РОЖДЕНИЕ И БОЕВОЙ ПУТЬ 334-го
АВИАЦИОННОГО ПОЛКА АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО
ДЕЙСТВИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
АВИАЦИОННОГО ПОЛКА АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО
ДЕЙСТВИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Первый начальник штаба 334 авиаполка Бараков Иван Васильевич
ОБСТАНОВКА НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ К НАЧАЛУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛКА
334 авиационный полк был сформирован в мае 1944 года.
Но прежде чем рассказать об этом, я хотел бы несколькими штрихами охарактеризовать обстановку на фронтах Великой Отечественной. 1943 год стал переломным в ходе всей войны. Он прошел под знаком крупных военных успехов Красной Армии и тяжелых поражения немецких захватчиков.
Разгромив сильные группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом и Курском, Красная Армия добилась коренного перелома в ходе войны в пользу СССР. Стратегическая инициатива, господство авиации в воздухе были на нашей стороне. Немецкие армии оказались перед катастрофой, несмотря на то, что немецкое командование на восточном фронте имело 257 дивизий, из них 25 танковых.
В результате успешных наступательных операций, осуществленных Советской Армией в 1943 году, к концу года фронт проходил по линии: р.Свирь, Мга, Чудозо, Старая-Русса, Невель, Витебск, Могилев, Гомель, Овруч, Коростень, Ростов, Черкассы, Запорожье и далее по Днепру до Черного моря.
Эти успехи создали предпосылку для осуществления основной стратегической цели Советской Армии в 1944 году – полное очищение Советской земли от немецких захватчиков.
Основной целью стратегических операций Советской Армии в 1944 году явилось полное очищение советской земли от немецких захватчиков, путем нанесения ряда ударов по врагу.
14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов нанесли мощные удары по 18-ой и 16-ой немецким армиям, разгромили их и полностью освободили Ленинград от вражеской блокады, а также заняли города Новгород, Луга, Красное Село, Пушкин, Красногвардейск и др.
Разгром 18 и 16 немецких армий осуществлялось в тесном тактическом и оперативном взаимодействии пехоты, артиллерии, танков, авиации, военно-морского флота и партизан. Я хорошо помню, как в этот период экипажи 101 авиаполка наносили бомбовые удары по артиллерийским позициям, аэродромам, железнодорожным узлам, скопление танков противника, совершая в ночь по 4-5 боевых вылетов.
Затем последовал разгром немецких войск на Правобережной Украине и в Крыму, где были уничтожены стратегические фланговые группировки немецко-фашистских войск и тем самым, созданы выгодные условия для дальнейших ударов Советской Армии по Центральной группировке, прикрывающей кратчайшие пути к Германии, а также выхода к государственной границе и освобождение Прибалтийских республик.
Теперь задача - очистить от фашистских захватчиков всю нашу землю, восстановить государственную границу СССР, вызволить из неволи народы Европы и принудить Германию к безоговорочной капитуляции – стала вполне реальной.
Для ее осуществления формировались новые части и соединения на базе боевой техники, которую все больше поставляла Советской Армии промышленность. В этой обстановке и началось формирование 334 авиационного полка.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛКА
В середине марта 1944 года 101 полк авиации дальнего действия, в котором я проходил службу в должности заместителя начальника штаба полка, перебазировался с аэродрома Левашово, что севернее Ленинграда, на аэродром г. Пушкина.
Это город-музей со своими дворцами и парками – живое воспоминание о Великом поэте. Таким мы его знали до войны. Но за два года хозяйничанья фашисты не пощадили ни нашу память, ни красоту природы. От дворцов, жилых домов, школ и больниц остались голые стены и развилины, значительная часть парков была порублена.
Летно-технический состав разместился в наскоро отремонтированных бараках и казармах и на второй день приступил к выполнению боевых заданий.
101-м полком командовала тогда знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова. Валентна Степановна была прекрасным командиром. Но ее отличали прекрасные душевные качества.
Думаю, вряд ли найдется в полку человек, которого бы она обошла своим вниманием. Нельзя не остановиться на ее биографии.
Валентина Степановна родилась в г. Харькове 30 декабря 1910 года. Отец – Степан Васильевич Гризодубов – авиаконструктор. Еще в 1910 году он испытал моторный самолет собственной конструкции, построенный на свои сбережения. Любовь к авиации Гризодубова унаследовала от отца и посвятила ей всю свою жизнь. Помню, она рассказала о таком эпизоде, когда ей было 5 лет, отец посадил ее в самолет и, чтобы убедить всех в полной надежности конструкции, поднялся с ней в небо. Это первое ощущение скорости и полета Валентина Степановна помнит всегда.
В 1929 году она окончила Харьковский аэроклуб и сталь работать в ГВФ, летала на многих типах самолетов в качестве командира корабля и инструктора.
В 1936 году она установила пять мировых рекордов.
Люди моего поколения хорошо помнят тот знаменитый полет 24-25 сентября 1938 года, когда на самолете «Родина» АНТ-37 беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток совершили три женщины: Валентина Гризодубова – командир корабля, Полина Осипенко – второй пилот и Мария Раскова – штурман. Во время этого полета был установлен мировой рекорд дальности, и за этот полет им было присвоено звание Герой Советского Союза. Валентина Степановка стала обладательницей первой золотой звезды Героя среди женщин.
В 1940 году в ГВФ формируется отряд международных линий. В этот отряд отобраны лучшие летчики, инженеры ГВФ, которые осуществляли международные перелеты. Командиром отряда назначили Валентину Степановну Гризодубову.
В составе этого же отряда она выполняла боевые задания с первого дня войны, а в марте 1942 года назначена командиром 101 полка авиация дальнего действия.
За время войны она лично совершила 182 боевых вылета на бомбардировку военных объектов, доставку окруженным войскам и партизанам боеприпасов, оружия и медикаментов. На обратном маршруте вывозила раненых и детей.
За активное участие в 6 боевых операциях Валентина Степановна Гризодубова награждена Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Дружбы народов, орденом Красной Звезды. За заслуги в послевоенные годы
в день 75-летия ей присвоено звание Герой Социалистического Труда.
Валентина Степанова Гризодубова – хороший организатор и воспитатель личного состава, требовательна к себе и подчиненным – обладала отличной техникой пилотирования, летала днем и ночью, смело принимала решения, чутко и заботливо относилась к подчиненным, пользовалась заслуженным авторитетом у всего личного состава. За это ее ласково назвали «наша матушка». У нее высокоразвито чувство ответственности за порученное дело.
«Наша матушка» прекрасный, обаятельный, общительный и скромный человек. Кто бы к ней не обратился, всегда внимательно выслушает, даст хороший совет и поможет. Сколько молодежи, особенно девушки, которым она помогла в поступлении в летные школы и отряды ОСАВИАХИМа, вспоминают ее добрым словом. Но особая ее отличительная черта – это смелость и решительность, что она не раз доказывала.
Вспоминается такой эпизод. Это было в то время, когда я служил в 101-ом полку. Шел 1943 год. Полк стоял на аэродроме в Чкаловском Московской области. После возвращения с боевого задания Валентина Степановна осталась на старте. Вдруг все увидели, что летящий недалеко от аэродрома самолет начал подавать световые сигналы бедствия. Это был самолет соседнего полка, который стоял на этом же аэродроме. Командир корабля передал: «Иду немедленно на вынужденную посадку. Отказали моторы». До посадочной полосы самолет не дотянул метров 100, ударился об землю и загорелся.
На крыльях висели не сброшенные бомбы, которые начали лизать языки пламени. Послышались крики о помощи. Как ни странно – ни командир соседнего полка, ни офицеры не бросились на помощь своим товарищам. Их сковал страх перед неминуемым взрывом бензобаков и бомб. В это мгновенье у самолета оказалась Валентина Степановна. За ней бросились офицеры и сержанты нашего полка. Они открыли заклиненную дверь, обжигая руки и лица, и вытащили раненных. Через минуту самолет взорвался.
Так смелость и решительность женщины спасла экипаж. Все стоящие рядом, были потрясены ее действиями и стали высказывать Валентине Степановне свое восхищение. А она в сердцах бросила: «Юбки бы вам одеть вместо брюк». Офицеры нашего полка тоже чувствовали себя виноватыми, так как не они первыми бросились к горящему самолету, а, только видев пример своего командира, последовали за ней.
Валентина Степановна Гризодубова еще до войны избиралась депутатом Верховного Совета СССР. Была депутатом и после войны. Свои депутатские обязанности выполняла хорошо. Выступала с лекциями среди личного состава полка и в других авиачастях. Она многим людям помогла в решении социальных вопросов, улучшении и предоставлении квартир инвалидам и матерям-одиночкам. После войны работала в комитете за мир, в совете ветеранов войны и других организациях. И сейчас ведет активную общественную работу.
Ежегодно проводит встречу ветеранов полка, выступает перед ними. Активно участвует в военно-патриотической работе и воспитывает у молодежи любовь к Родине. Часто выступает по телевидению, передает свой боевой опыт молодежи и прославляет авиацию как род войск.
Я счастлив тем, что мне пришлось в самые трудные годы войны работать вместе с Валентиной Степановной – отличным командиром и человеком.
Я многому научился у нее: как относиться к подчиненным и заботиться о них. В последующей моей службе старался поступать также. И за эту учебу очень благодарен ей.
Так вот, как-то в марте, Валентина Степановна пригласила к себе в кабинет командира 3-й авиаэскадрилии Василия Ивановича Лебедева и меня, и сказала: «Получена директива командования сформировать 334 полк АДД, который войдет в состав I гвардейской армии АДД. Штаб и летный состав полка будет в основном укомплектован опытными кадрами из 101-го и 102-го полков, молодежь придет из школ ВВС и ГВФ. Командование 101-го полка решило поручить эту миссию Вам, назначив Лебедева командиром полка, а Баракова – начальником штаба. Вы друг друга хорошо знаете, дружите семьями, в полку более 2-х лет. Работали отдельной от дислокации полка группой и все боевые задания выполняли успешно. Надеюсь, что с этим поручением вы справитесь».
Она высоко оценила мастерство и большой боевой опыт летчика 1-го класса Лебедева, а также мои организаторские способности, нашу военную подготовку и развитое чувство ответственности. При этом она мне напомнила, что в январе 1943 года, когда формировался 110-й авиаполк, куда я должен был идти начальником штаба, она удовлетворила мою просьбу остаться в коллективе 101-го полка, намекнув тем самым, что сейчас отказываться уже неприлично. На прощанье Валентина Степановна сказала: «В практической работе вы друг друга дополните: Василий Иванович займется организацией полка и обучением летного состава, а Ивам Васильевич – организацией наземной подготовки, поддержанием воинского порядка, решением хозяйственных вопросов. Война катиться на Запад. Я скоро уеду в Москву на другую работу, а вам надо расти по службе. Так, что прошу от предложения не отказываться. Получите 2 самолета от 101-го и один от 102-го полков, а остальные доставят с заводов. Аэродромом формирования и обучения летного состава назначен Воротынск».
И в конце марта 1944 года три самолета ЛИ-2, пилотируемые командиром полка Лебедевым и командирами эскадрилий Валуховым и Федоренко взлетели с аэродрома г. Пушкин и, взяв курс на юг, приземлились в г. Воротынске.
На этих самолетах помимо нас прилетело руководство и штаб полка в следующем составе:
- заместитель командира полка по политической части Максименко Кирилл Власович,
- заместитель командира полка по летной части Гаврилов Тимофей Кузмич,
- начальник штаба полка Бараков Иван Васильевич,
- инженер полка Спиридонов Василий Иванович,
- инженер полка по вооружению Коваленко Яков Тимофеевич,
- штурман полка Колесников Игорь Матьвеевич,
- заместитель штурмана полка Лужин Николай Антонович,
- начальник связи полка Грачев Юрий Георгиевич,
- начальник оперативного отдела Артамонов Лчктор Иванович,
- помощник начальника штаба по разведке Волков,
- инженер 1-аэ Тайхман Аркадий Моисеевич,
- инженер 2-аэ Ващенко,
- инженер полка по спецоборудованию Санжаренко В.Д,
- командир 1-аэ Валухов Иван Степанович,
- командир 2-аэ Федоренко В.М.,
- командир 3-аэ Севостьянов,
- начальник строевого отдела Гаген Виктор Эдуардович,
- врач полка Клычкиков Василий Иванович,
- штурман 3-аэ Драгомир Василий Саввич и другие товарищи. Остальной летно-технический состав прибыл на аэродром Воротынск группами или поодиночке.
Командир полка, командиры эскадрилий и специалисты, побеседовав с каждым прибывшим, распределили их по подразделениям в зависимости от специальности, подготовки и опыта работы.
На должность командиров кораблей и отрядов были назначены товарищи Станииевский, Сетанин, Агеев, Борисов, Подмоков, Исмаилов, Сорокин, Якупов, Ивлиев, Горелов, Новаторов, Мариев, Поташов и др. У каждого из них был большой опыт летной работы на линиях ГВФ, где они летали вторыми пилотами, а некоторые были инструкторами в школах ГВФ или окончили курсы командиров кораблей.
У большинства прибывших летчиков был большой налет на различных типах самолетов при отличной и хорошей технике пилотирования. Такие летчики как Станишевский, Борисов, Сметанин вскоре стали заместителями командиров эскадрилий, а ряд других – командирами отрядов и инструкторами по обучение летного состава.
Особенно хочется отметить хорошую специальную подготовку, воинскую выправку, дисциплинированность прибывших из школ ВВС на должности вторых летчиков товарищей Солдатова, Сиромашенко, Самарского, Соколова, Чкалова, Малова, Долицкого, Тишайкина
и других, а также штурманов кораблей Нядточего, Тернового, Разумова, Буданцева, Козлова, Цуха, Варюхшина, Савельева, Шишова, Овчинникова и др. Из школ ВВС также с хорошей специальной подготовкой прибыли и остальные специалисты: радисты, воздушные стрелки, механики, мотористы.
Офицеры разместились в деревне в частных домах, а сержантский состав в палатках и землянках. Штаб полка – на аэродроме в землянке.
У прибывшего летно-технического состава настроение было приподнятое, боевое. Все горели желанием скорей закончить наземную и летную подготовку и идти в бой, бить немецких захватчиков. Высокая специальная подготовка прибившего летно-технического состава облегчила командованию полка задачу переучивания на новый тип самолета.
Главной целью командира полка, инструкторов было проверить технику пилотирования командиров кораблей, укомплектовать экипажи и подготовить их к боевой работе ночью в простых и сложных метеоусловиях.
В течение двух месяцев (апреле и мае) днем и ночью проходила кропотливая латная и наземная подготовка: занятия, проверки, тренировки ленчиков, штурманов, радистов и воздушных стрелков.
Особенно тщательно проводились предполетная подготовка и полеты. Инструкторы Гаврилов, Валухов, Станишевский, Борисов и другие не выходили из самолетов в течение всего дня или ночи. Особо хочется отметить заместителя командира полка Героя Советского Союза Гаврилова Т.К., летчика 1-го класса отлично владевшего техникой пилотирования. Он летал днем и ночью, передавал свое летное мастерство и боевой опыт прибывшему летному составу, был по характеру скромным и общительным человеком, в полку пользовался заслуженным авторитетом. Штурмана полка Колесникова Игоря Матвеевича – обаятельного и высокообразованного человека. По специальности архитектор-строитель, он в годы войны стал штурманом высокой квалификации. Много сделал по подготовке штурманов к боевой работе. Инженера полка – Спиридонова Усилия Ивановича. Он был хорошим специалистом, инициативным и требовательным офицером к себе и подчиненным. Не знал усталости, контролировал и обучал борттехников, авиамехаников и мотористов
к подготовке самолетов к боевому вылету.
Вообще-то самоотверженно трудились все, не считаясь ни с усталостью, ни со временем. Случались и неприятности. В одну из ночей немецкие самолета сбросили не аэродром несколько 100 и 250 кг фугасных бомб, а также много небольших бомб («лягушек»). В траве их плохо видно, но стоит наехать на такую «лягушку» машине или самолету, как бомба взрывается.
Ликвидацией последствий бомбежки занимался весь полк: часть людей заделывала воронки на грунте, вторая часть прочесывала летное поле. Было обнаружено несколько десятков бомб, которые специалисты обезвредили. К счастью большого урона этот налет не дал.
Благодаря неутомимой работе командиров и инструкторов: Лебедева, Гаврилова, Валухова, Станишевского, Федоренко, Сметанина и других – на подготовку экипажей потребовалось минимальное время, летный состав был подготовлен к боевым действиям, доведен
по численности до штата и укомплектован самолетами. Командир 1 авиадивизии генерал-майор авиации Картаков отдал приказ о том, что 334 полк АДД сформирован и вступил в число действующих частей армии. В связи с окончанием подготовки полка к боевым вылетам радист 2-аэ т. Черлин Анатолий Давыдович написал стихотворение:
Сил не щадя, не досыпая,
Рискуя всем, друзей теряя,
Мы рвались встретиться с врагом,
Чтоб отстоять свой отчий дом.
Простые русские слова:
Калуга, Воротынск, Ока,
Для нас не эти имена –
Рожденье нашего полка!
И здесь, на окских берегах,
Взлетел наш полк лавиною крылатой.
На немцев нагоняя страх,
Взял точный курс: на фронт – на Запад!
ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ НА АЭРОДРОМ НОВО-РОПСК И ПОЛУЧЕНИЕ БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
В начала июня 1944 года, когда полк был готов к выполнению боевых задач, нас перебазировали на аэродром Ново-Ропск Климовского района Брянской области. Сержантский состав разместился в палатках на аэродроме. Офицерский состав в школе.
В это время на Центральном фронте в Белоруссии велись бои местного значения, на фронтах стояло относительное затишье, стороны готовились к решающим боям. Настроение у личного состава было приподнятое. Новая обстановка, солнечные летние дни – все это радовало. Каждый член экипажа мечтал скорее лететь на боевое задание. Все рвались в бой с немецкими захватчиками.
Особенно радостным для личного состава полка стал день 4 июня 1944 года, когда член Военного Совета Дальней авиации генерал-майор авиации Гурьянов от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил полку Боевое Красное Знамя.
Это был настоящий праздник!
Личный состав построен на стоянке самолетов. Товарищ Гурьянов, вручая боевое Красное Знамя сказал:
«Советский народ, его вооруженные силы под руководством Коммунистической партии полны решимости, очистить нашу Родину от фашистских захватчиков, разбить их в собственном логове и принудить немецкое командование к капитуляции.
С каждым днем Советская Армия получает все больше самолетов, танков, орудий и наносит удар за ударом по врагу. Дальняя авиация пополняется десятками вновь сформированных частей.
Ваш полк закончил формирование и вступил в число действующих частей армии.
Так бейте же без устали бесстрашно ненавистного врага – фашистов. Чем быстрее разобьем врага, тем больше сохраним жизней советских людей и приблизим час Победы!»
Командир полка Василий Иванович Лебедев, получая боевое Красное Знамя сказал:
«Товарищ генерал, разрешите заверить Вас от себя и личного состава полка в том, что полк будет наносить бомбовые удары по врагу, где бы он ни был и выполнит любые поставленные задания командования. Будем бить врага не щадя своей жизни до полной Победы».
Затем выступили еще 3 офицера, а командир корабля т. Мариев сказал:
«Русские всегда били прусских, и на этот раз будет так».
До поздней ночи офицеры делились своими впечатлениями и с нетерпением ждали первого боевого вылета.
И вот он наступил.
В тихую короткую июньскую ночь 13 числа 1944 года полк произвел первый боевой вылет с аэродрома Ново-Рспск по уничтожению самолетов и личного состава противника на аэродроме Бобруйск.
На командном пункте в землянке собрались командиры авиаэскадрилий. Командир полка т. Лебедев поставил боевую задачу: – «бомбардировать материальную часть, самолеты и летно-технический состав противника на аэродроме Бобруйск. Командиры отрядов, эскадрилий и опытные командиры кораблей, – сказал он, – пойдут инструкторами. Первым взлетаю я, за мной остальные в порядке нумераций эскадрилий. Высота бомбометания 2500 метров. Связь держать с КП и докладывать о перелете линии фронта, при подходе к цели и о выполнении боевого задания».
Вылет на боевое задание прошел организовано, самолет за самолетом уходил на запад к намеченной цели. Всеми экипажами боевое задание было выполнено успешно. У экипажей настроение приподнятое, все делиться впечатлениями о первом вылете: кто, где и сколько видел очагов пожара в районе цели, в каком пункте их обстреляла зенитная артиллерия, как просматривалась линия фронта. Разговоры были оживленными, еще и потому, что после полета выдали каждому по 100 грамм водки.
Командирам подразделений пришлось вмешиваться и отправить экипажи на отдых, т.к. на вторую ночь предстояло выполнять следующее боевое задание. В этот период в восточной Белоруссии готовилась операция под кодовым названием «Багратион». Предстояла напряженная боевая работа.
Какова была обстановка на фронтах?
После упорных наступательных зимних и весенних боев в восточной Белоруссии положение стабилизировалось. К 22 июня 1944 года линия фронта проходила восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и далее по реке Припять до Ковеля.
Советским войскам здесь противостояла мощная группировка «Центр» силой 97 дивизий и 13 бригад, 9500 танков, 1350 самолетов. Для проведения Белорусской операции привлекались силы четырех фронтов – 1-й Прибалтийский (командующий Захаров) и 1-й Белорусский (командующий Рокосовский), 2 и 3-й авиации Дальнего действия и Днепровская флотилия. Мы имели 1,4 млн. человек, 31000 орудий и минометов, 5200 танков и 5300 самолетов.
Утром 23 июня главные силы 1-го Прибалтийского, 3 и 2 Белорусских фронтов перешли в наступление, окружили Витебскую группировку и 26 июня 1944 года освободили Витебск. 1-й Прибалтийский фронт освободил Полоцк, 3-й Белорусский фронт 30 июня 1944 года освободил Борисов и все три фронта продолжали наступать на запад.
24 июня перешел в наступление 1-й Белорусский фронт и овладел Бобруйском, 28 июня 1944 года Брестом, а 3 июля – Минском.
В результате проведения операции наши войска освободили Белоруссию; уничтожили 380 тыс. человек, 631 самолет, 2735 танков, 8702 орудий, много минометов, пулеметов, автомашин, взяли в плен 160 тыс. солдат и офицеров.
А 17 июля 1944 года 57600 солдат и офицеров, взятых в плен в Белоруссии, прошли под конвоем советских солдат по центральным улицам столицы нашей Родины г. Москвы.
Фашисты обещали устроить парад 7 ноября 1941 года в Москве. Вместо этого им предоставили возможность пройти по Москве в 1944 году, правда, под конвоем советского солдата. За 10-15 дней до начала Белорусской операции фронтовая и Дальняя авиация наносила мощные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, оперативным и стратегическим резервам, скоплению танков, артиллерии. В этих действиях участвовал и наш полк.
В то же время многотысячная армия партизан взрывала железные дороги и мосты, пускала под откос железнодорожные эшелоны с боевой техникой и войсками. Партизаны создавали невыносимые условия для противника и тем самым активно способствовали изгнанию фашистов с родной Белоруссии.
Партизаны наносили смелые и неожиданные удары по противнику с тыла, перерезали пути отступления врага, беспощадно истребляли его живую силу и боевую технику. Вели разведку, захватывали населенные пункты. В то же время труженики тыла снабдили вооруженные силы первоклассной техникой и продовольствием, боеприпасами. Все это способствовало успешному проведению одной из самых крупных операций наших войск.
Победа в Белорусской операции явилась новым триумфам советского военного искусства, победой Советской Армии и всего народа.
ПОЛЕТЫ С АЭРОДРОМА ДОКУДОВО
По мере продвижения Советской армии на запад и наш 334 авиаполк перебазировался на аэродром Докудово Крупского района. Это произошло в середине июля 1944 года. Деревня Докудово была полностью сожжена, все население ушло к партизанам или угнано немцами на запад. Полк разместился в палатках и землянках, и продолжал наносить бомбовые удары по железнодорожным узлам, аэродромам и резервам противника.
При одном из боевых вылетов на железнодорожном узле Цейсис не вернулся с боевого задания командир корабля Подмоков. На борту его самолета находился инструктор-штурман полка Колесников Игорь Матвеевич. Он вывозил молодого штурмана.
Личный состав полка с тяжелым чувством перенес гибель т. Колесникова, любимца полка.
Стрелок-радист т. Черлин А.Д. в тот же день написал стихотворение:
«Война взрывала города и пашни,
Неумолимо двигалась как рок,
Наш друг - Колесников бесстрашный,
С задачи не вернулся в срок.
Он был в работе самым лучшим,
Мы всей душой его любили,
Да! Оказался вправду злополучным
Его двухсот пятьдесят первый вылет».
На посту штурмана полка Колесникова сменил Николай Антонович Лужин, ныне заслуженный штурман СССР. В войне участвовал с первого дня в качестве штурмана корабля, отряда, эскадрильи и зам. штурмана полка. Он был четырежды ранен, но войну закончил вылетом на Берлин. Скромный и обаятельный офицер, в полку пользовался заслуженным авторитетом, дисциплинирован. Николай Антонович, человек из легенды, четырежды его самолет сбивался, но после лечения и небольшого отдыха он возвращался в полк и продолжал выполнять боевые задания. В 1943 году его самолет сбили, он организовал партизанский отряд и бил немцев. Где и кик сбивали, хорошо написал
о нем его товарищ и друг т. Драгомир В.С. в приложении к альбому. За время войны совершил более двухсот боевых вылетов. Награжден 23-мя орденами и медалями. В настоящее время работает ведущим инженером в ЦНИИ «Курс» в г. Москве.
Зам. штурмана полка назначен Василий Саввич Драгомир. Он совершил более 300 боевых вылетов, грамотный и инициативный офицер, трудолюбив, штурман высокой квалификации, в полку был большим авторитетом. Награжден орденом Красного Знамени, пятью орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени и многими медалями. После ухода на пенсию работал председателем колхоза. Но летный опыт не давал покоя. И Василий Саввич по собственной инициативе организовывает местный аэродром в г. Шаргороде Винницкой области. Пробивает разрешение, отстраивает его и назначается его первым начальником Василий Саввич только несколько лет назад ушел на пенсию с этого поста.
Я рассказал об относительно молодых людях (им не было еще и 30-ти лет), но уже опытных боевых ассах. Это была наша гвардия.
Но в полку было много молодежи, их посути дела ребячий задор поднимал настроение, не давал многим покоя. Инициативная молодежь: летчики Долицкий, Исмаилов, Михонов, борттехник Симоненко собрали с офицеров деньги и купили духовой оркестр.
Оркестр есть, а играть негде. Тогда своими силами построили клуб из деревянных немецких щитов. Он же нам стал и классом.
В классе мы проводили предполетную подготовку, ставили боевые задачи экипажам, делали разбор полетов и после выполнения боевых заданий, проводили огневые конференции с разбором теоретических положений и практических навыков. Специалисты полка и дивизии выступали с докладами, как по бомбометанию, так и по воздушной стрельбе. Вечерами же там занималась художественная самодеятельность.
Кругом гремела война, а в нашем клубе после боевых вылетов гремели литавры духового оркестра и звенели песни. Петь в полку очень любили, у нас были свои и поэты, и композиторы.
Так запомнилась одна песня «Лина», положенная на музыку летчиком Юрой Соколовым (сейчас он полковник в отставке), а слова, не помню чьи, по-моему, как говорится, народные:
Милая, не плачь, не надо,
Грустных писем мне не шли,
Знаю, ты сама не рада от любимого вдали.
Припев:
Верь, что время быстро промелькнет,
Разобьем врагов своей страны.
До ворот Берлинских полк дойдет,
А затем конец войны!
Милый твой по городу пройдет,
Где так много лет он не бывал
Лина! Старый домик твой найдет,
Крепко, крепко обоймет.
Припев:
Если ж землю обнимая,
Ляжет с пулею в груди,
Лина! Ты о нем не плачь родная
И домой его не жди.
Слова припева стали пророческими для нашего полка. Действительно, войну полк закончил у ворот Берлина и за заслуги в Берлинской операции приказом Верховного Главнокомандующего стал именоваться «Берлинским». Но чтобы добиться такой чести, надо было работать. И мы не жалели сил. Большее внимание уделялись практической подготовке полка к выполнению боевых задач. Так на аэродроме в Докуково было проведено занятие с практическим применением микрофонной связи самолета с командным пунктом. Это было необходимо сделать, так как некоторые командиры кораблей недооценивали необходимость связи с землей.
Выделили два самолета и всех командиров и штурманов поочередно подняли в воздух. При этом взлет, посадка, перестройка, с правого на левый пеленг производились по команде с земли. Командиры так же докладывали на КП о пролете дальней и ближней радиостанций. Командиры кораблей на практике убедились, как в полете нужна и полезна микрофонная связь между самолетами и командным пунктом.
Помимо практической вся партийная и политическая работа в полку была направлена на обеспечение наступательного порыва, воспитания высокого боевого и политико-морального состояния личного состава полка, но то как лучше выполнить задачу, поставленную Верховным Главнокомандующим: в мае 1944 года «Очистить советскую землю от оккупантов, восстановить государственные границы Советского Союза по линии от Черного до Баренцево моря и завершить разгром противника на его земле».
Партийную, комсомольскую и политико-воспитательную работу возглавлял мой друг и товарищ заместитель командира полка по политчасти Кирилл Власович Максименко. Этот высокообразованный, скромный, обаятельный, трудолюбивый человек, учитель по профессии, ни знал усталости, днем и ночью находился среди личного состава, лично проводил лекции и беседы, направлял партийную и комсомольскую организации на обеспечение выполнения боевых заданий, поставленных полку.
Это он был инициатором в строительстве клуба, организации самодеятельности в полку. При новой дислокации мы либо строили, либо приспосабливали помещение под клуб. Так было на аэродроме Светлана и Кренги.
Партийную организацию возглавлял парторг капитан Недогреев, а комсомольскую – комсорг Гришин. Они были верными помощниками т. Максименко, через них он руководил партийной и комсомольской организациями.
К середине августа 1944 года немецкие войска были изгнаны за пределы границ нашей Родины (кроме Прибалтики) и полк приступил к перебазированию на новый аэродром Светлана Сморгоньского района.
334 авиационный полк был сформирован в мае 1944 года.
Но прежде чем рассказать об этом, я хотел бы несколькими штрихами охарактеризовать обстановку на фронтах Великой Отечественной. 1943 год стал переломным в ходе всей войны. Он прошел под знаком крупных военных успехов Красной Армии и тяжелых поражения немецких захватчиков.
Разгромив сильные группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом и Курском, Красная Армия добилась коренного перелома в ходе войны в пользу СССР. Стратегическая инициатива, господство авиации в воздухе были на нашей стороне. Немецкие армии оказались перед катастрофой, несмотря на то, что немецкое командование на восточном фронте имело 257 дивизий, из них 25 танковых.
В результате успешных наступательных операций, осуществленных Советской Армией в 1943 году, к концу года фронт проходил по линии: р.Свирь, Мга, Чудозо, Старая-Русса, Невель, Витебск, Могилев, Гомель, Овруч, Коростень, Ростов, Черкассы, Запорожье и далее по Днепру до Черного моря.
Эти успехи создали предпосылку для осуществления основной стратегической цели Советской Армии в 1944 году – полное очищение Советской земли от немецких захватчиков.
Основной целью стратегических операций Советской Армии в 1944 году явилось полное очищение советской земли от немецких захватчиков, путем нанесения ряда ударов по врагу.
14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов нанесли мощные удары по 18-ой и 16-ой немецким армиям, разгромили их и полностью освободили Ленинград от вражеской блокады, а также заняли города Новгород, Луга, Красное Село, Пушкин, Красногвардейск и др.
Разгром 18 и 16 немецких армий осуществлялось в тесном тактическом и оперативном взаимодействии пехоты, артиллерии, танков, авиации, военно-морского флота и партизан. Я хорошо помню, как в этот период экипажи 101 авиаполка наносили бомбовые удары по артиллерийским позициям, аэродромам, железнодорожным узлам, скопление танков противника, совершая в ночь по 4-5 боевых вылетов.
Затем последовал разгром немецких войск на Правобережной Украине и в Крыму, где были уничтожены стратегические фланговые группировки немецко-фашистских войск и тем самым, созданы выгодные условия для дальнейших ударов Советской Армии по Центральной группировке, прикрывающей кратчайшие пути к Германии, а также выхода к государственной границе и освобождение Прибалтийских республик.
Теперь задача - очистить от фашистских захватчиков всю нашу землю, восстановить государственную границу СССР, вызволить из неволи народы Европы и принудить Германию к безоговорочной капитуляции – стала вполне реальной.
Для ее осуществления формировались новые части и соединения на базе боевой техники, которую все больше поставляла Советской Армии промышленность. В этой обстановке и началось формирование 334 авиационного полка.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛКА
В середине марта 1944 года 101 полк авиации дальнего действия, в котором я проходил службу в должности заместителя начальника штаба полка, перебазировался с аэродрома Левашово, что севернее Ленинграда, на аэродром г. Пушкина.
Это город-музей со своими дворцами и парками – живое воспоминание о Великом поэте. Таким мы его знали до войны. Но за два года хозяйничанья фашисты не пощадили ни нашу память, ни красоту природы. От дворцов, жилых домов, школ и больниц остались голые стены и развилины, значительная часть парков была порублена.
Летно-технический состав разместился в наскоро отремонтированных бараках и казармах и на второй день приступил к выполнению боевых заданий.
101-м полком командовала тогда знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова. Валентна Степановна была прекрасным командиром. Но ее отличали прекрасные душевные качества.
Думаю, вряд ли найдется в полку человек, которого бы она обошла своим вниманием. Нельзя не остановиться на ее биографии.
Валентина Степановна родилась в г. Харькове 30 декабря 1910 года. Отец – Степан Васильевич Гризодубов – авиаконструктор. Еще в 1910 году он испытал моторный самолет собственной конструкции, построенный на свои сбережения. Любовь к авиации Гризодубова унаследовала от отца и посвятила ей всю свою жизнь. Помню, она рассказала о таком эпизоде, когда ей было 5 лет, отец посадил ее в самолет и, чтобы убедить всех в полной надежности конструкции, поднялся с ней в небо. Это первое ощущение скорости и полета Валентина Степановна помнит всегда.
В 1929 году она окончила Харьковский аэроклуб и сталь работать в ГВФ, летала на многих типах самолетов в качестве командира корабля и инструктора.
В 1936 году она установила пять мировых рекордов.
Люди моего поколения хорошо помнят тот знаменитый полет 24-25 сентября 1938 года, когда на самолете «Родина» АНТ-37 беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток совершили три женщины: Валентина Гризодубова – командир корабля, Полина Осипенко – второй пилот и Мария Раскова – штурман. Во время этого полета был установлен мировой рекорд дальности, и за этот полет им было присвоено звание Герой Советского Союза. Валентина Степановка стала обладательницей первой золотой звезды Героя среди женщин.
В 1940 году в ГВФ формируется отряд международных линий. В этот отряд отобраны лучшие летчики, инженеры ГВФ, которые осуществляли международные перелеты. Командиром отряда назначили Валентину Степановну Гризодубову.
В составе этого же отряда она выполняла боевые задания с первого дня войны, а в марте 1942 года назначена командиром 101 полка авиация дальнего действия.
За время войны она лично совершила 182 боевых вылета на бомбардировку военных объектов, доставку окруженным войскам и партизанам боеприпасов, оружия и медикаментов. На обратном маршруте вывозила раненых и детей.
За активное участие в 6 боевых операциях Валентина Степановна Гризодубова награждена Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Дружбы народов, орденом Красной Звезды. За заслуги в послевоенные годы
в день 75-летия ей присвоено звание Герой Социалистического Труда.
Валентина Степанова Гризодубова – хороший организатор и воспитатель личного состава, требовательна к себе и подчиненным – обладала отличной техникой пилотирования, летала днем и ночью, смело принимала решения, чутко и заботливо относилась к подчиненным, пользовалась заслуженным авторитетом у всего личного состава. За это ее ласково назвали «наша матушка». У нее высокоразвито чувство ответственности за порученное дело.
«Наша матушка» прекрасный, обаятельный, общительный и скромный человек. Кто бы к ней не обратился, всегда внимательно выслушает, даст хороший совет и поможет. Сколько молодежи, особенно девушки, которым она помогла в поступлении в летные школы и отряды ОСАВИАХИМа, вспоминают ее добрым словом. Но особая ее отличительная черта – это смелость и решительность, что она не раз доказывала.
Вспоминается такой эпизод. Это было в то время, когда я служил в 101-ом полку. Шел 1943 год. Полк стоял на аэродроме в Чкаловском Московской области. После возвращения с боевого задания Валентина Степановна осталась на старте. Вдруг все увидели, что летящий недалеко от аэродрома самолет начал подавать световые сигналы бедствия. Это был самолет соседнего полка, который стоял на этом же аэродроме. Командир корабля передал: «Иду немедленно на вынужденную посадку. Отказали моторы». До посадочной полосы самолет не дотянул метров 100, ударился об землю и загорелся.
На крыльях висели не сброшенные бомбы, которые начали лизать языки пламени. Послышались крики о помощи. Как ни странно – ни командир соседнего полка, ни офицеры не бросились на помощь своим товарищам. Их сковал страх перед неминуемым взрывом бензобаков и бомб. В это мгновенье у самолета оказалась Валентина Степановна. За ней бросились офицеры и сержанты нашего полка. Они открыли заклиненную дверь, обжигая руки и лица, и вытащили раненных. Через минуту самолет взорвался.
Так смелость и решительность женщины спасла экипаж. Все стоящие рядом, были потрясены ее действиями и стали высказывать Валентине Степановне свое восхищение. А она в сердцах бросила: «Юбки бы вам одеть вместо брюк». Офицеры нашего полка тоже чувствовали себя виноватыми, так как не они первыми бросились к горящему самолету, а, только видев пример своего командира, последовали за ней.
Валентина Степановна Гризодубова еще до войны избиралась депутатом Верховного Совета СССР. Была депутатом и после войны. Свои депутатские обязанности выполняла хорошо. Выступала с лекциями среди личного состава полка и в других авиачастях. Она многим людям помогла в решении социальных вопросов, улучшении и предоставлении квартир инвалидам и матерям-одиночкам. После войны работала в комитете за мир, в совете ветеранов войны и других организациях. И сейчас ведет активную общественную работу.
Ежегодно проводит встречу ветеранов полка, выступает перед ними. Активно участвует в военно-патриотической работе и воспитывает у молодежи любовь к Родине. Часто выступает по телевидению, передает свой боевой опыт молодежи и прославляет авиацию как род войск.
Я счастлив тем, что мне пришлось в самые трудные годы войны работать вместе с Валентиной Степановной – отличным командиром и человеком.
Я многому научился у нее: как относиться к подчиненным и заботиться о них. В последующей моей службе старался поступать также. И за эту учебу очень благодарен ей.
Так вот, как-то в марте, Валентина Степановна пригласила к себе в кабинет командира 3-й авиаэскадрилии Василия Ивановича Лебедева и меня, и сказала: «Получена директива командования сформировать 334 полк АДД, который войдет в состав I гвардейской армии АДД. Штаб и летный состав полка будет в основном укомплектован опытными кадрами из 101-го и 102-го полков, молодежь придет из школ ВВС и ГВФ. Командование 101-го полка решило поручить эту миссию Вам, назначив Лебедева командиром полка, а Баракова – начальником штаба. Вы друг друга хорошо знаете, дружите семьями, в полку более 2-х лет. Работали отдельной от дислокации полка группой и все боевые задания выполняли успешно. Надеюсь, что с этим поручением вы справитесь».
Она высоко оценила мастерство и большой боевой опыт летчика 1-го класса Лебедева, а также мои организаторские способности, нашу военную подготовку и развитое чувство ответственности. При этом она мне напомнила, что в январе 1943 года, когда формировался 110-й авиаполк, куда я должен был идти начальником штаба, она удовлетворила мою просьбу остаться в коллективе 101-го полка, намекнув тем самым, что сейчас отказываться уже неприлично. На прощанье Валентина Степановна сказала: «В практической работе вы друг друга дополните: Василий Иванович займется организацией полка и обучением летного состава, а Ивам Васильевич – организацией наземной подготовки, поддержанием воинского порядка, решением хозяйственных вопросов. Война катиться на Запад. Я скоро уеду в Москву на другую работу, а вам надо расти по службе. Так, что прошу от предложения не отказываться. Получите 2 самолета от 101-го и один от 102-го полков, а остальные доставят с заводов. Аэродромом формирования и обучения летного состава назначен Воротынск».
И в конце марта 1944 года три самолета ЛИ-2, пилотируемые командиром полка Лебедевым и командирами эскадрилий Валуховым и Федоренко взлетели с аэродрома г. Пушкин и, взяв курс на юг, приземлились в г. Воротынске.
На этих самолетах помимо нас прилетело руководство и штаб полка в следующем составе:
- заместитель командира полка по политической части Максименко Кирилл Власович,
- заместитель командира полка по летной части Гаврилов Тимофей Кузмич,
- начальник штаба полка Бараков Иван Васильевич,
- инженер полка Спиридонов Василий Иванович,
- инженер полка по вооружению Коваленко Яков Тимофеевич,
- штурман полка Колесников Игорь Матьвеевич,
- заместитель штурмана полка Лужин Николай Антонович,
- начальник связи полка Грачев Юрий Георгиевич,
- начальник оперативного отдела Артамонов Лчктор Иванович,
- помощник начальника штаба по разведке Волков,
- инженер 1-аэ Тайхман Аркадий Моисеевич,
- инженер 2-аэ Ващенко,
- инженер полка по спецоборудованию Санжаренко В.Д,
- командир 1-аэ Валухов Иван Степанович,
- командир 2-аэ Федоренко В.М.,
- командир 3-аэ Севостьянов,
- начальник строевого отдела Гаген Виктор Эдуардович,
- врач полка Клычкиков Василий Иванович,
- штурман 3-аэ Драгомир Василий Саввич и другие товарищи. Остальной летно-технический состав прибыл на аэродром Воротынск группами или поодиночке.
Командир полка, командиры эскадрилий и специалисты, побеседовав с каждым прибывшим, распределили их по подразделениям в зависимости от специальности, подготовки и опыта работы.
На должность командиров кораблей и отрядов были назначены товарищи Станииевский, Сетанин, Агеев, Борисов, Подмоков, Исмаилов, Сорокин, Якупов, Ивлиев, Горелов, Новаторов, Мариев, Поташов и др. У каждого из них был большой опыт летной работы на линиях ГВФ, где они летали вторыми пилотами, а некоторые были инструкторами в школах ГВФ или окончили курсы командиров кораблей.
У большинства прибывших летчиков был большой налет на различных типах самолетов при отличной и хорошей технике пилотирования. Такие летчики как Станишевский, Борисов, Сметанин вскоре стали заместителями командиров эскадрилий, а ряд других – командирами отрядов и инструкторами по обучение летного состава.
Особенно хочется отметить хорошую специальную подготовку, воинскую выправку, дисциплинированность прибывших из школ ВВС на должности вторых летчиков товарищей Солдатова, Сиромашенко, Самарского, Соколова, Чкалова, Малова, Долицкого, Тишайкина
и других, а также штурманов кораблей Нядточего, Тернового, Разумова, Буданцева, Козлова, Цуха, Варюхшина, Савельева, Шишова, Овчинникова и др. Из школ ВВС также с хорошей специальной подготовкой прибыли и остальные специалисты: радисты, воздушные стрелки, механики, мотористы.
Офицеры разместились в деревне в частных домах, а сержантский состав в палатках и землянках. Штаб полка – на аэродроме в землянке.
У прибывшего летно-технического состава настроение было приподнятое, боевое. Все горели желанием скорей закончить наземную и летную подготовку и идти в бой, бить немецких захватчиков. Высокая специальная подготовка прибившего летно-технического состава облегчила командованию полка задачу переучивания на новый тип самолета.
Главной целью командира полка, инструкторов было проверить технику пилотирования командиров кораблей, укомплектовать экипажи и подготовить их к боевой работе ночью в простых и сложных метеоусловиях.
В течение двух месяцев (апреле и мае) днем и ночью проходила кропотливая латная и наземная подготовка: занятия, проверки, тренировки ленчиков, штурманов, радистов и воздушных стрелков.
Особенно тщательно проводились предполетная подготовка и полеты. Инструкторы Гаврилов, Валухов, Станишевский, Борисов и другие не выходили из самолетов в течение всего дня или ночи. Особо хочется отметить заместителя командира полка Героя Советского Союза Гаврилова Т.К., летчика 1-го класса отлично владевшего техникой пилотирования. Он летал днем и ночью, передавал свое летное мастерство и боевой опыт прибывшему летному составу, был по характеру скромным и общительным человеком, в полку пользовался заслуженным авторитетом. Штурмана полка Колесникова Игоря Матвеевича – обаятельного и высокообразованного человека. По специальности архитектор-строитель, он в годы войны стал штурманом высокой квалификации. Много сделал по подготовке штурманов к боевой работе. Инженера полка – Спиридонова Усилия Ивановича. Он был хорошим специалистом, инициативным и требовательным офицером к себе и подчиненным. Не знал усталости, контролировал и обучал борттехников, авиамехаников и мотористов
к подготовке самолетов к боевому вылету.
Вообще-то самоотверженно трудились все, не считаясь ни с усталостью, ни со временем. Случались и неприятности. В одну из ночей немецкие самолета сбросили не аэродром несколько 100 и 250 кг фугасных бомб, а также много небольших бомб («лягушек»). В траве их плохо видно, но стоит наехать на такую «лягушку» машине или самолету, как бомба взрывается.
Ликвидацией последствий бомбежки занимался весь полк: часть людей заделывала воронки на грунте, вторая часть прочесывала летное поле. Было обнаружено несколько десятков бомб, которые специалисты обезвредили. К счастью большого урона этот налет не дал.
Благодаря неутомимой работе командиров и инструкторов: Лебедева, Гаврилова, Валухова, Станишевского, Федоренко, Сметанина и других – на подготовку экипажей потребовалось минимальное время, летный состав был подготовлен к боевым действиям, доведен
по численности до штата и укомплектован самолетами. Командир 1 авиадивизии генерал-майор авиации Картаков отдал приказ о том, что 334 полк АДД сформирован и вступил в число действующих частей армии. В связи с окончанием подготовки полка к боевым вылетам радист 2-аэ т. Черлин Анатолий Давыдович написал стихотворение:
Сил не щадя, не досыпая,
Рискуя всем, друзей теряя,
Мы рвались встретиться с врагом,
Чтоб отстоять свой отчий дом.
Простые русские слова:
Калуга, Воротынск, Ока,
Для нас не эти имена –
Рожденье нашего полка!
И здесь, на окских берегах,
Взлетел наш полк лавиною крылатой.
На немцев нагоняя страх,
Взял точный курс: на фронт – на Запад!
ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ НА АЭРОДРОМ НОВО-РОПСК И ПОЛУЧЕНИЕ БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
В начала июня 1944 года, когда полк был готов к выполнению боевых задач, нас перебазировали на аэродром Ново-Ропск Климовского района Брянской области. Сержантский состав разместился в палатках на аэродроме. Офицерский состав в школе.
В это время на Центральном фронте в Белоруссии велись бои местного значения, на фронтах стояло относительное затишье, стороны готовились к решающим боям. Настроение у личного состава было приподнятое. Новая обстановка, солнечные летние дни – все это радовало. Каждый член экипажа мечтал скорее лететь на боевое задание. Все рвались в бой с немецкими захватчиками.
Особенно радостным для личного состава полка стал день 4 июня 1944 года, когда член Военного Совета Дальней авиации генерал-майор авиации Гурьянов от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил полку Боевое Красное Знамя.
Это был настоящий праздник!
Личный состав построен на стоянке самолетов. Товарищ Гурьянов, вручая боевое Красное Знамя сказал:
«Советский народ, его вооруженные силы под руководством Коммунистической партии полны решимости, очистить нашу Родину от фашистских захватчиков, разбить их в собственном логове и принудить немецкое командование к капитуляции.
С каждым днем Советская Армия получает все больше самолетов, танков, орудий и наносит удар за ударом по врагу. Дальняя авиация пополняется десятками вновь сформированных частей.
Ваш полк закончил формирование и вступил в число действующих частей армии.
Так бейте же без устали бесстрашно ненавистного врага – фашистов. Чем быстрее разобьем врага, тем больше сохраним жизней советских людей и приблизим час Победы!»
Командир полка Василий Иванович Лебедев, получая боевое Красное Знамя сказал:
«Товарищ генерал, разрешите заверить Вас от себя и личного состава полка в том, что полк будет наносить бомбовые удары по врагу, где бы он ни был и выполнит любые поставленные задания командования. Будем бить врага не щадя своей жизни до полной Победы».
Затем выступили еще 3 офицера, а командир корабля т. Мариев сказал:
«Русские всегда били прусских, и на этот раз будет так».
До поздней ночи офицеры делились своими впечатлениями и с нетерпением ждали первого боевого вылета.
И вот он наступил.
В тихую короткую июньскую ночь 13 числа 1944 года полк произвел первый боевой вылет с аэродрома Ново-Рспск по уничтожению самолетов и личного состава противника на аэродроме Бобруйск.
На командном пункте в землянке собрались командиры авиаэскадрилий. Командир полка т. Лебедев поставил боевую задачу: – «бомбардировать материальную часть, самолеты и летно-технический состав противника на аэродроме Бобруйск. Командиры отрядов, эскадрилий и опытные командиры кораблей, – сказал он, – пойдут инструкторами. Первым взлетаю я, за мной остальные в порядке нумераций эскадрилий. Высота бомбометания 2500 метров. Связь держать с КП и докладывать о перелете линии фронта, при подходе к цели и о выполнении боевого задания».
Вылет на боевое задание прошел организовано, самолет за самолетом уходил на запад к намеченной цели. Всеми экипажами боевое задание было выполнено успешно. У экипажей настроение приподнятое, все делиться впечатлениями о первом вылете: кто, где и сколько видел очагов пожара в районе цели, в каком пункте их обстреляла зенитная артиллерия, как просматривалась линия фронта. Разговоры были оживленными, еще и потому, что после полета выдали каждому по 100 грамм водки.
Командирам подразделений пришлось вмешиваться и отправить экипажи на отдых, т.к. на вторую ночь предстояло выполнять следующее боевое задание. В этот период в восточной Белоруссии готовилась операция под кодовым названием «Багратион». Предстояла напряженная боевая работа.
Какова была обстановка на фронтах?
После упорных наступательных зимних и весенних боев в восточной Белоруссии положение стабилизировалось. К 22 июня 1944 года линия фронта проходила восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и далее по реке Припять до Ковеля.
Советским войскам здесь противостояла мощная группировка «Центр» силой 97 дивизий и 13 бригад, 9500 танков, 1350 самолетов. Для проведения Белорусской операции привлекались силы четырех фронтов – 1-й Прибалтийский (командующий Захаров) и 1-й Белорусский (командующий Рокосовский), 2 и 3-й авиации Дальнего действия и Днепровская флотилия. Мы имели 1,4 млн. человек, 31000 орудий и минометов, 5200 танков и 5300 самолетов.
Утром 23 июня главные силы 1-го Прибалтийского, 3 и 2 Белорусских фронтов перешли в наступление, окружили Витебскую группировку и 26 июня 1944 года освободили Витебск. 1-й Прибалтийский фронт освободил Полоцк, 3-й Белорусский фронт 30 июня 1944 года освободил Борисов и все три фронта продолжали наступать на запад.
24 июня перешел в наступление 1-й Белорусский фронт и овладел Бобруйском, 28 июня 1944 года Брестом, а 3 июля – Минском.
В результате проведения операции наши войска освободили Белоруссию; уничтожили 380 тыс. человек, 631 самолет, 2735 танков, 8702 орудий, много минометов, пулеметов, автомашин, взяли в плен 160 тыс. солдат и офицеров.
А 17 июля 1944 года 57600 солдат и офицеров, взятых в плен в Белоруссии, прошли под конвоем советских солдат по центральным улицам столицы нашей Родины г. Москвы.
Фашисты обещали устроить парад 7 ноября 1941 года в Москве. Вместо этого им предоставили возможность пройти по Москве в 1944 году, правда, под конвоем советского солдата. За 10-15 дней до начала Белорусской операции фронтовая и Дальняя авиация наносила мощные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, оперативным и стратегическим резервам, скоплению танков, артиллерии. В этих действиях участвовал и наш полк.
В то же время многотысячная армия партизан взрывала железные дороги и мосты, пускала под откос железнодорожные эшелоны с боевой техникой и войсками. Партизаны создавали невыносимые условия для противника и тем самым активно способствовали изгнанию фашистов с родной Белоруссии.
Партизаны наносили смелые и неожиданные удары по противнику с тыла, перерезали пути отступления врага, беспощадно истребляли его живую силу и боевую технику. Вели разведку, захватывали населенные пункты. В то же время труженики тыла снабдили вооруженные силы первоклассной техникой и продовольствием, боеприпасами. Все это способствовало успешному проведению одной из самых крупных операций наших войск.
Победа в Белорусской операции явилась новым триумфам советского военного искусства, победой Советской Армии и всего народа.
ПОЛЕТЫ С АЭРОДРОМА ДОКУДОВО
По мере продвижения Советской армии на запад и наш 334 авиаполк перебазировался на аэродром Докудово Крупского района. Это произошло в середине июля 1944 года. Деревня Докудово была полностью сожжена, все население ушло к партизанам или угнано немцами на запад. Полк разместился в палатках и землянках, и продолжал наносить бомбовые удары по железнодорожным узлам, аэродромам и резервам противника.
При одном из боевых вылетов на железнодорожном узле Цейсис не вернулся с боевого задания командир корабля Подмоков. На борту его самолета находился инструктор-штурман полка Колесников Игорь Матвеевич. Он вывозил молодого штурмана.
Личный состав полка с тяжелым чувством перенес гибель т. Колесникова, любимца полка.
Стрелок-радист т. Черлин А.Д. в тот же день написал стихотворение:
«Война взрывала города и пашни,
Неумолимо двигалась как рок,
Наш друг - Колесников бесстрашный,
С задачи не вернулся в срок.
Он был в работе самым лучшим,
Мы всей душой его любили,
Да! Оказался вправду злополучным
Его двухсот пятьдесят первый вылет».
На посту штурмана полка Колесникова сменил Николай Антонович Лужин, ныне заслуженный штурман СССР. В войне участвовал с первого дня в качестве штурмана корабля, отряда, эскадрильи и зам. штурмана полка. Он был четырежды ранен, но войну закончил вылетом на Берлин. Скромный и обаятельный офицер, в полку пользовался заслуженным авторитетом, дисциплинирован. Николай Антонович, человек из легенды, четырежды его самолет сбивался, но после лечения и небольшого отдыха он возвращался в полк и продолжал выполнять боевые задания. В 1943 году его самолет сбили, он организовал партизанский отряд и бил немцев. Где и кик сбивали, хорошо написал
о нем его товарищ и друг т. Драгомир В.С. в приложении к альбому. За время войны совершил более двухсот боевых вылетов. Награжден 23-мя орденами и медалями. В настоящее время работает ведущим инженером в ЦНИИ «Курс» в г. Москве.
Зам. штурмана полка назначен Василий Саввич Драгомир. Он совершил более 300 боевых вылетов, грамотный и инициативный офицер, трудолюбив, штурман высокой квалификации, в полку был большим авторитетом. Награжден орденом Красного Знамени, пятью орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени и многими медалями. После ухода на пенсию работал председателем колхоза. Но летный опыт не давал покоя. И Василий Саввич по собственной инициативе организовывает местный аэродром в г. Шаргороде Винницкой области. Пробивает разрешение, отстраивает его и назначается его первым начальником Василий Саввич только несколько лет назад ушел на пенсию с этого поста.
Я рассказал об относительно молодых людях (им не было еще и 30-ти лет), но уже опытных боевых ассах. Это была наша гвардия.
Но в полку было много молодежи, их посути дела ребячий задор поднимал настроение, не давал многим покоя. Инициативная молодежь: летчики Долицкий, Исмаилов, Михонов, борттехник Симоненко собрали с офицеров деньги и купили духовой оркестр.
Оркестр есть, а играть негде. Тогда своими силами построили клуб из деревянных немецких щитов. Он же нам стал и классом.
В классе мы проводили предполетную подготовку, ставили боевые задачи экипажам, делали разбор полетов и после выполнения боевых заданий, проводили огневые конференции с разбором теоретических положений и практических навыков. Специалисты полка и дивизии выступали с докладами, как по бомбометанию, так и по воздушной стрельбе. Вечерами же там занималась художественная самодеятельность.
Кругом гремела война, а в нашем клубе после боевых вылетов гремели литавры духового оркестра и звенели песни. Петь в полку очень любили, у нас были свои и поэты, и композиторы.
Так запомнилась одна песня «Лина», положенная на музыку летчиком Юрой Соколовым (сейчас он полковник в отставке), а слова, не помню чьи, по-моему, как говорится, народные:
Милая, не плачь, не надо,
Грустных писем мне не шли,
Знаю, ты сама не рада от любимого вдали.
Припев:
Верь, что время быстро промелькнет,
Разобьем врагов своей страны.
До ворот Берлинских полк дойдет,
А затем конец войны!
Милый твой по городу пройдет,
Где так много лет он не бывал
Лина! Старый домик твой найдет,
Крепко, крепко обоймет.
Припев:
Если ж землю обнимая,
Ляжет с пулею в груди,
Лина! Ты о нем не плачь родная
И домой его не жди.
Слова припева стали пророческими для нашего полка. Действительно, войну полк закончил у ворот Берлина и за заслуги в Берлинской операции приказом Верховного Главнокомандующего стал именоваться «Берлинским». Но чтобы добиться такой чести, надо было работать. И мы не жалели сил. Большее внимание уделялись практической подготовке полка к выполнению боевых задач. Так на аэродроме в Докуково было проведено занятие с практическим применением микрофонной связи самолета с командным пунктом. Это было необходимо сделать, так как некоторые командиры кораблей недооценивали необходимость связи с землей.
Выделили два самолета и всех командиров и штурманов поочередно подняли в воздух. При этом взлет, посадка, перестройка, с правого на левый пеленг производились по команде с земли. Командиры так же докладывали на КП о пролете дальней и ближней радиостанций. Командиры кораблей на практике убедились, как в полете нужна и полезна микрофонная связь между самолетами и командным пунктом.
Помимо практической вся партийная и политическая работа в полку была направлена на обеспечение наступательного порыва, воспитания высокого боевого и политико-морального состояния личного состава полка, но то как лучше выполнить задачу, поставленную Верховным Главнокомандующим: в мае 1944 года «Очистить советскую землю от оккупантов, восстановить государственные границы Советского Союза по линии от Черного до Баренцево моря и завершить разгром противника на его земле».
Партийную, комсомольскую и политико-воспитательную работу возглавлял мой друг и товарищ заместитель командира полка по политчасти Кирилл Власович Максименко. Этот высокообразованный, скромный, обаятельный, трудолюбивый человек, учитель по профессии, ни знал усталости, днем и ночью находился среди личного состава, лично проводил лекции и беседы, направлял партийную и комсомольскую организации на обеспечение выполнения боевых заданий, поставленных полку.
Это он был инициатором в строительстве клуба, организации самодеятельности в полку. При новой дислокации мы либо строили, либо приспосабливали помещение под клуб. Так было на аэродроме Светлана и Кренги.
Партийную организацию возглавлял парторг капитан Недогреев, а комсомольскую – комсорг Гришин. Они были верными помощниками т. Максименко, через них он руководил партийной и комсомольской организациями.
К середине августа 1944 года немецкие войска были изгнаны за пределы границ нашей Родины (кроме Прибалтики) и полк приступил к перебазированию на новый аэродром Светлана Сморгоньского района.