101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

Братская могила в городе Скопин (экипаж Янышевского)
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 13:40

www.temples.ru автор Чеботарь А.М.
 
Братская могила в городе Скопине Рязанской области
или все таки захоронение в поселке г. т. Пронске
(два захоронения одного экипажа)
         Воинское захоронение находится на территории городского кладбища города Скопина на улице Пушкина.В этой братской могиле захоронены, по документам, четыре летчика одного экипажа из состава 101 АП ДД: командир корабля капитан Янышевский Алексей Петрович; бортовой механик старший техник лейтенант Соколов Михаил Федорович; бортовой радист старшина Новиков Георгий Иванович; воздушный стрелок старшина Дребезгов Михаил Иванович.
         15 сентября 1942 года личному составу авиаполка была поставлена боевая задача: в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года произвести 16 самолетовылетов в интересах Центрального Штаба партизанского движения для сброса груза и парашютистов на площадку Салтановка. По ряду причин успешными оказались 12 вылетов. После выполнения поставленной задачи при подходе к линии фронта самолет командира корабля Янышевского (бортовой №15) был атакован истребителем противника. Летчики до последнего пытались спасти свой Ли-2, но дотянуть на поврежденном самолете до аэродрома не удалось. Катастрофа произошла при попытке посадить самолет на грунт в районе села Высокое, что на 15 км. северо западнее города Скопина, экипаж был захоронен на окраине села в братской могиле. В мае 1955 года останки 4-х летчиков перенесли в воинское захоронение в Скопине, их фамилии записаны в Учетной карточке воинского захоронения.
 
автор Сивцов М.А.
 www.panoramio.com автор В.Галкин
        Вот как описывает в своей книге «Самолеты летят к партизанам» этот трагический случай, произошедший с  экипажем Янышевского бывший начальник штаба 101 АП ДД А.М.Верхозин:
        « С боевого задания не вернулся экипаж капитана Янышевского. По радио никаких донесений от него не поступило. К 10 часам утра через ПВО получили известие, что самолет № 15 (красный) с экипажем 6 человек разбился в районе деревни Высокое. К месту гибели экипажа вылетела Гризодубова. Опросом очевидцев и по донесениям летчиков других экипажей ей удалось установить: самолет был атакован истребителем противника, вел бой. Летчику удалось перетянуть искалеченную машину на нашу территорию, но посадить ее он не смог. Не сумел бы этого сделать и никто другой: самолет, видимо, потеряв скорость, упал. Погибли замечательные люди. Вместе с ветераном первой мировой и гражданской войн Алексеем Петровичем Янышевским похоронили мы в братской могиле на окраине деревни Высокое, Скопинского района, Рязанской области, штурмана эскадрильи, моего учителя Алексея Митрофановича Степанова, старшего техника лейтенанта Михаила Федоровича Соколова, радиста старшину Георгия Ивановича Новикова, летавшего в ту ночь вместо отставшего в Балашове Круглова, бортмеханика Ивана Григорьевича Ассаула и воздушного стрелка замечательного баяниста Михаила Ивановича Дребезгова. Разбитый баян, с которым он никогда не расставался, положили рядом с его останками.»
         В сохранившихся полковых документах указано о гибели всего экипажа, но все же штурману майору Степанову Алексею Митрофановичу удалось выжить, выяснилось это уже после окончания Великой Отечественной войны. Остается не известной судьба шестого члена экипажа авиационного моториста сержанта Ассаула Ивана Григорьевича, в списках воинского захоронения он не значится, возможно, из-за халатности забыли указать при переносе, но возможна и другая причина.
         Есть, вероятность, что экипаж Янышевского захоронен в другом месте. Надо заметить, что по учетным данным воинских захоронений, поблизости от Скопина, в поселке городского типа Пронске на поселковом кладбище есть братская могила, где числятся те же погибшие летчики. Все шесть человек из экипажа, перезахороненные из села Высокое в 1947 году, в Учетной карточке этой братской могилы полная путаница с годами рождения и воинскими званиями. Но, невзирая на эти неточности с личными данными, по ряду причин, можно предположить, что именно на Пронском кладбище покоятся летчики из 101 АП.
         Дело в том, что в 50-60-е годы происходило повальное укрупнение воинских захоронений, зачастую перезахоронения производились только на «бумаге», сами же первичные могилы, находившиеся на деревенских кладбищах, в полях, лесных опушках и т. д. оставались не тронутыми и со временем разрушались, а при составлении списков перезахороненных достаточно часто работа проводилась «спустя рукава», просто могли не  вписать плохо читаемые фамилии на старых захоронениях, а сверку с архивными данными по большей части не делали.
 
         
 
ЯНЫШЕВСКИЙ Алексей Петрович
Заместитель командира АЭ
Капитан
Родился в 1894 году в городе Москве.
Окончил летную школу на "отлично" еще до Октябрьской революции.
Офицерского звания не имел, так как из рабочей семьи.
Однажды Янышевскому, когда он учился в Гатчинской авиашколе, была оказана "милость" поднять в воздух дочь самодержавца Российского.
В 1916 году сражался на русско-германском фронте в Первую Мировую войну, потом была Гражданская война, в 1919 году награжден орденом Красного знамени.
С первых дней Великой Отечественной войны в Действующей Красной Армии. В 101 АП с июля 1942г. Совершил около 110 боевых вылетов на бомбардировки и в партизанские соединения. За время пребывания в 101 АП произвел 60 ночных вылетов, из них 57 вылетов на бомбардировку, в том числе 29 вылетов по целям в городах и на ж.д.станциях Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожая железнодорожные эшелоны, живую силу и технику противника, 28 вылетов на бомбардировку фашистских войск на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, а также 3 вылета в Брянские партизанские соединения.
Погиб в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Красного Знамени.
 
 
СТЕПАНОВ Алексей Митрофанович
Штурман АЭ Майор
Родился в 1908 году в Карсаковском районе Курской области.
Кадровый военный.
В предвоенные годы работал инструктором в 3-й Военной Школе летчиков, летчиков-наблюдателей в городе Оренбурге.
С самого начала Великой Отечественной войны просился на фронт, но из-за нехватки опытных преподавательских кадров в авиационных школах длительное время ему этого сделать не удавалось. И все же весной 1942 года просьба была удовлетворена, с апреля 1942 года он в составе вновь формируемого 101 АП. Произвел ряд ночных вылетов на бомбардировку ж.д.станций Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожая железнодорожные эшелоны, живую силу и технику противника, по фашистским войск на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, а также на площадку Салтановка для доставки грузов партизанам.
Скорее всего, после катастрофы произошедшей с его самолетом в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года, ему удалось выжить. По сохранившимся данным в Центральном Архиве МО РФ сразу после окончания Великой Отечественной войны Степанов А.М. находился в городе Ворошилове (сегодня Уссурийск) где работал в Уссурийском филиале Высших стрелково-тактических курсах усовершенствования командного состава «Выстрел».
 
 
 
СОКОЛОВ Михаил Федорович
Бортовой механик
Старший техник лейтенант
Родился в 1902 году на территории Новоторжского уезда (сейчас Торжокский район) Тверской губернии.
Участник Советско-Финской войны.
Участник Великой Отечественной войны с 23 июня 1941 года, мобилизован из ГВФ.
Находясь в должности бортового механика в 3-й эскадрильи Московской Авиагруппы Особого Назначения совершил более 190 вылетов, в том числе 56 вылетов в интересах Ленинградского Фронта по обеспечению частей Красной Армии и для снабжения блокадного Ленинграда, 7 вылетов из которых один дневной по заданию Западного Фронта в глубокий тыл противника для сброса груза и парашютистов.
Прибыл в 101 АП ДД в самом начале его формирования, принимал участие в бомбардировании ж.д.станций, живой силы и техники противника в районах Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожал врага на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, производил вылеты по заданиям Центрального Штаба партизанского движения.
Погиб в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден медалью «За Отвагу».
 
 
НОВИКОВ Георгий Иванович
Бортовой радист
Старшина
В учетной карточке воинского захоронения в Скопине записан как Новичев.
Родился 25 мая 1909 году в селе Семибалки Азовского района Ростовской области.
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1934 года.
В 101 АП с первого дня его формирования.
Погиб в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года.
 
 
ДРЕБЕЗГОВ Михаил Иванович
Воздушный стрелок
Старшина
Родился в 1916 году в городе Данилове Ярославской области (по другим сведениям в городе Кинешме Ивановской области).
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1937 года.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Войну встретил в составе 1-й АЭ 14-го Тяжелого Бомбардировочного Авиационного полка базировавшегося на аэродроме Борисполь под городом Киев. Старший сержант Дребезгов летал на боевые задания в экипаже самолета ТБ-3 в качестве воздушного стрелка, совершил около 30 вылетов, в том числе на бомбардирование танков, механизированных частей и живой силы противника в интересах Юго-Западного и Южных Фронтов в районах Тарасовки под Киевом, Диевки и Сухачевки под Днепропетровском, севернее Никополя, на его счету вылеты в район Старой Руссы для доставки боеприпасов и оружия частям Красной Армии, действовавшим в тылу противника.
В 101 АП с первого дня его формирования, принимал участие в бомбардировании ж.д.станций, живой силы и техники противника в районах Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожал врага на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, производил вылеты по заданиям Центрального Штаба партизанского движения.
Погиб в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года.
За героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден медалью «За Боевые заслуги».
 
 
АССАУЛ Иван Григорьевич
Авиационный моторист
Сержант
Родился в 1922 году в городе Решетилово Полтавской области.
В составе 101 АП вылетал на бомбардирование в районы Орел, Льгов, Курск, Щигры, Брянск, Вязьма, Ржев, уничтожая железнодорожные эшелоны, живую силу и технику противника, по фашистским войск на переправах через реку Дон и на подступах к городу Сталинграду, а также доставлял грузы и парашютистов в расположение Брянских партизанских отрядов.
Погиб в ночь с 15 на 16 сентября 1942 года.

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.