Военно-транспортный самолет Ил-76
(На данной странице использованы фотографии С.Гребенникова, С.Просандеева, Ю.Коца, А.Телухина, П.Зуева, И.Пугачева, О.Ковальчука)
МОДИФИКАЦИИ Всего создано 17 модификаций самолета Ил-76:
Ил-76"Скальпель" - летающий госпиталь.
В настоящее время три самолета "Скальпель" задействованы в медицинском обеспечении контртеррористической операции в Чеченской республике. "Скальпель" осуществляет регулярные перевозки раненых и больных из районов проведения контртеррористической операции в стационарные военные госпитали. "Скальпель" - модифицированный военно-транспортный самолет Ил-76, в грузовой кабине которого размещены предоперационная палата, операционное отделение и отделение интенсивной терапии со всем необходимым набором аппаратов, приборов и инструментов. Этот воздушный госпиталь обслуживается бригадой воздушных медиков из 12 человек. "Скальпель" может взлетать и садиться не только не бетонные и грунтовые, но и на ледовые полосы. Самолет принимал участие в афганской войне, где зарекомендовал себя неуязвимым и "самым надежным" самолетом своего класса. Имеет управляемое оружие и средства активных и пассивных помех.. · Ил-76ТФ-100 - самолет Ил-76 с двигателями 3FM56. В настоящее время авиационный комплекс им. Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолета Ил-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma. Как сообщил начальник отделения технической документации авиакомплекса Александр Шахнович, новая силовая установка позволит резко поднять основные летно-технические характеристики (по сравнению с самолетом, оснащенным отечественными двигателями ПС-90А). Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км. Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии. Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн. Наиболее важным преимуществом новой модификации станет также возможность перевозки до 4 морских контейнеров. На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ. РАЗМЕРЫ
Экипаж 7 человек. ДВИГАТЕЛИ На самолете Ил-76 устанавливаются четыре ТРДД Д-30КП (4х117,7 кН/4х12 000 кгс) или ПС-90 (Ил-76МФ, 4х156,9 кН/16000 кгс).
В начале 2000 года сообщалось, что возможно проведение работ по установке двигателей ПС-90А-76 на транспортные Ил-76ТД, эксплуатируемые авиакомпаниями. Замена двигателей позволит поднять показатели по топливной экономичности и дальности полета. Имеются предложения авиакомпаний на замену двигателей. Стоимость замены двигателей относительно невелика. Модернизация Ил-76 будет состоять из небольших доработок конструкции и стоимости двигателей ПС-90А, составляющей менее 2 млн долл. за двигатель. Удельный расход топлива двигателей Д-30КП составляет 0,665, а ПС-90А - 0,58-0,60 кг/кгс час. Себестоимость летного часа модернизируемого самолета будет на 20% ниже, чем аналогичный показатель самолета Ил-76ТД, составляющий 4 тыс. долл. МАССЫ И НАГРУЗКИ
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ
ОБОРУДОВАНИЕ В состав электронного бортового оборудования самолета Ил-76 входят:
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Первый отечественный серийный военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.
ВООРУЖЕНИЕ Военные модификации самолета Ил-76 несут следующее вооружение:
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Сирии, Индии и Ирака (который кроме Ил-76 в ВВС, по состоянию на сентябрь 2000 года располагает только одним гражданским самолетом - транспортным Ил-76ТД, переоборудованным под пассажирские перевозки).
В эксплуатации в России находится примерно 200 самолетов в гражданском секторе. По состоянию на середину октября 1999 года из 270 Ил-76, принадлежащих ВВС России, в боеготовности две трети. По прогнозам экспертов, ресурс этих самолетов будет полностью выработан к 2005 году. Строится серийно на Ташкентском АПО. По состоянию на октябрь 1999 года выпущено около 1000 самолетов и свыше 100 из них экспортированы. Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ. По состоянию на начало декабря 1999 года на Ташкентском АПО находится примерно 10-20 готовых планеров самолетов Ил-76. С каждого проданного Ил-76 АК им. Илюшина, как разработчик самолета, получает определенный процент отчислений. В конце 1999 года был подписан протокол между Китаем и Узбекистаном по продаже Китаю 10 транспортных самолетов Ил-76ТД и опциона на еще 10 таких самолетов. Однако как сообщалось в июне 2000 года, в Ташкентском АПО им. Чкалова работают над контрактом о поставке двадцати модифицированных Ил-76 в Китай, но информации о поставке самолетов не было. Военно-воздушные силы России параллельно с проектом создания самолета Ил-76МФ ведут работу с фирмой Ильюшина по модернизации имеющегося парка самолетов Ил-76МД. На эти машины предлагается установить двигатели ПС-90А, спутниковую навигацию, новые высотомеры и радиостанции. В конце мая 2000 года национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" и израильская El-Al подписали документ, согласно которому El-Al возьмет в аренду узбекистанские грузовые самолеты Ил-76 и Ан-12 с экипажами для полетов по своим авиалиниям. По данным на июнь 2000 года Ливия рассматривает варианты либо модернизации своего флота военно-транспортной авиации, который состоит из 18 самолетов Ил-76, либо приобретения новых самолетов, вероятнее всего, С-235 испанской фирмы CASA. СТОИМОСТЬ Стоимость самолета Ил-76 - 25-35 млн. долл.
В России эксплуатируется около 200 Ил-76 остаточной стоимостью около 2 млрд долл. До 2005 г. может быть продано до 100 новых самолетов стоимостью на мировом рынке 25-35 млн долл. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Самолет предназначен для десантирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов. Разработка самолета начата в конце 1960-х годов. Полет первого опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г., серийное производство начато в 1975 г. На начало 1992 г. построено около 700 самолетов. На базе самолета Ил-76 созданы самолеты-ВКП и летающие лаборатории различного назначения. Прорабатывались варианты использования самолета в качестве носителя ракет для запуска ИСЗ. На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО "Адан" 1 с РЛС Томпсон-СЗР "Тайгер" (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус). Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки. В марте 1999 года летно-методический совет эксплуатантов Ил-76 принял рекомендацию о замене Д-30КП на франко-американский двигатель CFM-56 или двигатель ПС-90А, который производится в Перми. Новые модели Ил-76МФ и ТФ изначально спроектированы в расчете на установку одного из этих двух двигателей. CFM-56 выпускается компанией CFMI - совместным предприятием американской компании General Electric и французской Snecma. Как сообщил президент CFMI Жерар Лавье, в декабре 1999 года его фирма подписала с ОКБ им. Ильюшина и Ташкентским авиационным производственным объединением протокол о намерениях, касающийся оснащения этих самолетов двигателями CFM-56. Стоимость CFM-56 в печати оценивается примерно в 5,5 млн долл. К середине ноября 1999 года авиакомпания "Волга-Днепр" впервые в российской гражданской авиации провела комплексную модернизацию радионавигационного оборудования своего грузового самолета Ил-76ТД. Специалистами научно-производственного предприятия "Авитекс" (Москва) на самолете (бортовой номер RA-76758) установлены система предупреждения столкновений в воздухе TCAS-2000 фирмы Honeywell (США), УКВ-радиостанция "Орлан" с новой сеткой частот, а также система спутниковой навигации GPS "Appolo-50" с картой движущейся местности. Отдельные из названных систем имеются на борту других российских Ил-76, однако их комплексная установка произведена впервые. Осуществленная модернизация обеспечивает полное соответствие самолета новым навигационным требованиям ИКАО, предъявляемым к авиационной технике, и дает возможность существенно расширить географию международных полетов. Теперь для Ил-76ТД авиакомпании "Волга-Днепр" открыто небо Индии, куда запрещены полеты воздушных судов, не оборудованных TCAS-2000, а также те районы Европы, для полетов в которые необходимо наличие на борту УКВ-радиостанции с разносом каналов 8,33 кГц. В декабре 1999 года сообщалось, что программа модернизации авиационной техники до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе. На самолетах Ил-76М (МД) будет установлена новая навигационная система и аппаратура предупреждения столкновения с землей. В связи с широким использованием самолета Ил-76 мелкими фирмами, занимающимися чертерными перевозками и неспособными обеспечить должное техническое обслуживание и соблюдение норм эксплуатации, участились случаи перегруза самолетов. За 1999 год только в аэропорту Иркутска четыре самолета Ил-76 при взлете с перегрузом (от 12 до 23 тонн) повреждали светотехническое оборудование аэропорта, а в 1998 году из-за перегруза в Иркутске разбился при взлете самолет Ил-76, экипаж которого, к счастью, смог спастись. 7 мая 2000 года на Смоленском аэродроме "Северный" состоялась церемония присвоения почетного наименования "город-герой Смоленск" самолету Ил-76М из состава 103 гвардейского Красносельского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка имени В.С. Гризодубовой. Право летать на именном самолете получил лучший экипаж полка, возглавляемый гвардии майором Станиславом Прозоровым, летчиком 1 класса. В конце мая 2000 года постановлением Новгородской мэрии одному из самолетов Кречевицкого полка решено присвоить почетное наименование "Великий Новгород". Эта надпись украсит борт Ил-76, который за 14 лет полетов успел побывать практически во всех точках земного шара, не успев долететь лишь до Южного полюса. 1 июня 2000 года военно-транспортному Ил-76МД из Ивановского центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВТА с бортовым номером "01" было присвоено имя первого командующего ВТА "Маршал авиации Скрипко". Самолеты Ил-76 активно используются по всему миру, в том числе и в миротворческих операциях ООН. Примером этого может быть акция, когда 1 июля 2000 года самолет Ил-76 авиакомпании "Волга-Днепр" вылетел из международного аэропорта "Ульяновск-Восточный" и взял курс на город Дакку, что в юго-восточной Азии. Как сообщили в управлении авиакомпании, Ил-76 выполнил серию рейсов по маршруту Бангладеш - Сьерра-Леоне с оборудованием для миротворческого контингента Организации объединенных наций. Среди других уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76 - перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 м и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия). Ранее доставки подобных моногрузов осуществлялись лишь на самолете Ан-124-100 "Руслан" грузоподъемностью 120 тонн. На этот раз, решив сэкономить, авиакомпания "Волга-Днепр" воспользовалась Ил-76. В грузовом отсеке машины разместили специальное оборудование, разработанное для "Русланов". Оно позволило осуществлять погрузку и выгрузку 37-тонного вала автономно, без использования дополнительного аэропортового оборудования.
РАЗРАБОТЧИК
ОКБ им. С. В. Ильюшина.
Источник: сайт АвиаПОРТ.Ру/Справочник/Транспортные и грузовые самолеты
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |