101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Штурманы (страница 1)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 28.07.2017, 12:00

КОЗЛОВ Иосиф Дмитриевич
Подполковник
Герой Советского Союза
Штурман
Родился 02.04.1912г.
В Красной Армии с 1930 года. 
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
С 22 июня 1941 года находился в должности штурмана эскадрильи 11 ГТБАП, совершил 141 ночной боевой вылет, из них 121 вылет на бомбардировку военных объектов врага и 20 вылетов в партизанские отряды для доставки грузов и парашютистов.
В мае 1942 года прибыл в 101 АП. Являясь штурманом полка совершил 157 ночных боевых вылетов, из них: 41 вылет по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Гомель, Витебск, Киев, Могилев, в том числе 13 вылетов с посадкой в глубоком тылу противника на партизанских аэродромах, для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп и эвакуации раненых; 8 вылетов на бомбардировку артиллерийских позиций и оборонительных укреплений в районе Красного Села на Ленинградском Фронте; 7 вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки, Турку, Котка; 8 вылетов по заданию Волховского Фронта для обеспечения находящейся в окружении 2-ой Ударной Армии; 93 вылета на бомбардировку живой силы и техники, железнодорожных эшелонов в районах Щигры, Полтава, Курск, Орел, Льгов, Вязьма, Ржев, Ярцево, Смоленск, Сычевка, Рославль, Полоцк, Борисов, Орша, Витебск, переднего края обороны противника на Прибалтийском направлении и в Восточной Пруссии, уничтожение переправ через реку Дон и войск фашистов рвущихся к городу Сталинграду, уничтожение самолетов противника и разрушение летных полей на аэродромах Брянск, Сталино, Запорожье, Сеща, Раквере.
 За период Великой Отечественной войны совершил 298 ночных боевых вылетов.
Войну заканчивал в должности старшего штурмана 1-ой Авиационной Сталинградской Краснознаменной Дивизии Дальнего Действия.
 
 Из документов:
« В июне 1942 года при выброске боеприпасов 2 Ударной Армии, находящейся в окружении, самолет был подожжен истребителем противника Ме-109. Весь объятый пламенем стал падать, тов. Козлов продолжал оставаться за штурвалом до тех пор, пока весь  экипаж не выпрыгнул и лишь после этого развернул машину и выпрыгнул сам. В воздухе на парашюте был обстрелян истребителем и ранен в плечо. Несмотря на ранение, вылетел на У-2 с тяжело раненым летчиком, который в воздухе потерял сознание, сам довел самолет до аэродрома, где и был положен в госпиталь.»
 « В августе 1942 года, будучи ведущим, прямым попаданием поджег ангар, где находилось до 20 МЕ-110. Аэродром, на котором находилось до 200 Ю-88, готовившихся к вылету на Москву, был освещен – остальные экипажи прицельно отбомбились благодаря хорошо видимой цели. В результате было подожжено до 70 самолетов, что подтверждалось фотоснимками и сообщением Информбюро.» 
Служил в Советской Армии до 1946 года.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги" и другими наградами Советского Союза.  

 
 
КАСПАРОВ Ашот Джумшутович
Герой Советского Союза
Гвардии майор
Штурман отряда, эскадрильи 
Родился 29 декабря 1909 годав селе Дудукчи Гадрутского района Нагорго-Карабахской АО Азербайджанской ССР. 
В Красной Армии с 1931 года.
Окончил в 1934 году Бакинскую пехотную школу, а 1935-Оренбургскую военную школу летчиков-наблюдателей.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Участие в боевых действия начал в составе 7 Авиационного полка Дальнего Действия штурманом корабля, произвел 15 дневных и 22 ночных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники врага.
В 101 АП прибыл в мае 1942 года. К 24 августа 1944 года в составе авиаполка совершил 268 ночных боевых вылетов, из них:  158 на бомбардировку железнодорожных станций и эшелонов, живой силы и техники в районах Болхов, Орел, Карачев, Унеча, Брянск, Курск,
 Вязьма, Ржев, Смоленск, Полтава, Щигры, Льгов, Рославль, Витебск, Минск, Гомель, артиллерийских позиций и оборонительных укреплений в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, переднего края обороны противника на Прибалтийском направлении и в других точках в глубоком тылу противника на временно оккупированной территории СССР; 76 вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Пуховичи, Молодечно, Мозырь, Полоцк, Слуцк, для доставки грузов, парашютистов, диверсионных групп и эвакуации женщин, детей, раненых партизан, в том числе 28 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, за эти вылеты была объявлена Благодарность с зачислением в списки почетных партизан 1-й Минской Бригады;  5 вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в городах Хельсинки, Турку и Котка;  4 вылета на бомбардировку объектов на территории Восточной Пруссии; 25 вылетов на уничтожение переправ через реку Дон и фашистских войск на Сталинградском направлении.
Всего за период Великой Отечественной войны на момент присвоения звания Героя Советского Союза совершил 15 дневных и
290 ночных боевых вылетов.
В вооруженных силах служил до 1946 года.
После увольнения в запас был председателем колхоза, а также работал начальником автоколонны, заведующим коммунальным хозяйством и директором заготконторы.
Скончался Каспаров А.Д. 7 июня 1993 года.
Похоронен в родном селе Дудукчи Гадрутского района рядом с могилой жены Валентины Кастыговой.
В большой, интернациональной семье Ашота Джумшутовича с особой теплотой, почетом и гордостью хранят память о своем смелом, мужественном, героическом предке, прошедшем через огненные годы Великой Отечественной войны, отдельные слова благодарности хотелось бы передать его внуку, Владимиру Гаспаряну, за предоставленные материалы.
Из письма Владимира Гаспаряна, внука Ашота Джумшутовича:
«…….. Дед умер во время Карабахской войны, не кому до него не было дела кроме родных, во время войны погибли двое его сыновей Феликс и Нельсон. Представь себе выжить в одной войне и умереть во время другой благо хоть своей смертью, представь себе, кровать стояла под стенкой, где висел его портрет (портрет написан в 1944 году Сархошем старшим, о чем свидетельствует подпись), снаряд «града» влетел в дом, угол комнаты напротив него снесло напрочь, над головой его стена изрешечена осколками, а он в ус не дует, лежит и отказывается спустится в подвал, надо было видеть его лицо.»
 Портрет Каспарова А.Д. (1944г. автор К.С.Сархош)
 
Внуки Каспарова А.Д. -
Владимир и Феликс
Герой Советского Союза Каспаров А.Д. на встрече с военнослужащими на
Гадрутской погранзаставе в День Пограничника 28 мая 1975 года.
 
Первое награждение летчиков 101 АП, Каспаров А.Д. пятый с права в верхнем ряду.
Москва, кремль, 1942 год.
 
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 1-й степени,"За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда" и другими правительственными наградами.
 
 
 
 
 
ПОКАЧАЛОВ Николай Николаевич
Герой Советского Союза
Майор
Штурман
Родился 25 февраля 1910г. в с.Кривка Липецкой обл.
В Красной Армии с 1931г., в 1934г. окончил Одесскую пехотную школу, в 1936- авиационную школу штурманов в г.Харькове.
Участник Великой Отечественной войны с 4 августа 1941 года.
Свой боевой путь начал на Южном Фронте штурманом эскадрильи 250 ТБАП 50 АД, совершил 60 ночных боевых вылетов на бомбардировку переправ через реку Днепр, скоплений войск противника, железнодорожных эшелонов, узловых станций в районах Кременчуг, Киев, Таганрог, Запорожье, Мариуполь, Черкассы, Керчь, танковых групп Клейста в районе Ростова.
 С мая 1942 года в 101 АП. Находясь в должности штурмана отряда, совершил к маю 1944 года 271 ночной боевой вылет, из них 148 вылетов на бомбардировку железнодорожных эшелонов, ж.д. узлов, живой силы и техники, переднего края обороны и артиллерийских позиций противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, военно-промышленных центров Финляндии, оборонительных укреплений на Нарвском направлении, переправ через реку Дон войск фашистов рвущихся к Сталинграду, 100 вылетов по заданиям штабов партизанского движения в соединения Дуки, Емлютина, Козлова, Ковпака, Попудренко для доставки вооружения, боеприпасов и др. грузов, парашютистов, диверсионных групп, эвакуации на «большую землю» детей, стариков и раненых, в том числе 30 вылетов   посадками на партизанских аэродромах, 23 вылета по заданию Калининского Фронта для обеспечения частей Красной Армии генералов Масленникова и Белова, находящихся в окружении.
 За весь период боевых действий к маю 1944 года совершил 331 боевой вылет.
Из документов авиаполка:
 «В сентябре 1943г. экипаж выполнял задачу по доставке противотанкового вооружения в глубокий тыл противника на партизанскую точку к Сабурову. Придя на цель по расчету времени, т.к. по маршруту была сплошная облачность, сесть не оказалось возможным, ибо площадка была закрыта туманом. Экипаж принял решение сбросить груз. При выброске груза стропами парашюта мешка был задет стабилизатор, машина резко пошла на снижение, не слушаясь рулей. Лишь благодаря опытности командира корабля машину удалось вырвать из падения и перевести в горизонтальное положение. Можно было снова выбрасывать груз, но экипаж получил серьезные ранения. Тов. Покачалов превозмогая боль, была разбита голова, полусознательном состоянии выбросил сам 18 мешков по 100 кг. Задание было выполнено самоотверженному поступку тов. Покачалова»
В вооруженных силах служил до 1947 года.
После выхода в запас проживал в г.Райчихинске Амурской обл.
Работал в Сорокинском угольном разрезе начальником участка.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда" а также другими наградами СССР.
 
 
БУЛАНОВ Алексей Парфенович
 Герой Советского Союза
Полковник
Штурман
Родился 7 февраля 1916г. в поселке Тейково, теперь город Ивановской области.
Окончил Тейковскую четырехлетнюю школу. В 1936 году закончил Владимирский текстильный рабфак. Поступил в институт им. Плеханова в г.Москве.
В 1937 году по направлению комсомола ушел в Красную Армию.
В 1939г. окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов.
Война застала Буланова на Дальнем Востоке в должности штурмана бомбардировщика. Сразу с началом Великой Отечественной подал рапорт о переводе на фронт, но просьбу удовлетворили только весной 1942 года. 
В мае 1942 года прибыл 101 АП. С июня уже участвовал в боевых вылетах.
Боевое крещение получил во время обороны Воронежа, полк в ночное время бомбил позиции фашистских войск. Работая в полку совершил 230 боевых вылетов. Принимал участие в обороне Сталинграда, совершил 17 ночных вылетов на бомбардировку переправ через реку Дон и живой силы и техники врага на подступах к городу. Совершил 86 ночных боевых вылетов по заданиям штабов партизанского движения для доставки грузов и парашютистов, а также по спец.заданиям НКВД с целью выброски диверсионных групп в глубоком тылу противника, из них 32 с посадками на партизанских аэродромах, несколько раз на этих аэродромах приходилось «дневать». Вывез на "большую землю" около 500 детей и раненых. За экипажем, в котором он летал, было закреплено партизанское соединение А.Ф.Федорова. В ночь на 2 августа 1943 года во время очередного вылета самолет Буланова был сбит в районе г. Дядьково Брянской области. Семья получила похоронку. Но штурман выжил. Получив два ранения, теряя сознание, он покинул горящую машину на парашюте, попал в плен. Бежал. Перебрался благополучно через линию фронта. Вернувшись в 101 АП, продолжил летать на боевые задания. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, уничтожал артиллерийские позиции и оборонительные укрепления на переднем крае обороны фашистов в районе Красного Села на Ленинградском Фронте. Произвел 6 ночных вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов на территории Финляндии в районах Хельсинки. 4 боевых вылета по спец.заданию Командующего АДД в Италию на аэродром обеспечения в городе Барии, доставил спец.груз который в последующем был переправлен Югославским партизанам.
Из наградных документов:
«В июле 1942 года, выполняя задание по доставке боеприпасов на партизанский аэродром в районе Салтановка, в сложных метеоусловиях ночью пробился к намеченной цели. Аэродром подвергся нападению немецкого карательного отряда. Несмотря на то, что посадочная площадка простреливалась вражеским пулеметным огнем, экипаж благополучно произвел посадку, сдал доставленный груз и погрузил 18 человек раненых партизан, под огнем противника произвел взлет и благополучно прибыл на свой аэродром, имея на борту свыше 20 пробоин».
В ноябре 1944 года переведен в только что созданный, на базе 101 и 102 авиаполков, 334 АП, находясь на должности командира эскадрильи совершил 11 боевых вылетов, в том числе 2 дневных вылета на бомбардировку г.Кенигсберга и 2 ночных вылета по военно-политическому центру Германии городу Берлину.
Всего за период Великой Отечественной войны совершил 241 боевой вылет.
После войны продолжал службу в ВВС. До 1973 года работал в Научно-исследовательском институте Министерства радиопромышленности (НИИ МРП). Заслуженный штурман-испытатель СССР.
С 1973 года вышел в запас.
Жил в Москве. Был руководителем Московского клуба авиации и космонавтики при городском Дворце детского творчества.
Заслуженный деятель культуры РСФСР.
Умер 11 августа 1992 года, похоронен на воинском кладбище г.Тейково.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», а также другими наградами СССР.
 
 
 
 
 
ЧЕРНОВ Петр Ильич 
погиб в ночь с 28 на 29 июля 1942г. 

Старший лейтенант

Штурман отряда
Родился 1914 году в селе Успенское Ворошиловоградской области.

Занимался в СОВАВИАХИМе планеризмом.
В Красной Армии с октября 1935 год.
В 1938 году закончил Тбилисское военное училище. С 05 июня 1938 года назначен командиром взвода 37 стрелкового полка (Белорусский военный округ). С декабря 1938 года - командир взвода курсантов Минского военного училища. С декабря 1939 года назначен командиром взвода курсантов Энгельского ВПУ. В мае 1940 года назначен младшим летчиком- наблюдателем 164 резервного авиаполка в городе Воронеже. В марте 1942 назначен штурманом звена 7 запасного авиаполка, базировавшегося в городе Бузулук.
С 19 июня 1942 года назначен штурманом корабля в 101 Авиационного Полка Дальнего Действия, принимал участие в боевых вылетах на бомбардировку железнодорожных узлов, скоплений эшелонов, живой силы и техники противника в районах Курск, Щигры, Орел, Льгов, а также в партизанские соединения и осажденный город Ленинград. Совершил 27 боевых вылетов, в том числе 17 ночных. 

Боевое донесение №16 от 4 июля 1942 года.
«…………………… Летчик старший лейтенант Миненков, штурман лейтенант Чернов бомбардировали основную цель станцию Курск. При подходе к цели наблюдали в районе ст. Курск 4 очага пожаров и севернее окраины города 2 очага пожара. На западной окраине города замечен силуэт самолета неизвестного типа курсом 200 град. и 180 град. в 00 часов 10 мин. до 00 часов 15 мин. с высоты 3500 метров сброшено 4 ФАБ-250, 12шт. – АО-8, 40шт. – АО-2,5 и 60шт. – ЗАБ-2,5. Наблюдали 4 взрыва ФАБ-250 на путях и станционных постройках ст. Курск. В результате попадания сильный взрыв и возник пожар на путях. В районе цели были обстреляны с нескольких точек ККЗА и крупнокалиберными пулеметами. Разрывы ложились с левого борта и в хвосте 100 м. Работало 12 прожекторов. В 00 часов 15 мин. северо-восточнее Курска сброшено 32000 листовок на русском и немецком языках. ……………………..»
          

Единственное сохранившееся письмо Петра Ильича.

 


В ночь с 28 на 29 июля 1941 года экипаж самолета, где был штурманом Чернов П.И., выполнял задание Центрального Штаба партизанского движения по доставке вооружения, продуктов и парашютистов в урочище Добрый Остров (район озера Червоное, не далеко от поселка Альбинск Гомельской обл. Белоруссии). Экипаж донес о выполнении задания, на свой аэродром не вернулся. На следующий день пришло подтверждение от партизан о гибели летчиков: самолет сгорел, экипаж погиб. Смерть экипажа описал в своей книге "Самолеты летят к партизанам" Верхозин А.М. (начальник штаба 101 АПДД). В данный момент производятся попытки определить место падения самолета (номер самолета 300 2/7). 
Чернов Петр Ильич штурман-отряда, старший лейтенант, посмертно представлен к награде-
ордену Красная Звезда.

 
 
 
 
 
Страница 2     Страница 3      Страница 4      Страница 5

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.