29 августа 1943 г. Бабиевский, Кульпинов, Фомичев и Каспирович вернулись в свой полк. По возвращению летчиков выяснилось, что после атаки вражеского истребителя самолет загорелся, посадить его не представлялось возможным, командир корабля Бабиевский дал команду экипажу покидать терпящий бедствие Ли-2 на парашютах, сразу после парашютирования воздушное судно взорвалось в воздухе. Спасшиеся члены экипажа, за исключением штурмана Зеленковского и стрелка Шелковникова пропавших во время прыжка, несколько суток пробирались к партизанам, затем были переброшены на самолете У-2 через линию фронта на аэродром Андреаполь.
В политдонесении начальника политотдела 1 авиационной дивизии ДД № 082 от 1 сентября 1943г. записано о предполагаемой гибели и захоронении местным населением штурмана и воздушного стрелка. Некоторое время в 101 АП надеялись на благополучное возвращение Зеленковского и Шелковникова, об этом свидетельствует 15 дневная пауза с занесением сведений в Журнал безвозвратных потерь, запись появилась только 9 сентября.
На двигателях сохранились номера 6204544 и 6204490. Попытки, а их было произведено не мало, определить принадлежность самолету, за которым числись двигатели, не увенчались успехом. Надо отдать должное Ларисе Наумовне, она продолжала верить, что когда-нибудь тайна озера Вослепно откроется. Подробнее о поисковых работах на озере можно прочитать в одной из глав книги Бруевой Л.Н. "Пока не похоронен последний павший солдат..."
|
|
Части моторов и фрагменты самолета Ли-2 поднятые со дна оз. Вослепно, фото предоставлены Бруевой Л.Н.
В феврале этого года на почту сайта от Ларисы Наумовны пришло письмо с просьбой посмотреть еще раз имеющиеся в моем распоряжении данные по поводу авиапроишествия в котором фигурировали бы двигатели с такими же номерами. Ничего не обнаружив в своих записях, без особой надежды обратился с просьбой о помощи к сотрудникам Центрального Архива МО, каково же было удивление, когда через три недели меня вызвали для получения копий документов по этим двигателям. Хочу передать слова благодарности руководству ЦА МО и непосредственно архивным работникам за предоставленные исчерпывающие материалы. По факту полученных сведений поисковики Витебской области собираются инициировать установление памятного знака в близи озера Вослепно с указанием на нем имен погибших штурмана мл. лейтенанта Зеленковского И.П. и воздушного стрелка ст. сержант Шелковников В.П. из 101 АП ДД. Удалось достаточно оперативно найти и проинформировать родственников Шелковникова проживающих в Новосибирской области, помощь в этом вопросе оказали педагоги МКОУ "Дергоусовская основная школа", а также прислали фотографию погибшего героя. Сложнее ситуация с родными Зеленковского, поиски затруднены тем, что его родная деревня Бабчин Хойникского района Гомельской области попала в зону отселения после аварии на Чернобыльской АС, Витебские поисковики разместили сведения о розыске родственников в республиканских СМИ.
Вот, что собственно стало известно из документов о самолете: Ли-2 № 1849306 с моторами 2М-62-ИР №№ 6204490 и 6204544 произведен Заводом №84 имени В.П. Чкалова в г. Ташкенте 1 мая 1943г., представлен без испытаний в воздухе, принят в сборочном цехе, 5 июля 1943г. передан в распоряжение АДД на Центральный аэродром г. Москвы., 2 сентября 1943 г. согласно Приказу 101 АП ДД №0125 самолет №1849306 с моторами №№ 6204490 и 6204544 не вернувшийся с боевого задания - исключить из боевого состава полка.
Бабиевский Г.С. |
Зеленковский И.П. |
Кульпинов И.В. |
Фомичев Г.А. |
Шелковников В.П. |