101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Командиры кораблей (страница 2)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 12:39

 

 
 
КОВАЛЕВ Валентин Федорович
Командир корабля
Гвардии капитан
Герой Советского Союза
Родился 16 июля 1914 в Азербайджане в городе Баку.
В городе Минеральные Воды 1931 году окончил аэроклуб. В 1933 году окончил школу Фабрично-заводского ученичества. После учебы в ВЛПШ (Высшая летно-планерная школа), располагавшейся в Крыму около г. Феодосия на горе Узун-Сырт, в 1934 году вернулся в родной город Баку где работал планеристом-инструктором в аэроклубе. В 1937 году окончил Батайскую школу пилотов ГВФ, работал пилотом учебной эскадрильи Енисейского объединенного авиаотряда ГВФ.
Участник Великой Отечественной войны с 15 августа 1942 года.
Прибыл в расположение 101 АП в конце августа 1942 года, на должность пилота, за тем в феврале 1943 года переведен в командиры кораблей, войну закончил как командир 2 АЭ 101 АП. Как командир корабля произвел 154 самолетовылета. Всего совершил 194 боевых вылета, из них: 25 дневных вылетов в интересах штаба 1-го Белорусского Фронта (доставка ГСМ) и для обеспечения 2-й Ударной Армии находящейся в окружении; 43 ночных вылета по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Брянск, Орел, Щорс, Мозырь, Овруч, Киев, Гомель, Полоцк, Лепель, 19 раз производил посадки на партизанских аэродромах Альбинс, Смелиж, Хинель, Кожушки, Дуброва, доставлял грузы и парашютистов, эвакуировал детей и раненых партизан, сбрасывал в глубоком тылу противника диверсионные группы; 4 вылета с оперативного аэродрома Калиновка (Киев) 21-23 сентября 1944 года по специальному правительственному заданию для доставки грузов в Италию на аэродром совместного базирования антигитлеровской коалиции Бари (с этого аэродрома в дальнейшем грузы перебрасывали Югославским партизанам); 19 ночных вылетов на бомбардирование фашистских войск на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду; 2 ночных вылета по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки и Котка; а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, скоплениям эшелонов и войск врага в районах Тамаровка, Жуковка, Орел, Брянск, Смоленск, Глазуновка, Болхов, Навля, Маховая, Орша, Оболь, Борисов, Полоцк, Лида, по летным полям и самолетам противника на аэродромах Сеща, Олсуфьево, Бобруйск, по переднему краю обороны противника и артиллерийским позициям в районе Красного Села на Ленинградском Фронте, по позициям фашистов на участках Брянского Фронта, Смоленском, Псковском и Прибалтийском направлениях, по военным объектам на территориях Восточной Пруссии и фашистской Германии.
В ночь с 17 на 18 июля 1943 года при выполнении боевого задания по бомбардированию железнодорожного узла Навля, уничтожению эшелонов, живой силы и техники, разрушению железнодорожных путей, Валентин Федорович получил ранения, ожоги лица и рук 2-й степени. К боевой работе после лечения вернулся через полтора месяца, уже 8 сентября совершив вылет с посадкой на партизанский аэродром на Зысловом Острове (Альбинск).
Из наградного листа:
«…………….
18.7.43г. при бомбардировании ж.д. узла Навля прямым попаданием зенитного снаряда был подожжен самолет. Тов. Ковалев вел горящий самолет до тех пор, пока не отказало управление. Благодаря его хладнокровию и мужеству экипаж успел выброситься на парашютах, сам тов. Ковалев последним покинул свой самолет, лишь только тогда, когда он был весь объят пламенем. …………» 
Закончил службу в Вооруженных Силах в 1946 году, сразу после передислокации авиаполка с аэродрома Вышкув (Польша) на аэродром Смоленск - Северный (Московский Военный Округ).
С 1947 года работал летчиком-испытателем НИИ-17 (Научно-Исследовательский Институт Министерства Радиопромышленности). Испытательные полеты производил на самолетах Ли-2 и Ил-12.
В 1949 году окончил ШЛИ (Школа летчиков-испытателей имени А.В. Федотова).
С 1950 года работал летчиком испытателем в ЛИИ (Летно-Испытательный Институт, ныне Летно-Исследовательский Институт имени М.М. Громова) находящимся в городе Жуковском. Участвовал в испытаниях оборудования установленного на самолетах Пе-8, Ту-2, Ту-16, Ил-28.
 
После утановления мирового рекорда на ТУ-104
Ковалев В.Ф. в центре
Прилет на ТУ-104 в Лондон, 1956 год,
Ковалев В.Ф. с права
 
С 1955 года работал в ОКБ Туполева, как летчик-испытатель первым учил летать реактивные бомбардировщики ТУ-16Р, ТУ-98, ТУ-22Б, принимал участие в отработке системы заправки в воздухе бомбардировщиков ТУ-16. Испытывал первый пассажирский реактивный самолет ТУ-104, испытывая самолеты в Туполевском бюро, установил 22 мировых авиарекорда скорости, дальности и грузоподъемности на ТУ-104 различных модификаций. С 1962 года работал на инженерных должностях в ОКБ Туполева.
 
Ковалев В.Ф., фотография из музея НПО "Взлет"
 
Диплом о установлении рекорда скорости
на самолете ТУ-104
 
Проживал в городах Москве и Жуковском Московской области.
Умер 30 ноября 1972 года, похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы.
За проявленные смелость и мастерство при испытаниях новой авиационной техники, Валентину Федоровичу в 1960 году присвоено звание Героя Советского Союза, а также присвоено почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР".
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за многолетний плодотворный труд на благо нашей Родины и укрепление ее обороноспособности награжден 2-я орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, 2-я орденами Знак Почета, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Ленинграда" и другими наградами Советского Союза. 

 

 
ШОБЫРЕВ Александр Кириллович
Командир корабля
Лейтенант
1913-1943гг.
Родился в деревне Панькино Богородского с/с Череповецкого района Вологодской области.
Службу в Красной Армии начал в г.Иркутске.
Летать начал под командованием болгарского интернационалиста Кирилла Александровича Кириллова (Биньковский) - участника воздушных боев в Испании, в Днепропетровском аэроклубе.
Затем окончил Тамбовское авиационное училище.
В 101 АП совершил 49 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и войск противника, а также в партизанские соединения Украины и Белоруссии.
Из письма внука командира корабля Шобырева А.К., погибшего 23 мая 1943 года при выполнении очередного вылета (самолет № 12-3109) в  тыл фашистов на бомбардировку скопления войск в районе Спас-Деменска.....
 «…До 1978 года в семье была "Похоронка", о том, что Шобырев А.К. пропал без вести в 1943 году и только в 1978 г. отца разыскала сестра деда, проживающая в г.Львове. Написала письмо, отправила вырезку из газеты "Красная Звезда", где была статья об эскадрильи и большая фотография личного состава, где вместе со всеми стоял дед. Были вложены воспоминания оставшихся в живых членов его экипажа. Они писали, что машину подбили самолеты противника, она загорелась, командир корабля Шобырев А.К. приказал им прыгать с парашютом, а сам пытался спасти машину. Прыгнув, они видели, что горящая машина ушла в сторону леса, больше они ничего не знали о его судьбе и оставшихся в машине членов экипажа. В своих письмах они благодарили родственников, что остались живы благодаря деду, который отдал им приказ прыгать, настоял на его исполнении и дал возможность исполнить его приказ. В письме сестра деда рассказывала, что поисковый отряд в одном из болот под Вязьмой обнаружил и извлек корпус самолета и останки членов экипажа. Останки командира корабля более 30 лет находились за штурвалом самолета, сохранились личные вещи и с руки командира были сняты часы, которые были переданы ей…..»
 
 
 
       

Изначально Шобырев вместе с двумя членами своего экипажа был захоронен в деревне Рябиновка, но в 1975 году перезахоронен в братскую могилу, находящуюся в деревне Митьково Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области. Там же, из экипажа Шобырева, покоится стрелок-радист мл.сержант Клименко Юрий Федорович. Можно предположить, что в этой братской могиле находится еще один член экипажа пилот мл.лейтенант Пономарев Евсей Михайлович, т.к. в Митьково числятся 186 неизвестных.

 
 
 
 
НИКОРОВ Леонид Викторович
Командир корабля
Мл.лейтенант
Родился в 1922 году в г.Киеве.
Совершил 58 боевых вылетов.
 Умер от ран 14.09.1943г.
Хочу обратится к поисковикам, экспертам,краеведам, военкомам, сотрудникам различных госструктур России и Белоруссии, да и просто неравнодушным людям, помочь расшифровать запись о местезахоронения, возможно кто-то сможет решить этот ребус и тем самым поможет установить место погребения героя.
Уже более десяти лет данный вопрос не дает покоя, все время к нему возвращаюсь. Выполняя боевой вылет в ночь с 1 на 2 августа 1943 года его самолет был сбит, вылет производился для сброса груза на партизанскую площадку Желижье (36 км.южнее Кличева), номер самолета 20-9202. Умер от ран 14 сентября 1943 года. В «Журнале безвозвратных потерь» авиаполка рукой начштаба Верхозина А.М. сделана запись с указанием места захоронения – Могилевская область, далее название района и деревни, даже есть номер могилы. Невзирая на, казалось бы, подробное указание, найти это место не удается. Перепроверил множество созвучных вариантов, названных района и деревни, изучил списки ныне не существующих населенных пунктов и всевозможные карты, не нашел на территории Могилевской области, и не только, чего-то похожего. Возможно зациклился на определенных версиях. Свои варианты прочтения озвучивать не буду, чтобы не сбивать желающих попробовать свои силы в поиске данного места. Буду рад любой информации.
На изображениях увеличенная запись из журнала и она же отредактированная.



Место захоронения определено! 
Огромное спасибо участнику Форума сайта с ником «Одноклассник», приславшему сообщение о существовании в Центральном Архиве МО РФ бесценного документа, который он обнаружил, занимаясь розыском информации по теме, связанной со сбитым 14 сентября 1943 года Ли-2 в районе Старой Торопы фашистским истребителем. Ли-2 совершал перелет с Бегомельского партизанского аэродрома, на месте падения самолета найдены 26 погибших и тяжело раненый летчик, командир корабля, в последующем скончался в госпитале. В результате розыска погибших командиров кораблей транспортных самолетов 14 сентября 1943 нашел Боевое донесение о потерях 492 Отдельного медико-санитарного батальона 21 гв. стрелковой Невельской дивизии. Данное донесение проливает свет на этот ребус из названий населенных пунктов, окончательно решает вопрос с поиском места захоронения Никорова Л.В., это могила №23 около деревни Грицково Великолукского района Псковской области.  Как Леонид Викторович оказался в районе Великих Лук, когда его самолет сбили в районе границы Могилевской и Брянской областей, как он перешел линию фронта и оказался в расположении 21 СД, возможно он действительно связан с гибелью Ли-2 под Старой Торопой только не как командир корабля, а как эвакуируемый на «Большую землю», какие трудности пришлось преодолеть за полтора месяца нахождения во вражеском тылу, теперь можно только предполагать. Одно можно утверждать с уверенностью, Никоров Л.В. и летчик из Боевого донесения 492 ОМСБ это один и тот же человек. В Боевом донесении медсанбата есть ряд неточностей, не правильно указаны фамилия, имя, год рождения, как в прочем и в Журнале безвозвратных потерь 101 АП, откуда-то в месте захоронения появилась Могилевская область, но в остальном ошибка исключена, отчество, воинское звание, должность, номер авиаполка, наименование авиационного училища, фамилия имя отчество супруги, место проживания, все точно.

 
Из боевого донесения (492 ОМСБ):
Ф.И.О.: Никаров Алексей Викторович
Воинское звание: лейтенант 101 АП
Должность: Командир корабля Дуглас
Партийность: Нет док.
Год рождения: 1921
Каким РВК призван: добровольно Тамбовское авиаучилище
Когда выбыл: 14.9.1943
Где похоронен: дер. Грицково Великолуцкого района
Родственники: жена Гиря Нина Лаврентьевна
Где проживал: ст. Монино Московской обл. военный городок ДОС 4

obd-memorial.ru/html/info.htm?id=81676359

 

Довоенная карта РККА


Современная карта (Яндекс)


В данный момент деревни Грицково (в документах разных лет Гритьково, Гришково) не существует, не далеко от того места, где располагалась деревня, находится вертолетная площадка и урочище Большое Грицково.  Все останки воинов из Грицково перенесены в братскую могилу в поселке Переслегино Великолукского района. Дело осталось за малым, исправить ошибку, допущенную при перезахоронении и увековечить имя погибшего командира корабля в списках воинского захоронения в Переслегино.


 
 
 
ТХОР Алексей Ульянович
Командир корабля
Гвардии ст.лейтенант 
1922-1948гг.
Родился в селе Чуков, Винницкой области.
В 1942 году окончил Гостомельскую авиашколу пилотов, а в 1943г.- Энгельскую военную авиационную школу.
В 101 АП прибыл в 15 сентябре 1943, где в качестве летчика и командира корабля совершил 90 вылетов на бомбардировки объектов и войск противника, а также в партизанские соединения Украины и Белоруссии, в том числе 2 дневных вылета, 1 вылет на г.Берлин, 23 вылета на бомбардировки переднего края обороны противника.
 Продолжая службу в составе своего гвардейского Красносельского Краснознаменного авиаполка после окончания Великой Отечественной погиб в авиационной катастрофе 17 марта 1948 года, похоронен в братской могиле на Тихвинском кладбище города Смоленска.
 
    
Братская могила на Тихвинском кладбище г. Смоленска где захоронен Тхор Алексей Ульянович
 
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда" и другими наградами Советского Союза .
 
 
МОЛЧАНОВ Сергей Филиппович
Командир корабля
Гвардии капитан
22.09.1921г.-08.05.1973г.
Родился в деревне Паринская Смоленской области.
В Красной Армии с 1940 года, в Действующей КА с 27 сентября 1942 года.
В 101 АП прибыл на должность штурмана в звании мл.лейтенанта в 1943 году. В конце 1943 года - командир корабля. За период работы в полку к 17 марта 1944 года совершил 132 боевых вылета, в том числе 23 вылета (из которых 5 вылетов с посадкой) в партизанские соединения, 19 вылетов на бомбардировку артпозиций противника в районе Красного Села, 5 вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов Финляндии.
Уволен в запас в 1956 году.
После службы в Вооруженных Силах проживал в г.Смоленске.
С 1957-1958гг. работал инструктором Смоленского аэроклуба.
С 1958 году проживал в г.Печора Коми АССР и работал командиром 76 авиаотряда.
С 1970 года жил и работал в Запорожской области Украинской ССР.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 2-й степени и другими наградами Советского Союза. 
 
 
 
СОЛОВЕЙ Сергей Леонтьевич
Командир корабля
Командир отряда
Гвардии капитан
Родился в 1916 году.
С 1935 служил в Красной Армии.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии.
В 101 АП с августа 1942 года. К 17 марта 1944 года совершил 106 ночных боевых вылетов на бомбардировки объектов и войск противника на переднем крае обороны и в глубоком тылу, а также 8 вылетов в партизанские соединения.
 
Соловей Сергей Леонидович
 
За героизм и мужество проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны награжден государственными наградами СССР, в том числе двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда".
 
 
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.