101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

озеро Вослепно
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 25.05.2024, 03:58


 
           В ночь с 22 на 23 августа 1943 года экипажу командира корабля лейтенанта Бабиевского Г.С. ставилась задача произвести вылет в интересах штаба партизанского движения Белоруссии на площадку Боброво в 65 км. сев.зап. г.Борисова (в близи озера Палик Борисовского района Минской области) для сброса груза. Вылет производился с аэродрома Андриаполь. В состав экипажа входили: штурман мл. лейтенант Зеленковский И.П., пилот мл. лейтенант Кульпинов И.В., бортмеханик ст. техник лейтенант Фомичев Г.А., бортрадист мл. лейтенант Каспирович П.П., воздушный стрелок ст. сержант Шелковников В.П. После успешного выполнения задания по выброске груза были атакованы истребителем противника, о прохождении линии фронта не доносили, дальнейшая связь прекратилась, на свой аэродром не возвратились, место нахождение самолета №9306 не известно. В штабе 101 авиаполка возникло предположение, что экипаж произвел посадку на один из партизанских аэродромов, скорее всего Бегомль или Ушачи.
            29 августа 1943 г. Бабиевский, Кульпинов, Фомичев и Каспирович вернулись в свой полк. По возвращению летчиков выяснилось, что после атаки вражеского истребителя самолет загорелся, посадить его не представлялось возможным, командир корабля Бабиевский дал команду экипажу покидать терпящий бедствие Ли-2 на парашютах, сразу после парашютирования воздушное судно взорвалось в воздухе. Спасшиеся члены экипажа, за исключением штурмана Зеленковского и стрелка Шелковникова пропавших во время прыжка, несколько суток пробирались к партизанам, затем были переброшены на самолете У-2 через линию фронта на аэродром Андреаполь.
            В политдонесении начальника политотдела 1 авиационной дивизии ДД № 082 от 1 сентября 1943г. записано о предполагаемой гибели и захоронении местным населением штурмана и воздушного стрелка. Некоторое время в 101 АП надеялись на благополучное возвращение Зеленковского и Шелковникова, об этом свидетельствует 15 дневная пауза с занесением сведений в Журнал безвозвратных потерь, запись появилась только 9 сентября.
 

 
            В 1989 году поисковики Витебской области под руководством Бруевой Ларисы Наумовны, после получения архивных выписок по погибшим экипажам АДД на территории Витебской области, и полученным сведениям от местных жителей о низко летевшем над лесом самолете у которого горел левый двигатель и взорвавшимся прямо над озером, решили провести обследование озера Вослепно Горецкого района Витебской на предмет обнаружения остатков самолета. Дело происходило зимой после того как встал крепкий лед, проводились водолазные работы в результате которых удалось поднять части фюзеляжа и пулеметную турель,  поиски в этой части озера были затруднены достаточно глубокими донными отложениями. Приняли решение о повторных поисках в летнее время, были подняты оба мотора, причем первый относительно  второго нашелся на достаточно большом удалении, видимо последствия взрыва, элементы самолета разбросало на большой площади дна озера.  
            На двигателях сохранились номера 6204544 и 6204490.  Попытки, а их было произведено не мало, определить принадлежность самолету, за которым числись двигатели, не увенчались успехом. Надо отдать должное Ларисе Наумовне, она продолжала верить, что когда-нибудь тайна озера Вослепно откроется. Подробнее о поисковых работах на озере можно прочитать в одной из глав книги Бруевой Л.Н. "Пока не похоронен последний павший солдат..."

 
 
 
 
        
Части моторов и фрагменты самолета Ли-2 поднятые со дна оз. Вослепно, фото предоставлены Бруевой Л.Н.
 
            В феврале этого года на почту сайта от Ларисы Наумовны пришло письмо с просьбой посмотреть еще раз имеющиеся в моем распоряжении данные по поводу авиапроишествия в котором фигурировали бы двигатели с такими же номерами.  Ничего не обнаружив в своих записях, без особой надежды обратился с просьбой о помощи к сотрудникам Центрального Архива МО, каково же было удивление, когда через три недели меня вызвали для получения копий документов по этим двигателям. Хочу передать слова благодарности руководству ЦА МО и непосредственно архивным работникам за предоставленные исчерпывающие материалы. 
            
По факту полученных сведений поисковики Витебской области собираются инициировать установление памятного знака в близи озера Вослепно с указанием на нем имен погибших штурмана мл. лейтенанта Зеленковского И.П. и воздушного стрелка ст. сержант Шелковников В.П. из 101 АП ДД. Удалось достаточно оперативно найти и проинформировать родственников Шелковникова проживающих в Новосибирской области, помощь в этом вопросе оказали педагоги МКОУ "Дергоусовская основная школа", а также прислали фотографию погибшего героя. Сложнее ситуация с родными Зеленковского, поиски затруднены тем, что его родная деревня Бабчин Хойникского района Гомельской области попала в зону отселения после аварии на Чернобыльской АС, Витебские поисковики разместили сведения о розыске родственников в республиканских СМИ.
             Вот, что собственно стало известно из документов о самолете: Ли-2 № 1849306 с моторами 2М-62-ИР №№ 6204490 и 6204544 произведен Заводом №84 имени В.П. Чкалова в г. Ташкенте 1 мая 1943г., представлен без испытаний в воздухе, принят в сборочном цехе, 5 июля 1943г. передан в распоряжение АДД на Центральный аэродром г. Москвы., 2 сентября 1943 г. согласно Приказу 101 АП ДД №0125 самолет №1849306 с моторами №№ 6204490 и 6204544 не вернувшийся с боевого задания - исключить из боевого состава полка.
 
    
Бабиевский Г.С.
    
Зеленковский И.П.
    
Кульпинов И.В.
 
   
Фомичев Г.А.
  
    
Шелковников В.П.





При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.