101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Бортовые авиатехники (страница 3)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 14:32

ХОРОШЕВСКИЙ Андрей Евгеньевич
Техник авиационный бортовой
Гвардии старший техник лейтенант
Родился 2-го октября 1911г., в г. Кадиевка, Ворошиловградской области.
В 1916г. вместе с родителями переехал в г.Ворошиловград (ныне Луганск), где учился в 5-ой трудовой школе, окончил 5 классов и поступил в Ф.З.У. которое окончил в 1930г. получив специальность столяра. В 1931 году по разверстке  Ворошиловградского райкома комсомола был послан в техническое училище ВВС Красной Армии, которое окончил в 1932 г. и был направлен в 7-ю легко бомбардировочную авиаэскадрилью  на должность техника по эксплуатации самолетов Р2, СБ. В этой части прослужил до 1938г., затем был переведен на должность техника звена в Отдельную Особую Авиаэскадрилью г.Москва. В 1939-40 г.г. учился на курсах усовершенствования технического состава в г. Ленинград, и по окончанию был направлен в Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (Московская область г.Монино) на должность старшего техника кафедры авиатехники, где прослужил до июля 1941г.
В июле 1941 года был назначен в 760 БАО начальником первого отделения, затем в 43 ЗАП старшим техником АЭ. В апреле 1943году был переведен в систему Дальней Авиации на должность техника авиационного бортового. Местом службы стал 101 авиационный полк Дальнего Действия, 1 авиадивизии. Боевую работу выполнял в 3 АЭ в экипажах командиров кораблей Багрова С.Н. и Потапова А.Н..  За период нахождения в полку Хорошевский А.Е. совершил 2 дневных и 88 ночных боевых вылетов. Имеет общий налет 81 час днем и 307 часов ночью,  из них боевой налет 310 часов. Совершал боевые вылеты по артиллерийским позициям в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда, по оборонительным укреплениям, скоплениям железнодорожных эшелонов, моторизованных частей и живой силы врага при освобождении Белоруссии и на Псковском направлении.  Летал на бомбардирование важных военных объектов противника: Хельсинки, Таллин, Пиллау, Данциг, Кенигсберг, Берлин и др. Имеет благодарности: за участие в прорыве блокады Ленинграда; за участие в прорыве обороны немцев в р-не юг. зап. г.Жлобин; за участие в освобождении городов Минск, Рига, Клайпеда, Гдыня; за участие в разгроме восточно-прусской группировки немецких войск  ю-з города Кенигсберга;  за освобождение г.Данциг; за участие в прорыве обороны немцев и наступлении на г. Берлин; за участие в овладении г.Берлин; за участие в овладении портом Свинемюнде. На его счету несколько вылетов для сброса груза на партизанские площадки в районах Овруч, Ново-Зыбково, Могилев, Осиповичи, Полоцк.
По окончании войны продолжил службу на прежней должности в части 89 Транспортного авиационного полка  Дальней Авиации, гарнизон  Остафьево Московская область. Уволен в запас 31 декабря 1955г., в соответствии с директивой о сокращении Армии. За все время службы и работы в должности борттехника случая отказа материальной части по его вине ни разу не было. В отставку вышел в звании гвардии капитана.
Похоронен на кладбище Рийгикюла Нарва Эстония в 1985году.

14 ноября 1938 за выполнение специального задания Правительства награжден медалью "За Отвагу".
 За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-степени, двумя орденами Красной Звезды, "За Боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", "За Победу над Германией" и другими наградами Советского Союза. 




 

         
БЕЛОКОНЬ Петр Матвеевич
Механик авиационный бортовой
 Гвардии старший техник лейтенант
Родился в 1909 году в городе Кременчуге Полтавской области Украинской ССР. 
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 года.
В составе 101 АП находясь в должности бортового механика, совершил более 80 боевых вылетов на бомбардировки железнодорожных узлов, скоплений эшелонов, живой силы и техники, узлов сопротивления, артиллерии в районах Жуковка, Болхов, Карачев, Рославль, Бобруйск, Орша, Борисов, Брянск, Орел, Моховое, переднего края обороны и артиллерийских позиций в районах Красного Села и Синявино на Ленинградском, а также Псковском и Кенигсбергском направлениях. На счету Петра Матвеевича 47 успешных ночных вылетов по заданиям штабов партизанского движения и НКВД СССР в районы Овруч, Слуцк, Гомель, Мозырь, Чернигов, Борисов, Мглин, Сарны, Резекне, из них 10 вылетов с посадками на партизанских аэродромах.
После окончания войны продолжил карьеру военнослужащего, как и многие его однополчане, проживал в городе Смоленске, скончался 25 декабря 1968 года.


Захоронение на Тихвинском кладбище г.Смоленска (сайт www.war-smolnecropol.ru)

 
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» 1 степени, «За оборону Ленинграда» и другими наградами Советского Союза.



 
ШЕВКОПЛЯСОВ Михаил Петрович
Механик авиационный бортовой
Техник лейтенант
Родился 5 октября 1911 году в городе Шахты Ростовской области.
В Красной Армии с 1941 года.
В 101 авиаполк прибыл осенью 1943 года, боевую работу выполнял в составе экипажа командира корабля Шубина во 2-й АЭ.
К середине февраля 1944 года совершил 17 успешных ночных боевых вылетов, в том числе 9 вылетов по  оборонительным укреплениям и артиллерийским позициям противника в районе Красного Села при прорыве блокады Ленинграда, 4 вылета по военно-промышленным центрам Финляндии в районах Хельсинки и Котка, 3 вылета на бомбардирование скоплений танков, автомашин и живой силы противника в районах Межа, Большая Знаменка и Калинковичи, 1 вылет в ночь 14 на 15 октября 1943 года в расположение Минского партизанского соединения на площадку Альбинск с «дневкой» на партизанском аэродроме.
При выполнении боевого задания в ночь с 17 на 18 февраля 1944 года по уничтожению войск противника и скопления эшелонов на железнодорожном узле Псков с самолетом Михаила Петровича произошла катастрофа, в результате с полученными травмами он был направлен на лечение в госпиталь.


Фотографию предоставила правнучка
Темирканова Алла.

За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден государственными наградами Советского Союза, в том числе орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда».




 
 
ТОЧИЛОВ Иван Михайлович
Техник авиаотряда
Гвардии старший техник лейтенант

Родился в 1905 году в поселке станции Исакогорка Архангельской области (сегодня это железнодорожная станция на территории г. Архангельска).
В Красной Армии с 1941 года.
В 101 авиаполк прибыл 5 сентября 1942 года в звании военного техника 2 ранга, зачислен во вновь формируемую в составе авиаполка 3 АЭ на должность бортового авиационного механика. Летал в экипажах командиров кораблей Ткаченко П.К. (скончался от ранений, полученных при выполнения вылета на площадку Смелиж 23 мая 1943 года) и Лебедева В.И.
Принимал участие в бомбардировочных вылетах по уничтожению живой силы противника, механизированных частей, оборонительным укреплениям, артиллерийским позициям и железнодорожным эшелонам на узловых станциях на Брянском, Курском, Орловском, Смоленском и направлениях, при освобождении Белоруссии и Прибалтики, по переднему краю обороны фашистов в районе Синявино на Волховском Фронте, при прорыве блокады Ленинграда в районе Красного Села и при освобождении Псковщины, по военно-промышленным объектам Финляндии в районах Хельсинки, Котка и Турку. По заданию Юго-Западного Фронта принимал участие в обеспечении горючим и боеприпасами ведущих наступательные действия частей Красной Армии на Сталинградском направлении в районе Калач, а также эвакуировал раненых красноармейцев в тыл. На его счету ряд вылетов в глубокий тыл противника по заданиям Штабов партизанского движения и НКВД СССР для сброса парашютистов и грузов в районах Брянск, Витебск, Полоцк, Щорс, Мглин, Бобруйск, несколько раз доводилось осуществлять посадки на партизанских аэродромах Смелиж и Альбинск. К ноябрю 1944 года Иван Николаевич совершил более 190 вылетов, из которых ночных вылетов свыше 150.


 

Службу в Вооруженных силах закончил 13 августа 1946 года, после передислокации авиаполка из Польши на свою территорию, на аэродром Смоленск - Северный.
По выходу в запас проживал в городе Ташкенте Узбекской ССР.


   




 
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями "За Боевые заслуги", "Партизану Отечественной войны" 2-й степени, "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией" и другими государственными наградами.



 

БАХЧЕВ Павел Андреевич

Механик авиационный бортовой
Техник лейтенант
Родился в 1914 году в городе Иркутске.
В предвоенные годы работал в авиагруппе Бамтранспректа НКВД СССР, вылеты производил на гидросамолете АНТ-4 в районы оз. Байкал, рек Ангары и Витим в целях геологоразведки и фотографирования для будущего строительства БАМа.


фотографии с сайта
http://мы-помним.рф

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.
В 101 АП прибыл в августе 1942 года без воинского звания, зачислен в состав 1 АЭ, боевую работу выполнял в качестве бортового механика в составе экипажа В.И.Масленникова., летом 1943 года зачислен в состав вновь сформированного экипажа ком.кора Мастрикова В.В.. Выполнил 55 успешных ночных боевых вылетов, из них более 10 по спец.заданиям Штабов партизанских движений и НКВД для сброса различных грузов и парашютистов (площадки: Селявщина, Дубровка, Мостки, Барки, Хинель, Чухрай), еще 5 вылетов с посадками на партизанских аэродромах (площадки: Дубровка, Смелиж, Мостки, Николаевка, Барки), два раз оставался на «дневку» на партизанском аэродроме Дубровка. Принимал участие в бомбардировочных вылетах по скоплениям железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника, а также по оборонительным укреплениям и артиллерийским позициям в районах Ржев, Вязьма, Ярцево, Сычевка, Брянск, Жуковка, Курск, Орел.

Не вернулся с боевого задания в ночь с 7 на 8 сентября 1943 года. В эту ночь авиаполк получил задание силами четырех экипажей произвести бомбардировочный вылет по скоплению железнодорожных эшелонов и войск противника на железнодорожном узле Полоцк. Экипаж донес о прохождении г.Ржев, после этого связь с Ли-2 №9607 прекратилась, самолет с задания не вернулся.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За Боевые заслуги».

P.S. Возможно данная информация будет интересна местным поисковым отрядам, работающим в Витебской области или местным краеведам и им удастся увековечить имя еще одного героя. Есть вероятность, что в близи деревни, о которой пойдет речь могли сохранится следы воинского захоронения или потерпевшего крушение самолета. Рыская в очередной раз по просторам интернета в поисках информации о воевавших в составе 101 АП в годы Великой Отечественной вышел на биографическую страницу Бахчева П.А. размещенную на сайте мы-помним.рф и написанную на основе материалов, подготовленных его правнучкой. Там есть очень интересная информация, вот выдержка из статьи:
«В нашей семье сохранился конверт письма Снегирева Владимира Александровича (отца боевого товарища Павла, летчика Снегирева Константина Владимировича, также пропавшего без вести) адресованного старшей сестре - Александре Андреевне Бахчевой (в замужестве – Пяхкель), в котором указан адрес «Витебская обл., Витебский р-н, Сиротинский с/с., дер. Тропино». К сожалению, теперь уже достоверно не известно, что означает этот адрес. Из воспоминаний бесед мамы с тётей Шурой (Александрой Андреевной) предполагается, что на вложенном листке указано то ли место гибели, то ли место захоронения Павла Андреевича. »
А это фотография  сохраненного листка с адресом

Если посмотреть на карту, то деревня Тропино Сиротинского с/с, ныне Шумилинского района Витебской области, очень даже укладывается в зону пролета экипажей при бомбардирование Полоцка, плюс к этому, на листке ниже названия деревни Тропино присутствует зигзагообразная линия под которой нарисован крестик, смею предположить, что нарисована она не случайно, уж больно схожа по конфигурации с дорогой проходящей в сторону западной окраины деревни.

 

 

Страница 1               Страница 2             Страница 4        Страница 5

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.