101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 1)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 22.11.2024, 16:13

 
 
АБРАМОВ Петр Петрович
Командир корабля
Герой Советского Союза
Гвардии подполковник
 Родился 26 декабря 1915 года в селе Полтавченское теперь Кущевского района Краснодарского края.
 В 1933 году окончил в Ростове-на-Дону ФЗУ связи, а в 1937 году - Батайскую школу гражданской авиации. Работал пилотом ГВФ. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года, мобилизован приказом НКО, воевать начал летчиком 2-й эскадрильи Особой Прибалтийской Авиагруппы ГВФ, совершил около 600 вылетов, одним из первых на санитарном самолете освоил полеты в тыл противника, совершил 49 вылетов, в том числе более 20 вылетов с посадкой во вражеском тылу, 28 вылетов в расположение партизанских отрядов. Перевез 784 раненых красноармейцев и партизан, военных и медицинских работников, доставил 9610 кг медикаментов, боеприпасов, оружия и продуктов.
В 1942 году прибыл в 101 АП, зачислен в экипаж Бабиевского на должность пилота, затем переведен на должность командира корабля, как пилот совершил 63 боевых вылета, из них 27 ночных вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов Орел, Курск, Рославль, Брянск, Вязьма, 36 дневных вылетов в интересах Юго-Западного Фронта в район Калач для доставки частям Красной Армии боеприпасов, горючего и эвакуации раненых. На его счету за время службы в 101 АП более 300 боевых вылетов, особенно отличился при выполнении боевых заданий в интересах штабов партизанского движения по доставке оружия, боеприпасов и продовольствия партизанам Белоруссии и Украины, к декабрю 1943 года на его счету было около 50 вылетов в районы Брянск, Пинск, Мозырь, Овруч, Осиповичи, Бегомль, Бобруйск, Брянск, Полоцк, в том числе с посадкой на партизанских аэродромах.
Всего за годы войны совершил более 900 вылетов.
 В августа 1946 года уволен в запас. Жил в городе Ростов-на-Дону.
Скончался 18 сентября 2007 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, награжден званием Героя Советского Союза, орденом Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 2-мя орденами Красной Звезды, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда" и другими наградами Советского Союза. 
 
 
ЧЕРНОПЯТОВ Георгий Владимирович
Командир корабля, командир АЭ
 Гвардии майор
Герой Советского Союза
Родился 26 апреля 1911 года в городе Туле.
Окончил 8 классов. Работал на заводе слесарем. Учился в Тульской школе ОСОВИАХИМ, где получил начальную летную подготовку, там же впервые встретился с В.С.Гризодубовой, работавшей в авиашколе летчиком-инструктором. Окончил Тамбовскую школу летчиков Гражданского Воздушного Флота. С 1932 года работал в ГВФ, имел богатый опыт пилотирования, накануне войны руководил Восточносибирским управлением ГВФ.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии, летал в составе Авиагруппы Особого Назначения при Генштабе Красной Армии, произвел 81 дневной вылет для доставки продуктов, боеприпасов и медикаментов в блокадный Ленинград.
 С апреля 1942 в составе 101 АП, совершил 207 ночных боевых вылетов, в том числе 8 вылетов по переднему краю обороны противника и артиллерийским позициям в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, 3 вылета на бомбардирование военно-промышленных центров Финляндии в районе Хельсинки, 5 вылетов с оперативного аэродрома Калиновка 21-23 сентября 1944 года по специальному правительственному заданию для доставки грузов в Италию на аэродром совместного базирования антигитлеровской коалиции Бари (с этого аэродрома в дальнейшем грузы перебрасывали Югославским партизанам), 46 вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Овруч, Щорс, Мозырь, Ново-Зыбково, Осиповичи, Брянск, Гомель, Борисов, Могилев, Бобруйск, Полоцк для сброса груза, парашютистов, эвакуации детей и раненых партизан, 23 раза совершал посадки на партизанских аэродромах Салтановка, Смелиж, Кожушки, Усохи, Голынка, Альбинск, Дуброва, именно Георгий Владимирович осуществил первый вылет с посадкой из летчиков 101 АП на партизанском аэродроме (7 августа 1942 года осуществлена посадка на площадке Салтановка), 145 бомбардировочных вылетов по железнодорожным узлам, скопления эшелонов, живой силы и техники, портов и аэродромов противника в районах Курск, Орел, Вязьма, Льгов, Ржев, Рославль, Жуковка, Брянск, Смоленск, Унеча, Карачев, Болхов, Лида, Полоцк, Борисов, Толочин, Орша, Бобруйск, Мемель, Рига, Тильзит, Инстербург, Даркамен, Либава, для разрушения узлов сопротивления на участках Брянского Фронта, в районе Синявино на Волховском Фронте, на Псковско-Нарвском, Смоленском и Курском направлениях, по переправам фашистских войск через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду. Личный состав, руководимой им 2-й авиаэскадрильи 101 АП, совершил более 1500 ночных боевых вылетов.
Из наградного листа:
«……….
Выполняя ответственное задание по доставке руководящих работников штабов партизанского движения на самые отдаленные партизанские точки – самолет попал в сложные метеоусловия. Придя по расчету времени на цель тов. Чернопятов стал разыскивать условные сигналы, но их нигде не было. Уверенный в том, что он точно находится над целью тов. Чернопятов стал делать круги, усиленно разыскивая условные сигналы, на четвертом заходе им были замечены зажженные костры. Убедившись, что он находится над целью, уверенно повел самолет на посадку.
 ……….»
В январе 1945 года прибыл на новое место службы в 26 Гвардейский Бомбардировочный Авиационный Брестский полк на должность заместителя командира полка, с марта по май 1945 года произвел 10 боевых вылетов по военным объектам на территории Восточной Пруссии и фашистской Германии в районы Кенигсберг, Данциг, Пиллау, Гдыня, Свинесюнде, Мюнхенберг, Берлин, вылеты производились на самолете Б-25.
Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 298 боевых вылетов.
Огромное значение придавал подготовке летно-подъемного состава. Параллельно с боевой работой, имея богатый опыт и мастерство пилотирования в сложных условиях, являясь одним из лучших летчиков-инструкторов, подготовил в составах 101 АП и 26 ГБАБП более 40 молодых пилотов.
На кануне Дня Победы получил тяжелое ранение от шальной пули попавшей в спину, был переправлен в аэродромный госпиталь Монино. Жизнь отважного советского летчика оборвалась в День Победы - 9 мая 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
АиФ Смоленск №22 от 30.05.2012г.
«А с этим человеком я был знаком лично, - говорит ветеран войны Иван Павлович Евдокимов, указывая на фотографию Героя Советского Союза Георгия Чернопятова. - Наши полки базировались на одном аэродроме. Однажды вечером командование получило шифровку: «Отбой всем полетам». Все поняли, что это означает конец войны. Мы собрались в отдельной комнате, разговаривали. Чернопятов сидел на табуретке. И вдруг у кого-то из заднего кармана брюк выпал пистолет ТТ. Дело в том, что один патрон уже был загнан в пистолет - летчики так делали перед вылетом, чтобы взять с собой больше патронов. Пистолет выпал, ударился о пол, прогремел выстрел. Георгий Чернопятов получил тяжелое ранение и через два дня скончался. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, а через месяц пришел указ о присвоении ему звания Гороя Советского Союза посмертно. Всю войну пролетал человек под выстрелами, а погиб вот так нелепо»
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, Чернопятову Г.В. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, награжден 2-я орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями "За Боевые заслуги", "Партизан Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда" и другими наградами Советского Союза.
 
Могила Чернопятова Г.В. на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
 
 
 
ЛУНЦ Борис Григорьевич
Герой Советского Союза
Командир корабля, командир АЭ, зам. ком. полка Герой Советского Союза
Гвардии майор
Родился 8 мая 1908 года в городе Дрезден, куда в 1902 году эмигрировала его мать -профессиональная революционерка. С 1915 года жил в России. Окончил в Москве рабфак.
В Красной Армии с 1926 года. В 1927году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 года - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. До 1930 года служил авиамотористом в строевых частях ВВС. Участвовал в боях КВЖД.
В 1931 году окончил Балашовскую летную школу Гражданского воздушного флота.
С 1931г. до 1941г. работал пилотом в Управлении ГВФ УССР.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Войну встретил в составе Киевской Особой Авиагруппы ГВФ в должности командира корабля, совершил 125 боевых вылетов, в том числе 31 вылет ночью в глубокий тыл врага (Прага, Плоешти, Ровно, Гомель), остальные вылеты дневные по снабжению города Ленинграда боеприпасами, вооружением и продуктами.
В 101 АП с мая 1942 года в должности командира корабля, затем заместитель и командир эскадрильи, заместитель командира 101 АП. За время боевой работы в Гвардейском Красносельском совершил 279 боевых вылета (265 ночных и 14 дневных). Среди этих вылетов: 5 на бомбардировку военных объектов на территории Восточной Пруссии; 7 по артиллерийским позициям и переднему краю обороны противника в районе Красного Села на Ленинградском Фронте; 3 на бомбардирование военно-промышленных центров Финляндии в районах Хельсинки и Котка; 126 вылетов по заданиям штабов партизанского движения и спецзаданиям НКВД СССР; а также вылеты на бомбардировку железнодорожных узлов и эшелонов, скоплений живой силы и техники, узлов сопротивления врага в районах Смоленск, Курск, Орел, Брянск, Вязьма, Ржев, Щигры, Рославль, Сычевка, Синявино, переправ через реку Дон и на подступах к Сталинграду фашистских войск, транспортные вылеты в интересах Волховского фронта по снабжению частей генерала Масленникова находящихся в окружении.
 
Слева на право: штурман 101 АП В.М.Юрчаков, командир партизанского соединения
 Герой Советского Союза генерал-майор А.Н.Сабуров, командир корабля 101 АП
Герой Советского Союза Б.Г.Лунц, врач(хирург) партизанского соединения
 Наумова М.М.Тарасов, А.К.Богомол
 
Совершенные Борисом Григорьевичем вылеты в партизанские соединения имеют широкую географию – Хинель, Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Брянск, Ново-Зыбково, Осиповичи, Слуцк, Олевск, Борисов, Бобруйск, Мглин, Полоцк, из 126 вылетов к партизанам 56 были с посадками на площадках Мамаевка, Речица, Дубровка, Кожушки, Смелиж, Салтановка, Альбинск, Дуброва, Горилец, Ушачи, Поречье Сабурово. Одним из первых осваивал новые партизанские аэродромы, в том числе 10.10.1942 площадку Смелиж, 21.03.1943 Речица (100 км западнее Чернигов), 22.03.1943 – Дубровка (65 км северо-восточнее Овруч), 26.01.1943 – на льду оз. Червоное (Гомельская обл.), Кожушки (50 км юго-восточнее Мозырь). Вывез на «Большую землю» более 500 раненых, доставил в глубокий тыл противника более 80 тонн грузов жизненно важных для партизанских соединений.
Из наградных листов:
 «...............
Партизаны многочисленных отрядов знают Лунца, как одного из лучших летчиков с «Большой Земли». Фамилия Лунц стала для партизанских отрядов – паролем. Сбитые и побывавшие у партизан летчики рассказывают: - что при проверке в партизанских штабах задают первый вопрос – кого он знает из летчиков с «Большой Земли», летающих к ним – и если отвечающий назовет фамилию Лунц – это уже наполовину убеждает партизан, что пришедший действительно Советский летчик. 5 июля 1943г. тов. Лунц получил ответственейшее задание – вылететь с посадкой на партизанскую площадку (По боевому донесению вылет в ночь с 5 на 6 июля производился на площадку Сабурово, 5 км западнее Храпунь что на 60 км северо-западнее Олевск), в глубокий тыл противника, перевезти груз и командира партизанского отряда Генерал-майора Наумова, на обратном пути вывезти секретаря ЦК КПУ тов. Коротченко и начальника штаба Укр.ШПД Генерал-майора Строкач. Доставив на указанную площадку груз и людей, тов. Лунц выяснил, что оставаться на день нельзя, ибо вблизи идут наземные бои и самолет может быть обстрелян артиллерией противника. Принял смелое решение перелететь на другую партизанскую площадку, находящуюся на расстоянии более 200 км., где переждать светлое время /день и только на следующую ночь благополучно вернулся на свою базу.
...............» 
«.............
7.10.42 тов.Лунцу было приказано произвести посадку в глубоком тылу противника у партизан – разведать площадку и подготовить ее для приема остальных кораблей (По боевому донесению производился вылет на площадку Смелиж). Тов.Лунц произвел посадку на совершенно незнакомой площадке, организовал оборону /в случае нападения вражеских истребителей/ принял и выпустил все самолеты и только лишь последним, по окончании задания, вернулся на свой аэродром.
................»
Не один раз десантировал спецгруппы на занятую врагом территорию. К 7 марта 1944 года летчики 3 АЭ, командиром которой был Лунц, совершили 575 ночных боевых вылетов: 98 в район Красного Села на бомбардировку артпозиций и оборонительных укреплений; 59 по военно-промышленным центрам Финляндии, 418 в интересах партизанского движения и на бомбардировку военных объектов в тылу противника. За время нахождения в 101 АП подготовил два десятка командиров кораблей.
В 1946 году вышел в запас.
 
 
Фотография Б.Г. Лунца находится в музее истории НПО «Взлет»
 
С мая 1946 года по 1964 год летчик-испытатель НИИ-17 (Научно-исследовательский институт Министерства радиопромышленности), а затем по май 1973 работал летчиком-испытателем Научно-Исследовательского Летно-Испытательного Центра (НИЛИЦ) "ВЗЛЕТ".
 Испытывал радиолокационное оборудование на тяжелых самолетах. До 1977 года продолжал работу в НИИ МРП на инженерных должностях.
В августе 1964 года присвоино почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР".
Из воспоминаний Б.Г. Лунца:
«Войну я вспоминаю редко. Во всяком случае, без причины память не ворошу. Другое дело – открытку от кого из ребят получишь или позвонят. Тогда, да, бывает. В праздник Победы еще, тоже вспоминается. Да тут день такой: не хотел бы, да вспомнишь. Обстановка заставляет. И думаю не потому это, что почерствел, от жизни приустал, чувствами оскудел, причина, видно, в памяти самой. Ведь оно как? Что и десять, и двадцать лет назад помнилось, и сейчас живо, а что до того призабылось или не стало почему-то этой памятью и нынче молчит, будто пропало. Хотя даже из того, что накрепко в душе залегло, вспоминается не похоже, по-разному. Полеты на бомбардировку - одно: вперемешку все как-то, сплошняком через память бежит. А взять к партизанам рейсы, да еще с посадкой, тут другое: тут деталей много, и видятся они не сами по себе, а одна к другой, в цепочке. Для меня первым заглавным звеном в ней – в цепочке этой – площадки партизанские. Как вспомню площадку, так и остальное потянется. Представишь, к примеру, где лес какой стоял, бугры, сосенки-елочки отдельные, кусты, и все – есть, зацепился. Эти «мелочи» тогда важными были, заставляли к себе с вниманием относится. Летали та мы на так называемые приспособленные площадки, которые аэродромами нарекать и сейчас язык не поворачивается. Но называли, называли, чтобы хоть словом партизанам за их труды воздать. Им эти «приспособленные» нелегко давались. Техника-то у них какая известно: руки и лопата. Ну, топор еще. Все равно особо не разгонишься. ……………………………………….»       Прочитать полностью
 
Проживал в г.Москве. Умер 5 февраля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в г.Москве.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, присвоено звание Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина, 2-мя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 3-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями "Партизан Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда" и другими правительственными наградами.
 
 
МАСЛЕННИКОВ Виталий Иванович
Герой Советского Союза
Гвардии подполковник
Командир корабля
Родился 18 апреля 1908 года в селе Шарташ Березовского района Свердловской области.
 Окончил сельскую и Свердловскую опытно-показательную им.Ленина школы. В 1929 году был направлен в школу летчиков. С тех пор вся его жизнь связана с авиацией.
В Великой Отечественной войне участвовал с первых ее дней и до дня Победы.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии, летал в Московской группе Особого Назначения, совершил 146 вылетов в блокадный Ленинград и в глубокий тыл противника.
В 101 АП к сентябрю 1943 года совершил 193 боевых вылета, из них 59 вылета на бомбардировку объектов и войск противника, 56 вылетов по спец.заданиям Штабов партизанских движений и НКВД для сброса различных грузов и парашютистов, 32 вылета с посадкой на партизанских аэродромах. Уделял большое внимание подготовке в руководимой им авиаэскадрильи летных кадров, подготовил 25 командиров кораблей. Одним из первых в полку произвел посадку на партизанском аэродроме, один из первых начал летать на машинах с дополнительными топливными баками. Выходил первым на цель снижаясь до минимальной высоты с целью поджечь хорошо замаскированную цель противника давая возможность другим экипажам точно произвести бомбометание. 
После увольнения в запас работал в Гражданском Воздушном Флоте и Полярной авиации.
Проживал в г.Москве.
За героизм и мужество проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза, награжден 2-мя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды и многими правительственными наградами.
 
 
 
 
 
 
 
 

Страница 2    Страница 3    Страница 4     Страница 5     Страница 6     Страница 7
Страница 8    Страница 9   Страница 10

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.