101 Гвардейский Авиационный Красносельский Краснознаменный Полк Дальнего Действия

История 103 ГККВТАП им. В.С. Гризодубовой
Меню сайта

Форма входа


Поиск


Статистика
 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
              ОБД Мемориал

               Подвиг Народа
 
                   www.rusorden.ru                 
   
 
 
                          
          
Приветствую Вас, Гость · RSS 16.12.2017, 11:56

 
          В мае 1992 г. в полк включена третья эскадрилья, созданная на базе расформированного 192-го отдельного ВТАП (трехэскадрильным полк оставался до 1999 г., когда снова был переведен на двухэскадрильный штат), а в декабре 1992 г. полк вошел в состав 3-й военно-транспортной авиационной дивизии.
 
        В 1993 г. на 25 штатных самолетов и 2 вертолета МИ-8 в полку имелись 30 экипажей, подготовленных к боевым действиям по предназначению с посадкой на незнакомом аэродроме, 14 экипажей подготовлены к выполнению десантирования и проведению поисково-спасательных работ, 10 экипажей – к обеспечению управления войсками и ретрансляции. Помимо транспортных (плановых и коммерческих) перевозок, выполнялись полеты по эвакуации семей военнослужащих из Закавказья, перевезено 14932 пассажира и 1393 т груза.
 
     
  
 
        С декабря 1994 г. по май 1995 г. экипажи самолетов Ан-12 и Ан-26 осуществляли перевозку федеральных войск в Чечне и миротворческих сил в Таджикистане. За проявленное мужество и летное мастерство в решении задач по восстановлению конституционного строя в Чечне 6 офицеров награждены орденами «За военные заслуги»: подполковник Агафонов А.Н., майор Володин А.К., майор Живуцкий Ю.С., майор Князев Ю.А., майор Марченко А.И., майор Филиппов А.Н.; а также 2 офицера удостоены медали «Нестерова»: майор Жуков В.А., капитан Чорный П.А. План полетов в 1994 г. был выполнен на 84 % по причине длительного нахождения самолетов полка на АРЗ: так пять Ан-12 ремонтировались от четырех до восьми месяцев, один Ан-26 - четыре месяца; один Ан-12 десять месяцев простоял на аэродроме по причине отсутствия запасных частей. Не хватало топлива. В 1994 г. полк передал в другую часть единственный свой Ту-134.
 
        В соответствии с Директивой Министра Обороны РФ от 14 ноября 1994 г. и Главнокомандующего ВВС от 16 декабря 1994 г. 103-й полк передан из Дальней Авиации в Военно-транспортную и стал именоваться «103-й отдельный гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк» в составе двух эскадрилий.
        Полк вошел в состав ВТА. Этот переход дался очень непросто. В лексиконе летчиков (и не только летчиков) Дальней Авиации есть такое слово «ВВСники». Оно вовсе не несет пренебрежительного оттенка, как это может показаться, но для дальников есть ВВС, а есть Дальняя Авиация! Из эскадрильи уходили проверенные кадры, уходили куда придется - в Тикси, Тамбов, Анадырь, лишь бы оставаться «дальниками».
        В принципе, ничего удивительного здесь нет. Человек всегда хранит верность первой любви, как бы потом судьба не повернулась. А первый самолет - это как первая любовь. Начал службу лейтенантом в ДА, значит, даже до генеральских погон, пусть и ВТА-шных, останешься дальником. Или истребителем. Есть, к примеру, в эскадрилье «Антеев» замечательный летчик майор Седов, попавший в ВТА исключительно волей судьбы. Начинал он на Су-17. Крайний раз Александр Леонидович летал на Су-17 не то в пору позднего Горбачева, не то раннего Ельцина. В общем, давно это было... Но до сих пор, привычно занимая место в кабине Ан-22, товарищ майор нет-нет да и скажет: «Не Су-17, конечно, но бомбить удобно - обзор хорош». Шутка, конечно, но в каждой шутке...
        Новые летные и технические экипажи пришли из расформированных полков ВТА. Хотя были исключения в виде «обратного хода». Майор Игорь Петрович Алтухов отлетал восемь лет в Узине на Ту-95, а потом отказался принять присягу на верность Украине и в конечном итоге очутился в Смоленске, где стал заместителем командира 2-й АЭ по ВР и командиром Ил-76.
        Начался прием личного состава и самолетов Ил-76 из других частей, прежде всего из дальневосточного 192-го гвардейского Керченского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка, который базировался в Укурее. Из Укурея в Смоленск практически полным составом перебазировалась одна эскадрилья. Немало людей пришло в Смоленский полк из другого дальневосточного полка - 930-го Комсомольского Трансильванского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка, что стоял в Завитинске.
 
        Личный состав полка с 1 апреля по 9 июня 1995 г. проходил теоретическое переучивание на самолет Ил-76 на учебной базе полка; командир полка полковник Г.М. Кузнецов, старший штурман подполковник В.М. Шумаков и начальник связи майор Б.В. Козырев переучивались на Ил-76 в Иваново. 10 апреля экипаж майора Г.Л. Соколова перегнал первый Ил-76 из Укурея. 6 июля в Смоленске отлетали на Ил-76 первую летную смену.
 
        25 апреля 1995 г. Постановлением Главы администрации Смоленской области за успехи в боевой подготовке при освоении новой авиационной техники 103 Гвардейскому Красносельскому Краснознаменному Военно-Транспортному Авиационному полку присвоено имя первого его командира Героя Советского Союза Гризодубовой Валентины Степановны.
 
    
 
        С мая 1995 г. по май 1996 г. два экипажа Ил-76 (майора В.А. Чунтонова и майора В.И. Кожина) выполняли перевозки в Таджикистан.
 
        В 1997 г. личный состав авиаполка напряженно работал над решением задач по обеспечению Северного завоза. Летные экипажи завезли в северные и арктические гарнизоны 520 тонн грузов, необходимых для жизнедеятельности войск.
 
        В 1999 г. экипажи 103 АП выполняли воздушные перевозки для обеспечения десантной и военной подготовки частей ВДВ. Летно-подъемным составом было выполнено 52 специальных задания. Личный состав полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Указом Президента РФ №1247 от 16 сентября 1999 г. 15 офицеров и 1 прапорщик из состава Гвардейцев награждены медалью «Нестерова». План по налету в 1999 г. был выполнен на 61%, общий налет составил всего-навсего 1312 ч. Абсолютного минимума за всю историю полка и эскадрильи налет достиг в 2000 г. - 711 ч!
 
 
        В последние годы положение с налетом немного улучшилось, но все равно перед командиром полка всегда стоит выбор: выполнить задание, доверив его опытным, еще советским, экипажам или рискнуть и попробовать молодых. На качественную подготовку молодых экипажей по-прежнему не хватает керосина. Несмотря на все сложности, в 2003 г. в полку удалось подготовить 13 молодых экипажей.
 
        В 2000 г. Красносельцами выполнено 31 специальное задание, всего выполнено 489 самолетовылетов, из них 253 ночных, 402 маршрутных полета и на десантирование.
 
  
  
  
 
        В 2001 г. началась подготовка экипажей к полетам по Международным воздушным линиям, и в том же году были выполнены первые полеты по МВЛ: в Тузлу и Скопье для вывода наших десантников с Балкан.
 
        Экипажи полка не раз привлекались к обеспечению поездок Президента РФ по стране. С 10 по 16 февраля 2002 г. один экипаж обеспечивал визит Президента в Тюмень и Новый Уренгой. При взлете с аэродрома Новый Уренгой на самолете не убралась правая задняя стойка шасси. Экипаж выпустил шасси и произвел штатную посадку в Новом Уренгое. На аэродроме дефект был устранен. В марте 2003 г. экипаж полка опять обеспечивал поездку Президента в Тюмень, на сей раз обошлось без авиационных ЧП.
 
        С 2002 г. экипажи регулярно летают на Новую Землю. В 2002 г. обеспечивали вывод войск из Камрани и поставку истребителей Су-30МКК Китаю. На обеспечение поставок одной партии истребителей выполнялось несколько полетов. В первом рейсе Ил доставлял из Новосибирска на авиабазу Тайюань ВВС КНР технические аптечки для Су-27 или Су-30, ЗИПы, группу руководства полетов истребителей. Вторым рейсом Ил обеспечивал перелет истребителей по международным воздушным линиям, главным образом вел радиообмен с пилотами истребителей и китайскими представителями. Летчики-перегонщики Су-27-х допусков к полетам по МВЛ не имели (истребители перегонялись по специальным маршрутам) и вести радиообмен на английском не могли, хотя... был случай. Командир Ила начал радиообмен с китайской стороной на традиционно международном английском. После нескольких неуверенных фраз по-английски приятный женский голос китайской стороны попросил перейти на русский! «Москва - Пекин, идут народы». Истребители держали радиообмен с экипажем Ила, а экипаж Ила - с Китаем. Третьим рейсом в Китай перебрасывалось техническое имущество.
 
        Полеты в Китай получили продолжение в 2006 г. В марте экипаж командира корабля майора Давыдова обеспечивал визит АПГ «Стрижи» в Китай., а в октябре в Китай вместе с «Русскими Витязями» летал экипаж командира 2-й АЭ подполковника Чуйко.
 
        В 2003 г. произошла трагическая история с перевозкой призывников. Якобы ВТА заморозила призывников, многие из которых заболели воспалением легких, а один умер. Призывников тогда перевозил смоленский «борт». На самом же деле экипаж Ила в нарушение всех инструкций не выводил ребят на мороз, а оставлял молодое пополнение в самолете на промежуточных аэродромах во время заправки самолета. Экипаж потом долго терзала военная прокуратура, но полностью оправдала действия авиаторов. В 2004 г. командование полка, и прежде всего заместитель командира по ВР подполковник Окунев, наладило тесные связи с администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга. Почетное наименование «Красносельский» в годы войны получило несколько воинских частей, но в современной российской армии это наименование носил только 103-й ВТАП. 3-5 мая 2005 г. делегация полка побывала в Красном Селе на праздновании 60-летия Победы, в свою очередь представители Красного Села неоднократно бывали в «Смоленске-Северном».
 
    
  
 
        В 2005 г. экипаж командира корабля майора А.В. Давыдова выполнил три рейса в Кабул. Уже два года смоленский полк демонстрирует рекорды боеготовности на осенних учениях по выброске десанта, которые проводятся в районе Пскова. В 2006 г. полк выставил на учения 12 бортов. При том, что самолеты в полку отнюдь не новые, боеготовность поддерживается на очень высоком уровне. Учения - учениями, а командировки - командировками.
 
        О командировках экипажей транспортной авиации разные истории ходят. Типа - бизнес. Попробуем разобраться. Ниже приведены данные об одной, не самой продолжительной, командировке экипажа командира корабля майора Овчаренко (летчик-инструктор майор Балацкий): 14.11.2005 Смоленск - Чкаловская; 15.11.2005 Чкаловская - Кольцово; 17.1 1.2005 Кольцове - Кант; 19.11.2005 Кант - Кольцово; 21.11.2005 Кольцово - Чкаловская; 29.11.2005 Чкаловская - Савастлейка; 29.11.2005 Савастлейка - Липецк; 29.11.2005 Липецк - Миллерово; 30.11.2005 Миллерово - Зерноград; 02.12.2005 Зерноград - Луховицы; 10.12.2005 Луховицы - Моздок; 10.12.2005 Моздок - Зерноград; 15.12.2005 Зерноград - Луховицы; 16.12.2005 Луховицы - Зерноград; 19.12.2005 Зерноград - Луховицы; 19.12.2005 Луховицы - Смоленск. Это удачная командировка - нигде не пришлось сидеть по погоде, между тем из-за СМУ на Новой Земле один экипажи «сижавал» 27 дней, другой в Елизово - две недели. Сидят не только по погоде, но и в ожидании груза. Улетая в «край далекий», экипаж не всегда представляет себе срок командировки, характер перевозимых грузов, аэродромы посадки.
        В чем главное отличие военно-транспортной авиации от просто транспортной авиации? Все военные пилоты и штурманы подготовлены к полетам по незнакомым трассам и посадкам на незнакомые аэродромы. Гражданские экипажи раз несколько в обязательном порядке провозят по новым для них трассам и аэродромам.
        Но вернемся к командировкам. Командировочные деньги экипажи получают пост фактум. Естественно, выдаются талоны на питание по летной реактивной норме (очень полезная штука!), но ведь энное количество денежных знаков еще никогда и никому не вредило. Где их брать и сколько, точнее, на сколько дней, недель, месяцев? Хорошо сейчас, когда инфляция небольшая. А представляете, что было в 90-е годы? Полученных через значительный срок после окончания командировки командировочных хватало как раз, чтобы скромно отметить с большим опозданием возвращение на родной аэродром. Что же касается бизнеса, то крутили его коммерсанты (и те, кто коммерсантам дал «добро»), арендовавшие в лихие 90-е военно-транспортные Илы для перевозки ширпотреба из Китая. Частенько в те годы летали с солидным перегрузом, отрывая Илы от аэродромов за счет той самой пресловутой кривизны Земной поверхности.
       
        Определенный вклад личный состав полка внес в дела, от авиации весьма удаленные. Как известно, в 2005 г. футбольный клуб ЦСКА выиграл кубок УЕФА. За финальной игрой с британским «Ливерпулем» в Монако наблюдал лично министр обороны С. Иванов. С собой на матч министр взял группу поддержки. В полки ВТА была спущена разнарядка на двух человек. Смоляне быстро ответили: «Есть!» И в Монако отправились старшие прапорщики Попов и Магарцев. Кто знает, может, их поддержка стала решающей для ЦСКА? На большой футбол могли попасть люди из совершенно других военно-транспортных полков, но в Смоленске документы подготовили оперативнее всех. Постоянная боевая готовность к выполнению любого приказа! В память о той поездке прапорщиков на футбол, кабинет зам. командира полка по ВР подполковника Сергея Окунева украшает российский флаг с автографом министра обороны РФ.
 
        15 октября 2009 года часть прекратила свое существование, в этот день весь личный состав авиаполка принял участие в церемонии прощания с Боевым Красным Знаменем (посмотреть фотографии). Знамя полка, исторический формуляр и почетное звание "Гвардейский Красносельский Краснознаменный Военно-Транспортный Авиационный полк имени Героя Советского Союза В.С.Гризодубовой" переданы на авиационную базу 1 разряда, г.Оренбург. Самолеты полка распределены по двум базам: Оренбург-2 (Меновый Двор), Таганрог (Центральный). Именной самолёт "Валентина Гризодубова" передан в Воронеж для обучения курсантов Воронежского авиационного училища.
 
  
 
 
        25-26 мая 2012 года в городе Смоленске состоялись торжественные мероприятия, а на аэродроме "Смоленск – Северный" авиационно-спортивный праздник посвящённые 70-й годовщине образования 103-го Гвардейского Красносельского Краснознаменного Военно-Транспортного Авиационного полка имени Героя Советского Союза В.С. Гризодубовой (СМИ о 70-летие 103 ГККВТАП). 
       
   
 
 
        В период после окончания Великой Отечественной войны и по май 2002 г. в авиаполку произведено награждений:
- орденом «Красной Звезды» – 3;
- орденом «За службу Родине в ВС» 3-й степени – 8;
- орденом «За военные заслуги» – 6;
- медалью «За боевые заслуги» – 6;
- медалью «За воинскую доблесть» – 33;
- медалью «Нестерова» - 18.
 

При использование материалов сайта указание гиперссылки на http://101aviapolk.ru/обязательно.