101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Штурманы (страница 4)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 21.09.2017, 04:36

ЛАПИН Вячеслав Александрович
1920г.-1942г. 
Штурман корабля
Старший сержант
Родился в 1920 году (предположительно 30 июня) в городе Саратове.
Перед началом Великой Отечественной войны поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей на ускоренные курсы штурманов.
В составе 101 АП ДД совершил ряд вылетов на бомбардирование скопления железнодорожных эшелонов и скоплений войск противника.
Погиб в ночь с 7 на 8 августа 1942 года во время бомбардировочного вылета живой силы и техники врага в районе Вязьмы, боевое задание выполнял в составе экипажа командира корабля В.И. Карченко.
 
Лапин В.А. (в центре) в Челябинском училище. Надпись на обратной стороне фотографии «Дяде Володе и тете Зое от племянника Вячеслава 23/1-40г.»
  
Лапин Вячеслав Александрович (слева)
 
Из электронного письма Сергея Лапина, племянника Лапина В.А.:
«Лапин Вячеслав Александрович - старший брат моего отца, Лапина Кирилла Александровича (1922-2006). Сведений о нем не много, сохранилось несколько фотографий, похоронка и письмо, написанное им перед войной, когда он учился в училище. Он погиб, прожив всего 22 года.
Родился в 1920 году, если не ошибаюсь, 30 июня, в Саратове. Учился в Челябинском авиационном училище (поступил, вероятно, в 1939 году). В январе 1941 года училище сократило срок подготовки штурманов до 1 года. Поэтому окончил он училище, скорее всего в 1941 году.
Примерно в году 1930 родители Вячеслава (домашние звали его Вовой) и Кирилла разошлись, дети остались с матерью, моей бабушкой, Марьей Ивановной (1894-1963). Она была народной судьей в Саратовской области, была очень занята на работе, много ездила по району, поэтому младшего (моего отца) забрала к себе ее сестра в Москву, у нее с мужем не было детей. Таким образом, братья виделись мало, жили в разных городах. Деда своего я не знал, он умер после войны, еще до моего рождения и у него была другая семья. В 1939 году, вероятно, после того, как Вова уехал в училище, бабушка перебралась из Сердобска (Саратовская, а в то время - Пензенская обл.) в Московскую область, в г. Бабушкин Мытищинского района (в 1960 году город вошел в состав Москвы), это станция Лосиноостровская.
На следующий год отец, не закончив 10-й класс, тоже поступил в Челябинское училище, которое окончил в 1941 году (механик по авиационным приборам) тоже в звании ст.сержанта.
После гибели Вячеслава к бабушке приехали его однополчане (от Лосиноостровской до Чкаловской минут 40 ехать на электричке), они рассказали, что Вячеслав был в свой последний полет зачислен в другой экипаж и при возвращении с задания самолет на бреющем полете (ночью) недалеко от Чкаловского аэродрома зацепил линию электропередач, моментально загорелся и упал, все члены экипажа погибли.
Я помню, у бабушки на этажерке стояла книга, какой-то том Сталина, с дарственной надписью (цитирую примерно, по памяти): "Лапиной Марии Ивановне от друзей-однополчан ее сына Вячеслава, верного сталинского сокола, погибшего за Родину". После 1961 года, когда стали разоблачать культ личности, бабушка эту книгу уничтожила.
Когда умерла бабушка, мне было 12 лет, и я не расспрашивал ее про дядю, потому что при упоминании о нем она всегда плакала. У моего отца о нем остались детские воспоминания. Сейчас уже не осталось в живых тех, кто знал Вячеслава Лапина.»
 
 
 
 
БОРОВИК Борис Александрович
14.11.1919г. – 8.9.1943г. 
Штурман корабля
 Мл. лейтенант
 Родился 14 ноября 1919 года в городе Ромны Сумской области.
 В 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковский Институт Инженеров Транспорта, закончил 2 курса, после чего, в 1940 году, поступил в Харьковскую Военную Авиационную Школу стрелков-бомбардиров, а с февраля 1942 года проходит обучение во 2-й учебной авиаэскадрильи в 1-й Высшей Военной Школе стрелков-бомбардиров и штурманов Дальней Бомбардировочной Авиации.
В 101 АП прибыл в начале 1943 года на должность штурмана корабля. За время своей боевой работы в составе Гризодубовского авиаполка совершил 67 ночных боевых вылетов, из них 13 вылетов по заданиям штабов партизанского движения для сброса груза и парашютистов в глубоком тылу противника на партизанские площадки и 54 вылета на бомбардирование железнодорожных узлов, скоплений эшелонов, живой силы, техники и узлов сопротивления противника в районах Жуковка, Брянск, Рославль, Орел, Унеча, Ново-Зыбково, Глазуновка, Болхов, Навля, Маховая, летных полей и самолетов на аэродромах Сеща и Олсуфьево, переднего края обороны и артиллерийских позиций врага в районе Синявино, МГА и совхоз Торфянник на Волховском Фронте.
Погиб Борис Александрович осенью 1943 года, экипаж самолета №6 в составе которого он летал (командир корабля л-т Володин) в ночь с 7 на 8 сентября выполнял задание по доставке груза на партизанский аэродром Бегомль, после пролета над линией фронта самолет подвергся атаке истребителя противника. Летчики не смогли выполнить боевое задание, как вспоминали местные жители - Ли-2 полный мешками с боеприпасами и оружием рухнул в воду озера в близи берега около деревни Шалахово Пустошкинского района. Видимо летчики до последнего боролись за жизнь самолета, пытались посадить на воду горящий самолет. Первыми на месте падения самолета оказались полицаи, которые, по воспоминаниям местных стариков, в воде добили раненых членов экипажа. Удалось спастись командиру корабля , в деревне оказали помощь раненому с обожженными руками лейтенанту Володину, спрятали от фашистов, а затем передали в партизанский отряд, откуда его переправили на «Большую землю» в свой родной авиаполк. Остальных, обнаруженных среди обломков самолета, погибших членов экипажа, в том числе и Боровика Б.А. селяне вместе с партизанами в присутствии священника ночью под оружейный салют похоронили на деревенском кладбище в братской могиле.
Из Боевого донесения №261 101 АП ДД:
«………..
В ночь с 7 на 8.9.43г. экипаж командира корабля Володина, штурман Боровик, о выполнение задания не доносил, на свой аэродром не возвратился, место нахождения неизвестно, вылетал для БШПД с выброской на площадку Бегомль…….
……Экипаж командира корабля Володина на самолете №6, место нахождения неизвестно, последняя с ним радиосвязь в 20.45 взлет с аэродрома подскока Андреаполь. Предположительно, сбит истребителем противника в районе Полоцка……..
…….В 23.30 сев.вост. Полоцка упал горящий самолет.
………..» 
 
Нельзя не сказать о том, что долгие годы на этой могиле около деревни Неведро Пустошкинского района Псковской области не было имен, только надпись «Летчикам Авиации Дальнего Действия Погибли в 1943 г.», но благодаря усилиям местных поисковиков в 2011 году удалось определить, что покоятся в Псковской земле летчики из экипажа самолета №6 101 АП. В данный момент решается вопрос об установлении на памятнике мемориальной таблички с именами авиаторов.
 За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за беззаветную преданность своей Родине, 21 сентября 1943 года штурман корабля 101 АП мл. лейтенант Боровик Борис Александрович посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени.
 
 
МОДЫЛЕВСКИЙ Оскар Шлемович
10.08.1922 - 11.11.2010 
Гвардии капитан
Штурман корабля.
Родился 10 августа 1922 года в городе Киев на Украине.
 В Красной Армии с 1940 года.
Из письма Алевтины Оскаровны дочери Модылевского О.Ш.:
«Модылевский Оскар Шлемович родился 10.08.1922 года в г.Киеве в семье служащих санэпидемстанции. Рано потерял отца. Воспитывала одна мама. В 1940г. окончил школу на Украине. Был призван 5 декабря 1940г. Кировским РВК г. Киева в Красную Армию. Стал курсантом Харьковского авиационного училища. Здесь встретил весть о войне. После ускоренного выпуска сформировали летные экипажи. Мл. лейтенант Модылевский был направлен штурманом в 101 Авиационный полк Дальнего Действия, которым командовала легендарная В.С.Гризодубова.»
С 15 октября 1943 года в Действующей Красной Армии на должности штурмана корабля в составе 101 АП ДД. Совершил 86 ночных боевых вылетов. Уничтожал врага, и его артиллерийские позиции на переднем крае обороны в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда, наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы и техники противника, по железнодорожным эшелонам, артиллерии, оборонительным укреплениям, узлам сопротивления на Псковском и Прибалтийском направлениях, во время полного освобождения Белоруссии, по объектам на собственной территории фашистской Германии в районах Свинемюнде, Мюнхенберг. В том числе среди боевых вылетов: – 4 вылета по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки, Котка, Турку; - 3 вылета с оперативного аэродрома Калиновка (г.Киев) 21-23 сентября 1944 года по специальному Правительственному заданию для доставки грузов в Италию на аэродром совместного базирования антигитлеровской коалиции Бари (с этого аэродрома в дальнейшем грузы перебрасывали Югославским партизанам); - 15 вылетов по военным объектам на территории Восточной Пруссии в районах Пилау, Данциг, Ленч; - 27 вылетов по переднему краю обороны противника; - 2 вылета по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину.
Летал в экипаже лидера осветителя, точно выводил на цель, позволяя остальным экипажам выполнить поставленную боевую задачу. Великую Отечественную войну закончил в звании гвардии капитана.
С 1948г. по 1960г. являлся штурманом отряда 20-ой отдельной Гвардейской Красносельской Краснознаменной Транспортной авиаэскадрильи, военным штурманом первого класса. В этот период выполнял полеты в Арктике в районах Новая Земля, Земля Франса Иосифа, островов Рудольфа, Гофмана, Диксона, налет в сложных метеоусловиях днем и ночью составил 1170 часов.
С 1960 года – гвардии майор, штурман эскадрильи, летал на самолете Ил-14., выполнял полеты в интересах Главного Штаба ракетных войск.
Закончил воинскую службу в 1973 году в звании гвардии подполковника. За годы службы в авиации, с 1940г. по 1973г., общий налет составил 10000 часов.
После увольнения из Вооруженных Сил работал на Смоленском автоагрегатном заводе инженером по бронированию и учету военнообязанных, затем с 1978 года – начальником штаба Гражданской Обороны. Но любовь к авиации взяла свое, в 1985 году он переводится в Смоленский объединенный авиаотряд гражданской авиации, занимается штурманской подготовкой полетов. В 1988 году уходит на пенсию.
Из письма Алевтины Оскаровны дочери Модылевского О.Ш.:
«В 1946 году женился на фронтовой подруге Гридиной Нине, которая прошла с ним весь боевой путь (скончалась в 2007 году). На протяжении всей жизни Оскар Модылевский имел любимое хобби – жонглирование. Участвовал в художественной самодеятельности части и даже довелось выступить в Кремлевском Дворце. Был знаком с известными цирковыми деятелями, имел значок «Советский Цирк» »
На встрече ветеранов 101 АП ДД на ВДНХ в г.Москве
 
Штурман корабля 101 АП ДД Модылевский О.Ш.
 
Все послевоенное время поддерживал дружеские отношения со своими однополчанами, постоянный участник встреч Гризодубовцев на ВДНХа в Москве и на аэродроме Северный в Смоленске.
Гвардии полковник Модылевский Оскар Шлемович скончался на 89 году – 11 ноября 2010 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в период Великой Отечественной войны, награжденном Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За Боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими наградами Советского Союза. Также имеет представления к орденам Отечественной войны 2 степени (1944г.) и Красного Знамени (1957г.).
 
 
 
РЯЗАНОВ Николай Ионович
Штурман корабля, адъютант АЭ, начальник оперативного отдела полка
 Гвардии подполковник
 Родился в 1917 году в станице Авдеевка Авдеевского (Ясеновского) района Сталинской (Донецкой) области Украинской ССР.
 В Красной Армии с 1937 года.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней.
 Начал воевать в 1 Гвардейском Авиационном полке, произвел 32 ночных боевых вылета на бомбардировки железнодорожных узлов Смоленск, Витебск, Орша, переправы врага на реке Днепр.
 В составе 101 АП в качестве штурмана корабля совершил 87 ночных боевых вылетов, из них 14 вылетов по заданиям Центрального и Белорусского штабов партизанского движения, в том числе 6 вылетов с посадками на партизанских аэродромах, для доставки грузов, парашютистов и эвакуации раненых на «большую землю», 5 вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров Финляндии в районах Хельсинки, Турку и Котка, 12 вылетов на бомбардирование позиций тяжелой артиллерии фашистов расположенных вблизи города Ленинграда, 56 вылетов на бомбардировку железнодорожных станций, эшелонов, скоплений живой силы и техники противника, оборонительных укреплений в районах Курск, Орел, Мглин, Борки, Смоленск, Жуковка, Сычевка, Синявино.
 В 1944 году переведен на должность начальника оперативного отдела 101 АП.
 За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.

 
 
 
ЛОЗОВСКИЙ Леонид Сергеевич
Штурман корабля
Гвардии лейтенант
Родился в 1922 году в селе Кривое Озеро-1 Кривоозерского района Николаевской области Украинской ССР.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды и другими наградами Советского Союза.
 
 
 
СЕДЫХ Дмитрий Иванович
Штурман отряда
Гвардии лейтенант
Родился в 1922 году в селе Тазово Золотухинского (по другим данным Свободинского) района Курской области.
В РККА с 1941 года.
В 101 АП (31 ГБАККП) прибыл 26 июня 1944 года. К середине апреля 1945 года совершил 39 боевых вылетов, из них 3 дневных и 4 ночных на бомбардировки военных объектов на территории Восточной Пруссии, 32 ночных вылета для уничтожения оборонительных укреплений на переднем краю обороны противника и артиллерийским позициям и скоплениям войск.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степении, а также другими наградами Советского Союза.

 
 
 
ВИТКОВСКИЙ П.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БЕЛЕНКОВ Александр Иванович
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Страница 1      Страница 2       Страница 3      Страница 5

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.