сейчас село Ульяново Ульяновского района Калужской области). Работал кладовщиком. Связал свою жизнь с авиацией благодаря занятиям в Железнодорожном районном аэроклубе Московского городского совета Осоавиахима, через него, в октябре 1938 года, призван в РККА, направлен в Киевский особый военный округ в Школу младших авиационных специалистов город Житомир. С января 1939 года слушатель 3 Балашовской Военной авиационной школы, окончил школу по специальности пилота с присвоением звания младшего лейтенанта, 19 ноября 1940 года направлен в 231 Дальнебомбардировочный авиационный полк в качестве младшего летчика, на вооружении авиаполка стояли самолеты ДБ-3Ф. С 17 июня 1941 года пилот в Управлении 50 Дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В 101 АП ДД с июля 1942 года, сначала в качестве пилота, а с июня 1943 вылеты осуществлял как командир корабля, 26 февраля 1943 года присвоено звание лейтенанта. За время боевой работы в составе 101 АП совершил 48 боевых вылетов, в том числе 2 вылета в глубокий тыл врага для сброса груза в расположение партизанских отрядов, а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным эшелонам, скоплениям живой силы и техники в районах Карачев, Орел, Маховая, Навля, Унеча, Глазуновка, по узлам сопротивления противника на Брянском направлении, по переднему краю обороны и артиллерийским позициям на Волховском Фронте в районе Синявино, МГА, совхоз Торфянник, по самолетам противника на аэродроме Олсуфьево. В ночь с 31 июля на 1 августа 1943 года пропал без вести, не вернулся с боевого вылета на одну из партизанских площадок, согласно сделанной записи в Журнале безвозвратных потерь погиб в районе Жиздры в Калужской области. Эту информацию подтверждают документы на выжившего но попавшего в фашистский плен члена экипажа, в концентрационном лагере в карточке на военнопленного местом пленения указан район Жиздры. |
|||
КУЗНЕЦОВ Вячеслав Иванович Командир корабля Капитан Родился 15октября 1917 года, уроженец деревни Гущиха (сейчас урочище Гущиха) Верхнетоемского района Архангельской области, за тем проживал в селе Покровское. В 1931 году окончил 6 классов Верхнетоемской средней школы, перебирается в г. Ленинград, где в 1934 получает специальность каландровщика отучившись в школе Фабрично-заводского ученичества. 15 августа 1937 года, после второго курса Лениградской военно-технической школы ВВС РККА, поступает в 1-е Чкаловское военное авиационное училище им. Ворошилова в городе Оренбург, в 1940 году оканчивает обучение по специальности летчика с присвоением воинского звания лейтенанта. С 19 ноября 1940 года в 169 Разведывательном авиационном полку 1 резервной авиационной бригады Орловского военного округа на должности младшего летчика. С 21 сентября 1941 года командир звена 11 Дальнебомбардировочного авиационного полка, аэродром базирования Токмак Запорожская область, авиационный парк состоял из самолетов ДБ-3ф. Совершил в составе 11 ДАП 5 боевых вылетов, после понесенных потерь в первые месяцы войны в январе 1942 года авиаполк расформировали. В 101 АП ДД с 4 мая 1942 года, выполнял боевую работу в качестве командира корабля. В составе авиаполка совершил более 160 боевых вылетов, в том числе: 68 вылетов по заданиям Центрального Штаба партизанского движения и спецзаданиям НКВД для доставки грузов и парашютистов в глубокий тыл врага на площадки в районах Брянск, Слуцк, Осиповичи, Карачев, Трубчевск, Мглин, Овруч, Бобруйск, Сарны, Борисов, из них 6 вылетов с посадками на партизанских аэродромах Дуброва, Голынка, Хинель, трижды оставался на «дневки»; 6 вылетов с аэродрома Мигалово по заданию Калининского Фронта для сброса вооружения и боеприпасов в район Селявщина (45 км.севернее Полоцка); 90 вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, узловых станций, скоплений живой силы и техники фашистов в районах Ржев, Вязьма, Курск, Смоленск, Брянск, Орел, Унеча, Карачев, Маховая, Навля, Болхов, летных полей и самолетов на аэродромах Сталино, Запорожье, Карачев, Сеща, по переднему краю обороны и артиллерийским позициям на Волховском Фронте в районе Синявино и МГА. Немецкая фотография аэродрома Сеща после нескольких бомбардировок Советской авиацией 11.10.1943 (web.archive.org) В ночь с 15 на 16 августа пропал без вести выполняя боевое задания по бомбардированию летного поля и уничтожению самолетов противника на аэродроме Сеща, вылет производился на самолете Ли-2 № 4-9607. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. |