![]() |
![]() |
![]() |
Подъем самолета Пе-2 из озера Большой Иван в июне 2025г.
С 14 по 26 июня 2025 г. в Невельском районе Псковской области на озере Большой Иван проводилась экспедиция по подъёму фрагментов самолета Пе-2. В работе, при поддержке Экспедиционного центра МО РФ, принимали участие поисковые отряды «Поиск» (г. Новосокольники), «Грифон» (г. Новосокольники), «Поиск-97» (г. Пыталово), входящие в Псковскую областную военно-патриотическую поисковую общественную организацию «След «Пантеры», поисковый отряд «Патриот» (г. Малгобек, Республика Ингушетия), водолазная группа аварийно-спасательной службы МЧС Тверской области, а также члены команды 101aviapolk.ru (г. Москва).

Операция по подъёму фрагментов самолета была бы невозможна без специально разработанных для этих целей надувных разборных плотов. Оплату за изготовления одного из плотов взяли на себя поисковики из Ингушетии в благодарность за поднятый из озера Максимовец в 2024 году самолет героя России Мурада Оздоева. Финансирование производства второго плота произведено за счет средств одного из Банков г. Москвы и частных пожертвований ДНП «Доброе соседство» (Владимирская обл.)
17 июня начались работы около острова Змеиный. Повторно магнитометр подтвердил наличие черного металла, а при проверке щупом обнаружены массивные элементы. Были установлены плоты с оборудованием для размыва грунта и водолазная группа приступила к работе. На следующий день наступило разочарование - в размытом донном грунте были обнаружены куски рельса и несколько рельсовых соединительных пластин. При более детальном обследовании дна близ острова ещё в одном месте был выявлен подобный четкий сигнал от прибора, и всё повторилось – крупный обломок рельса. Озеро продолжало упорствовать. Вечером было принято решение о перебазировании плотов с оборудованием на точку аномалии недалеко от береговой линии.
Утром 18 июня поисковая группа с несколькими приборами провела повторное обследование участка. Сигнал был не очень сильный, но проявлялся на большой площади. Отбуксировав к новому месту плоты, подводные спецы из Тверского МЧС приступили к размыву грунта. Первым из озера удалось достать разорванную и скрученную в клубок гондолу шасси с фрагментами обшивки крыла и само шасси с покрышкой. Затем пошли небольшие узлы, части обшивки, куски рёбер жёсткости, различные мелкие осколки, обломки держателя винта. На одном из элементов был обнаружен обрывок свитера, который выдавался лётному составу, что вселило надежду на обнаружение останков экипажа.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Серийный номер мотора на блоке цилиндров. |
![]() Серийный номер мотора на редукторе. |
К сожалению, погодные условия вынудили свернуть все работы ранее намеченного срока - поднялся сильный ветер и начались беспрерывные дожди, пошла прибойная волна, не позволявшая фиксировать плоты на точке размыва. Но, как-бы то ни было, масштабное мероприятие на озере Большой Иван прошло успешно - найдено точное место падения самолета, определён его тип, поднят один из его моторов - М105РА № 40-23. Нет сомнений, что по установленному номеру мотора работники Архива МО РФ установят номер самолета, его принадлежность и поведают о судьбе экипажа. И только после этого будет приниматься решение о необходимости продолжения работ на этой точке. Будем с нетерпением ждать результатов.
Параллельно с работой на воде проводились поисковые работы на материковой части на местах боевых действий. В результате найден ряд артефактов, связанных с Великой Отечественной войной, обследованы остатки фортификационных сооружений на позиции зенитной артиллерии фашистов.
Поднятое шасси передано в музей школы №185 им. В.С. Гризодубовой (г. Москва), где займёт достойное место в экспозиции, связанной с историей этого ПЕ-2.
![]() |
![]() |
Безумно рад, что довелось был частичкой этой команды – команды единомышленников.
Если что - всегда на связи!
Ваш 101 авиаполк.ру.